г. Чита |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А19-7242/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2019 года по делу N А19-7242/2019 по заявлению акционерного общества "Ангарскнефтехимстрой" (ИНН 3801046690, адрес: 665813, Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 45, строение 13) к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН: 1023801012905, ИНН: 3808011062) о признании недействительными решений: от 26.12.2018 г. N 69 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах; от 26.12.2018 г. N 163 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; от 26.12.2018 г. N 1582 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
акционерное общество "Ангарскнефтехимстрой" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, Фонд) о признании недействительными решений: - от 26.12.2018 г. N 69 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах; - от 26.12.2018 г. N 163 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; - от 26.12.2018 г. N 1582 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17.10.2019 признаны недействительными решения Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, вынесенные в отношении акционерного общества "Ангарскнефтехимремстрой": о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 69 от 26.12.2018; о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 163 от 26.12.2018; о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 1582 от 26.12.2018, как несоответствующие действующему законодательству.
Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взыскано с заинтересованного лица в пользу заявителя 9000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2019 года по делу N А19-7242/2019. Принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и пункта 25 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение о Фонде) в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами или произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором общество с выводами суда первой инстанции согласно, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.11.2019.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Заявитель просил о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, филиалом N 8 ГУ-Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в отношении страхователя акционерного общества "Ангарскнефтехимремстрой" проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также правомерности произведенных страхователем расходов на социальное обеспечение за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
По результатам проверки Фондом установлено занижение Обществом базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2016 год в связи с непринятием к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, произведенного Обществом.
Результаты проверки зафиксированы в Актах выездной проверки N 125/ осс-д от 30.11.2018, N 125/осс-р от 30.11.2018 г., 125н/с от 30.11.2018 г.
Фондом приняты решения от 26.12.2018 г. N 69, N 163 и N 1582.
Фондом установлен факт выплаты Обществом работнику Голубовскому В.В. пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности N 219 243 723 924 с измененной датой окончания периода нетрудоспособности (листок выдавался медицинским учреждением, однако в нем была изменена дата окончания периода нетрудоспособности с 23.07.2016 на 28.07.2016). Голубовскому В.В. на основании указанного листка было начислено и выплачено пособие в размере 1952,94 руб. (532,62 руб. за счет средств работодателя, 1420,32 руб. за счет средств ФСС).
Согласно решению N 163 от 26.12.2018 Фондом не приняты к зачеты расходы на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с нарушением законодательства об обязательном социальном страховании в размере 1420,32 руб., предложено произвести корректировку расходов на выплату указанной суммы, путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и отчетности и доплатить страховые взносы в указанном размере.
Согласно решению N 69 от 26.12.2018 Фондом доначислено Обществу: 56,63 руб. - недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, 16,48 руб. - пени, 11,33 руб. (56,63х20%) - штрафа за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов (ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
Фондом также вынесено решение от 26.12.2018 г. N 1582. Согласно данному решению Фондом сделан вывод о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части не включения в базу для начисления страховых взносов следующих расходов: на оплату дополнительного отпуска работнику в связи с рождением ребенка; на оплату проезда к месту лечения и обратно пострадавшему на предприятии в результате несчастного случая; на доплату к ежемесячному пособию работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 и 3 лет; на выплаты работникам в связи с праздниками - День защитника отечества, 8 марта, а также в связи с юбилейной датой - 40 лет со дня образования РСУ-5я. по приказу о поощрении работников; на выплаты, произведенные работнику Голубовскому В.В. по листку нетрудоспособности N 219 243 723 924 с измененной датой окончания периода нетрудоспособности (в части сумм не принятых к зачету).
Обществу начислена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 3095,95 рублей, по состоянию на 01.01.2018 г. начислены пени в размере 107,80 рублей, а также Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за неполную неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 618,19 рублей (3090,95 руб. х 20%).
Заявитель, полагая данные решения незаконными, нарушающими его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, верно применены следующие нормы права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из содержания части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в редакции, действовавшей в спорный период, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона (в том числе для организаций), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско- правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 этого Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.
Как установлено судом первой инстанции, согласно решению N 69 Обществу начислена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 56,63 рублей, также Общество привлечено в ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 11,33 рублей, по состоянию на 01.01.2017 г. начислены пени в размере 16,48 рублей.
Согласно Акту проверки Фонд доначислил страховые взносы за июль 2016 г. в сумме 56,63 рублей на всю сумму пособия по временной нетрудоспособности, выплаченного Обществом работнику Голубовскому Виталию Валерьевичу по листку нетрудоспособности N 219 243 723 924, в котором работник умышленно и втайне от Общества исправил даты окончания периода освобождения от работы и дату начала работы после освобождения.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, согласно которому выявленные органами ФСС РФ нарушения, не свидетельствуют о том, что выплаченная страхователем сумма пособия по временной нетрудоспособности утрачивает свою социальную направленность и становятся вознаграждением за труд в рамках трудовых отношений, которое согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212- ФЗ подлежит включению в базу для исчисления страховых взносов.
Апелляционный суд полагает правильной позицию суда первой инстанции, выраженную в следующем.
Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в силу п. 1 ст. 3, ст.5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ за счет средств бюджета ФСС РФ, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности.
При этом средства обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляют собой денежные средства, формируемые за счет уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также имущество, находящееся в оперативном управлении страховщика (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Согласно пп.5 п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это обязательные платежи, осуществляемые страхователями в ФСС РФ в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС РФ, уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, законодательно установлена обязанность территориального органа ФСС РФ засчитывать произведенные страхователем расходы на выплату работникам страхового обеспечения в счет уплаты страховых взносов.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства об обязательном социальном страховании, территориальный орган ФСС РФ, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ (п. 4 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Не принятые к зачету суммы расходов на обязательное страхование не поименованы в качестве объекта обложения страховыми взносами в ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В силу пп.1 п.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, в том числе пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что расходы, понесенные организацией в счет начисленных страховых взносов и не принятые территориальным органом ФСС РФ к зачету, являются недоимкой по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на которую не начисляются какие-либо страховые взносы.
Как следует из решения от 26.12.2018 N 69, территориальный орган ФСС квалифицировал непринятые расходы страхователя как занижение базы для начисления страховых взносов, исчислив с них страховые взносы, что нарушает вышеизложенные нормы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал указанное начисление необоснованным.
На основании п. 9 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ под недоимкой понимается сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законом срок.
В силу ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки, начисляемая за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Исходя из указанных норм, основанием для начисления пени по соответствующим страховым взносам является наличие недоимки по данным страховым взносам.
Пунктом 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов.
Исходя из указанных норм, основанием для начисления штрафа, предусмотренного п.1 ст.47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, является наличие недоимки по данным страховым взносам.
В силу указанной нормы занижение базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) плательщика образуют состав правонарушения, предусмотренного нормой п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм страховых взносов, то есть к возникновению задолженности.
Согласно позиции Фонда социального страхования, допущенные заявителем нарушения при выплате Обществом за счет ФСС РФ 1420, 32 рублей пособия по временной нетрудоспособности за июль 2016 г. Голубовскому Виталию Валерьевичу по листку нетрудоспособности N 219 243 723 924, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, поскольку они выплачены на основании листка нетрудоспособности, подлежащего замене на дубликат в связи с ошибками: в листке нетрудоспособности работник умышленно и втайне от Общества исправил даты окончания периода освобождения от работы и дату начала работы после освобождения.
Отклоняя указанные доводы, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии частью 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 названной статьи.
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.
Частью 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Аналогичное положение закреплено в пункте 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ: страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В силу указанных норм расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности могут приниматься к зачету в случае, если имел место факт утраты трудоспособности (страховой случай) и данный факт документально подтвержден.
Суд первой инстанции установил, что факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности Голубовского В.В., удостоверенный спорным листком нетрудоспособности, Фондом не опровергнут, доказательств его выдачи при отсутствии оснований не представлено.
Факт выдачи листка нетрудоспособности именно медицинским учреждением Голубовскому, сторонами не оспорен, вместе с тем Фондом было установлено, что в данном листке была исправлена дата выхода на работу - с 23.07.2016 на 28.07.2016.
В суде первой инстанции представитель заявителя пояснил, что данный листок нетрудоспособности был представлен Голубовским В.В., какие-либо сомнения в его подлинности отсутствовали.
Из оспариваемых решений следует, что о факте внесения изменений работником в листок нетрудоспособности Фонду стало известно только после проведения проверочных мероприятий. О том, что из листка нетрудоспособности наглядно следует внесение исправлений и об обязанности страхователя в рассматриваемом случае провести проверочные мероприятия больничного листа, из оспариваемого решения и акта проверки не следует. Вместе с тем, из акта проверки и оспариваемых решений не следует отсутствие фактов наличия у застрахованного лица заболевания, послужившего основанием для выдачи листка нетрудоспособности. Однако Фонд полностью отказал в принятии расходов выплат по листку нетрудоспособности, выданному Голубовскому В.В. При этом, как правильно указал суд первой инстанции, не любое нарушение порядка выдачи листков временной нетрудоспособности свидетельствует о незаконности произведения выплат по социальному страхованию.
Учитывая факт выдачи спорного листка нетрудоспособности и выплаты работнику пособия по социальному страхованию, а также отсутствие доказательств, опровергающих факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенного спорным листком нетрудоспособности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недействительности оспариваемых решений.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что за период с 23.07.2016 по 28.07.2016 в расходах страхователю отказано обосновано. При этом апелляционный суд обращает внимание, что в оспариваемых решениях изложенные в апелляционной жалобе основания отсутствуют и расчеты расходов, не подлежащих зачету за указанный период, также как и установление подлежащей уплате недоимки, суммы пени, штрафа, начисленные на недоимку, в решениях Фонда не отражены. Между тем страхователь, представляя свои возражения на акт проверки и аргументируя свои возражения, представил расчеты, что отражено в решении N 69. Однако Фонд, не дав оценку возражениям страхователя, отклонил их.
Апелляционный суд отмечает, что исправление недостатков ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, не входит в компетенцию арбитражного суда.
Как следует из оспариваемого решения от 26.12.2018 N 1582 Фондом установлено занижение базы для начисления страховых взносов в 2017 г. на суммы следующих видов выплат (вознаграждений и доплат), произведенных Обществом в пользу своих работников за счет прибыли в общем размере 253 500 рублей: денежных премий работникам Общества в связи с праздником - День защитника Отечества в общем размере 9000 рублей (выплаченных на основании Коллективного договора АО "Ажарскнефтехимремстрой" на 2015-2017), денежных премий работникам Общества в связи с праздником - 8 Марта в общем размере 214 500 рублей (выплаченных на основании Коллективного договора АО "Аягарскнефтехимремстрой" на 2015-2017), денежных премий работникам Общества в связи с юбилейной датой - 40 лет со дня образования ремонтно-строительного управления N 5 (РСУ-5) в общем размере 30 000 рублей (выплаченных на основании приказа от 22.06.2017 N474/л3 "О поощрении работников", а также приказа N 640/лЗ от 01.08.2017 о внесении изменений в приказ N474/лЗ), доплату к ежемесячному пособию работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и до 3 лет в общем размере 72 000 рублей (выплаченных на основании Коллективного договора АО "Ангарскнефтехимремстрой" за 2017-2020), оплату дополнительного отпуска в связи с рождением ребенка на сумму 1551,64 рублей (выплаченных на основании Коллективного договора АО "Ангарскнефтехимремстрой" за 2017-2020), оплату к месту лечения и обратно, пострадавшему на предприятии в результате несчастного случая на сумму 14437,70 рублей (выплаченных на основании Коллективного договора АО "Ангарскнефтехимремстрой" за 2017-2020).
Как правильно установлено судом выплата вознаграждений работникам АО "АНХРС" в связи с праздником - День защитника Отечества, в связи с праздником - 8 марта произведена в соответствии с п. 6.4.7, 6.4.6 Коллективного договора на 2015-2017 гг. N П2-03 КД- 0012ЮЛ-192 версия 2.00; в связи с юбилейной датой - 40 лет со дня образования ремонтно-строительного управления N 5 (РСУ-5) произведена в соответствии с разделом 7 Положения Общества "Порядок оплаты труда работников" П2-03 Р-0001 ЮЛ-192 версия 2.05, введенного приказом АО "АНХРС" от 29.04.2011 N 46.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, такие выплаты, исходя из их правовой природы, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорные выплаты производились страхователем на основании положений коллективного договора. Коллективный договор заключен в целях создания системы социально-трудовых отношений, которая бы способствовала стабильной и производительной работе, повышению уровня жизни работников, установлению социально-трудовых прав и гарантий, реализации принципов социального партнерства и взаимной ответственности сторон.
Суд первой инстанции правомерно указал, что названные выплаты не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера и не зависят от результатов труда работников общества, следовательно, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Учитывая, что недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 3095,95 рублей у Общества отсутствовала, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что фондом неправомерно привлечено Общество к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Апелляционному суду Фондом приведены доводы аналогичные доводам, заявленным суду первой инстанции. Судом первой инстанции всем доводам дана надлежащая оценка. Суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, ссылки на которые приведены в решении суда.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2019 года по делу N А19-7242/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7242/2019
Истец: АО "Ангарскнефтехимремстрой"
Ответчик: ГУ - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации