г. Саратов |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А12-25413/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 декабря 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Камериловой В.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ропотовой Е.Д.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 3 сентября 2019 года по делу N А12-25413/2019
по иску управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
к обществу с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (ИНН 3444259579, ОГРН 1163443068722)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город"
о возложении обязанности обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ:
Управление "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (далее - истец, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (далее- ответчик, общество ) в котором просило обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 4 по ул. Советской Центрального района Волгограда, а также предоставить документы, подтверждающие установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.08.2019 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 3 сентября 2019 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 4 по ул. Советской Центрального района Волгограда, а также предоставить документы, подтверждающие установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии.
С общества с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" в доход федерального бюджета взыскано 6000 руб. государственной пошлины по иску.
ООО "Концессия теплоснабжения" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Управление "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда возражения на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства, на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, с целью проверки исполнения требований ранее выданного предписания (от 02.04.2019 N 1522-р), содержащего информацию о нарушении требований в части обеспечения ввода в эксплуатацию общедомовых узлов учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 4 по ул. Советская Центрального района Волгограда, должностным лицом управления была проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения").
В ходе проведения контрольных мероприятий установлено (акт проверки от 05.02.2019 N 318-р), что многоквартирный дом N 4 по ул. Советской не оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии. Управляющая организация, осуществляющая управление данным многоквартирным домом (ООО "УК "Уютный город"), ранее подавала заявку (N 864 от 26.07.2018) в ООО "Концессии теплоснабжения" на заключение договора на установку и эксплуатацию прибора учета используемых энергетических ресурсов в МКД. 27.07.2018 указанная заявка была принята ресурсоснабжающей организацией.
Документов, подтверждающих рассмотрение ООО "Концессии теплоснабжения" заявки N 864 от 26.07.2018, к проверке представлено не было. По результатам внеплановой выездной проверки в адрес ООО "Концессии теплоснабжения" выдано предписание от 02.04.2019 N 1522-р-2/п со сроком выполнения до 15.05.2019 и требованиями:
- обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 4 по ул. Советской Центрального района Волгограда, а также предоставить документы, подтверждающие установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии. 29.04.2019 в отношении ответчика был составлен протокол N 1522-р-2 об административном правонарушении. 27.05.2019 была проведена внеплановая выездная проверка исполнения требований предписания от 02.04.2019 N 1522-р-2/п на основании распоряжения N 2333-р. 05.06.2019 составлен акт проверки органом государственного контроля N 2333-р. В ходе проверки своевременного исполнения требований, указанных в предписании N 1522-р-2/п от 02.04.2019, установлено его неисполнение.
14.06.2019 повторно составлен протокол N 2333-р-2 об административном правонарушении.
Отказ ответчика от установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 4 по ул. Советской Центрального района Волгограда, явились основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируется нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений.
Законом Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" органы местного самоуправления городских округов Волгоградской области наделены государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора в части осуществления надзора за соблюдением гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе к обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов
Согласно пунктам 1.1, 2.1.2.1 Положения об управлении "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 30.12.2015 N 1865, Управление является структурным подразделением аппарата главы администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять функции по государственному жилищному надзору, лицензионному контролю и муниципальному жилищному контролю в рамках переданных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В рамках осуществления отдельных государственных полномочий, Управление организует и осуществляет государственный жилищный надзор в части осуществления надзора за соблюдением гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности к обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов.
Согласно п. 6. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу положений пунктов 5,6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии с частью 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Частью 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами
В рамках осуществления отдельных государственных полномочий, управление организует и осуществляет государственный жилищный надзор в части осуществлении надзора за соблюдением гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учетам используемых ресурсов и эксплуатации таких приборов.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В силу части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении). 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью прибора учета, который устанавливается в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии, теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя включает в себя, в частности, проектирование и установку приборов учета, ввод в эксплуатацию узла учета, эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 17 постановления N 1034).
В пункте 12 постановления N 1034 указано, что в случае, если одна из сторон договора, обязанная в соответствии с федеральными законами установить прибор учета, не выполняет эту обязанность, другая сторона договора обязана в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установить прибор учета для осуществления расчетов по договору.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Как указано в части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе, оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета
используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
При этом после 01.07.2013 (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электроэнергии, в том числе оснащения МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете и неустранения таких нарушений, совершивших их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме (управляющей организацией, как представителем интересов собственников помещений в МКД) обязанности по оснащению многоквартирного дома приборами учета энергетических ресурсов и неустранения такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, действия по установке приборов учета должны быть совершены именно ресурсоснабжающей организацией с возмещением собственниками помещений МКД соответствующих расходов (аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 11.10.2018 по делу N А07- 126/2018, постановлениях Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 по делу N А12-36646/2018, от 24.04.2019 по делу N А12-36647/2018.
Материалами дела подтвержден тот факт, что ответчик не осуществил установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в спорном доме.
В рамках судебного дела N А12-8307/2019 ООО "Концессии теплоснабжения" обращалось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда от 05.02.2019 N 318-р об устранении выявленных нарушений (указанным предписанием на общество была возложена обязанность по обеспечению установки и вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловойэнергии в многоквартирном доме N 4 по ул. Советская).
17.06.2019 решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-8307/2019 в удовлетворении заявленных требований было отказано (решение суда не было обжаловано в апелляционном порядке, вступило в законную силу 17.07.2019).
При рассмотрении данного спора суд пришёл к выводу, что на момент проведения контрольных мероприятий, то есть на 29.01.2019 многоквартирный дом N 4 по ул. Советская не оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии (ОДПУ ТЭ). Более того, ООО "Концессии теплоснабжения", несмотря на поступившую в его адрес 27.07.2018 заявку от управляющей организации на заключение договора на установку общедомового прибора учета тепловой энергии, не осуществлены какие-либо действия по оснащению вышеуказанного многоквартирного дома ОДПУ ТЭ.
Оценивая оспариваемое предписание, суд констатировал его законность, поскольку именно ресурсоснабжающая организация обязана обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 4 по ул. Советская.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что именно ресурсоснабжающая организация обязана обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 4 по ул. Советская.
Предписание Управления от 02.04.2019 N 1522-р-2/п, направленные на устранение допущенных ООО "Концессии тепло-снабжения" требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, соответствуют требованиям Закона N 261 -ФЗ, являются реально исполнимыми, выданными в адрес надлежащего лица, что подтверждено проведенной проверкой (акт проверки от 05.06.2019), которой установлено, исполнение требований оспариваемых предписаний.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Концессии теплоснабжения" не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 3 сентября 2019 года по делу N А12-25413/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-25413/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВОЛГОГРАДА" АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА
Ответчик: ООО "КОНЦЕССИИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ"
Третье лицо: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "УЮТНЫЙ ГОРОД"