г. Пермь |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А60-19829/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Грибиниченко О.Г., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Каменска-Уральского"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 сентября 2019 года по делу N А60-19829/2019
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Каменска-Уральского" (ИНН 6666007049, ОГРН 1036600622134)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "СК-Орион" (ИНН 6671042352, ОГРН 1169658053102)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Каменска-Уральского" (далее заявитель, МКУ "Управление ГОЧС г.Каменска-Уральского") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее заинтересованное лицо) о признании незаконными решения от 21.03.2019 N 76-В и предписания от 21.03.2019 N 76-В.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, МКУ "Управление ГОЧС г.Каменска-Уральского обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе приводит доводы, о том для целей применения ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не должны учитываться контракты, по которым имеется факт наличия применения штрафных санкций, так как лишь из сопоставления тех из них, которые исполнены надлежащим образом, с теми, которые таковыми не являются, можно спрогнозировать дальнейшую судьбу заключаемого контракта, в настоящем случае победителем аукциона ООО СК-Орион" информация, подтверждающая его добросовестность, не представлена.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо ООО "СК-Орион" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч.8 ст. 69, ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 настоящей статьи. В случае если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные ч. 2 ст. 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с ч. 9 ст. 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива) (ч. 3 ст.83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Согласно ч. 4 ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с ч. 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 5 ст. 83.2 указанного Федерального закона в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица (ч. 6 ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
В соответствии с ч. 13 ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного ч.14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч. 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 настоящей статьи (ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Согласно ч. 3 ст. 37 указанного Федерального закона к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с ч. 2 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области проведена внеплановая проверка действий заказчика в лице МКУ "Управление ГОЧС по г.Каменска-Уральского" при осуществлении процедуры заключения контракта с победителем закупки ООО "СК-Орион" (извещение N 0362300201919000006) и установлены следующие обстоятельства. В ходе проверки установлены следующие обстоятельства.
30.01.2019 на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0362300201919000006 и документация об аукционе на капитальный ремонт помещений и электросилового и осветительного оборудования в нежилых помещениях N 22, 24, 25, 26, 27, 4, 3, 2 МКУ "Управление ГОЧС г. Каменска-Уральского", расположенных по адресу г. Каменск - Уральский, ул. Ленина, д.34 (4-ый этаж). Начальная максимальная цена контракта 1 446 718,49 руб.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 13.02.2019 N 0362300201919000006-3 ООО "СК-Орион" признано победителем. В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 13.02.2019 N0362300201919000006-3 ООО "СК-Орион" предложена цена 798 100,58 руб. (процент снижения составил 44,83%).
Таким образом, победитель электронного аукциона ООО "СК-Орион" должен предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, или информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки, и обеспечение исполнения контракта в размере 217 007, 77 руб.
15.02.2019 победителю электронного аукциона ООО "СК-Орион" через оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" (http://www.sberbank-ast.ru) был направлен на подпись проект контракта.
20.02.2019 ООО "СК-Орион" был размещен протокол разногласий.
22.02.2019 заказчиком МКУ "Управление ГОЧС г. Каменска-Уральского" обработан протокол разногласий и повторно направлен проект контракта ООО "СК-Орион".
Оператором электронной площадки был установлен регламентированный срок для подписания контракта со стороны победителя - 27.02.2019 23:59.
В рамках регламентированного срока, а именно 27.02.2019, заказчику через оператора электронной площадки был направлен проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени ООО "СК-Орион", а также 19.02.2019 предоставлено обеспечение исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением N 29 от 19.02.2019 на сумму 217 007,77 руб., и в подтверждение добросовестности участника закупки представлена информация по семи контрактам (извещения NN 0862300039918000079, 0362100022018000015, 0362100010018000029, 0362300028818000001, 0362100010018000084, 0162200011818000347, 0362300019918000002).
В соответствии с протоколом признания победителя электронного аукциона ООО "СК-Орион" уклонившимся от заключения контракта от 02.03.2019 N ППУ1 основанием явилось следующее: "по муниципальным контрактам 1665822595018000023, 1665901436618000190, 1665901436618000250, 2666000805318000017, найдена информация о неустойках (штрафах, пенях), что в соответствии с ч. 3 ст. 37 Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", является нарушением, так как все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)".
Между тем антимонопольным органом установлено, что из представленных в подтверждение добросовестности участника закупки семи контрактов (извещения N N 0862300039918000079, 0362100022018000015, 0362100010018000029, 0362300028818000001, 0362100010018000084, 0162200011818000347, 0362300019918000002), три контракта, заключенные по результатам закупок NN 0862300039918000079, 0362300028818000001, 0362300019918000002, исполнены в 2018 году, то есть в течение одного года до даты подачи заявки на участие в аукционе (07.02.2019). Исходя из сведений об исполнении указанных контрактов, размещенных в Единой информационной системе, к исполнителю не применялись штрафные санкции (пени, неустойки). При этом цена одного представленного контракта N 0362300028818000001 составила 1 990 555,27 (то есть не менее 20% от цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт). В связи с чем антимонопольным органом сделан вывод о том, что победителем электронного аукциона ООО "СК-Орион" предоставлено заказчику обеспечение исполнение контракта в соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; а заказчик МКУ "Управление ГОЧС по г. Каменска-Уральского" необоснованно признал победителя электронного аукциона ООО "СК-Орион" уклонившимся от заключения контракта.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области вынесено решение от 21.03.2019 N 76-В, в соответствии с которым в действиях заказчика МКУ "Управление ГОЧС по г. Каменска-Уральского" выявлено нарушение ч.13 ст. 83.2 Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Также Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в адрес МКУ "Управление ГОЧС по г. Каменска-Уральского" выдано предписание от 21.03.2019 N 76-В, которым предписано заказчику в срок до 05.04.2019 устранить нарушения при проведении электронного аукциона N 0362300201919000006 путем отмены протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта, направления в адрес победителя ООО "СК-Орион" электронного аукциона проекта государственного контракта. Оператору электронного торговой площадки обеспечить исполнение предписания. Заказчику МКУ "Управление ГОЧС по г.Каменска-Уральского" в срок до 12.04.2019 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области копию документа, подтверждающего выполнение настоящего предписания.
МКУ "Управление ГОЧС по г. Каменска-Уральского", полагая, что указанные ненормативные правовые акты являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых ненормативных правовых актов.
При этом суд первой инстанции указал, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что победителем аукциона ООО "СК-Орион" предоставлено обеспечение исполнения контракта в размере 217 007,77 руб., а также в подтверждение добросовестности участника закупки информация по семи контрактам (извещения N N 0862300039918000079, 0362100022018000015, 0362100010018000029, 0362300028818000001, 0362100010018000084, 0162200011818000347, 0362300019918000002); три из представленных контрактов, заключенные по результатам закупок NN 0862300039918000079, 0362300028818000001, 0362300019918000002, исполнены в 2018 году, то есть в течение одного года до даты подачи заявки на участие в аукционе (07.02.2019), исходя из сведений об исполнении данных контрактов, размещенных в Единой информационной системе, к исполнителю по данным контрактам не применялись штрафные санкции (пени, неустойки).
Доводы заявителя МКУ "Управление ГОЧС по г. Каменска-Уральского" об обратном основаны на неверном толковании вышеприведенных положений действующего законодательства, поскольку исходя из требований ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" наличие трех контрактов, исполненных в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе, без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней), является минимально необходимым и достаточным условием, подтверждающим добросовестность участника закупки.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно поддержал выводы антимонопольного органа о том, что победителем электронного аукциона ООО "СК-Орион" предоставлено заказчику обеспечение исполнение контракта в соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; а заказчик МКУ "Управление ГОЧС по г. Каменска-Уральского" необоснованно признал победителя электронного аукциона ООО "СК-Орион" уклонившимся от заключения контракта, в нарушение ч.13 ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемых решения и выданного на его основании предписания, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 сентября 2019 года по делу N А60-19829/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Каменска-Уральского" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-19829/2019
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ ГОРОДА КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "СК-ОРИОН"