г. Киров |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А28-4351/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.
при участии в судебном заседании представителя заявителя - Чистова А.А., действующего на основании доверенности от 26.06.2019.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления администрации города Кирова по Первомайскому району
на решение Арбитражного суда Кировской области от 12.08.2019 по делу N А28-4351/2019,
по заявлению акционерного общества "Кировские коммунальные системы" (ИНН: 4345230965; ОГРН: 1084345012454)
к Территориальному управлению администрации города Кирова по Первомайскому району (ИНН: 4348008133; ОГРН: 1034316537375)
о признании незаконным решения, об обязании восстановить нарушенные права,
установил:
акционерное общество "Кировские коммунальные системы" (далее - заявитель, АО "ККС") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления администрации города Кирова по Первомайскому району (далее - ответчик, Территориальное управление) в выдаче разрешения на использование муниципальных земель, формализованного в уведомлении от 07.03.2019 N 62-ПР об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута, и об обязании выдать разрешение на размещение объекта.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 12.08.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Территориальное управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что спорный объект канализации построен, при этом АО "ККС" испрашивает разрешение на размещение уже созданного и введенного в эксплуатацию линейного объекта. Ответчик полагает, что поскольку объект канализации возведен АО "ККС" в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок и (или) разрешений на размещение, на него не распространяется действие Постановления Правительства Кировской области от 11.09.2015 N 59/570.
АО "ККС" в отзыве на апелляционную жалобу настаивает на незаконности оспариваемого отказа, просит оставить решение суда без изменения. Заявитель указывает, что он намерен провести прокладку новой сети по существующей трассе в связи с неудовлетворительным техническим состоянием спорного объекта, поскольку именно Общество обязано обеспечивать техническое содержание социально значимого объекта - канализационной сети.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 20.09.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 21.09.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Судебное заседание, состоявшееся 06.11.2019 и проведенное с участием представителя заявителя, на основании части 5 статьи 158 АПК РФ было отложено до 13 часов 20 минут 09.12.2019. Территориальное управление представило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
09.12.2019 в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал занятую по делу правовую позицию.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.02.2019 АО "ККС" обратилось в Территориальное управление с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка в кадастровом квартале N 43:40:000244 площадью 100 кв.м с целью прокладки канализации от колодца на выпуске здания по ул. Володарского, 44 до колодца на выпуске жилого дома по ул. Розы Люксембург, 56 в городе Кирове, труба ВЧШГ Ду=150 длиной 50,5 м, указав срок использования - шесть месяцев (с 28.02.2018 по 28.08.2019), приложив к заявлению схему границ, документы, подтверждающие личность и полномочия представителя заявителя, копию договора на оказание услуг от 16.11.2017 N 4991, ответ прокуратуры Кировской области от 15.02.2019 N 07-655-2017/Он-07-457-19-47 (т.1 л.д.27).
Уведомлением от 07.03.2019 N 62-ПР Территориальное управление отказало заявителю в выдаче разрешения на размещение объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута в связи с тем, что в заявлении указан вид планируемого к размещению объекта, не предусмотренного перечнем (абзац 3 пункта 2.11 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных Постановлением Правительства Кировской области от 11.09.2015 N 59/570).
Не согласившись с указанным решением Территориального управления, АО "ККС" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Суд первой инстанции требования заявителя удовлетворил, признал незаконным оспариваемый отказ в выдаче разрешения на использование муниципальных земель, обязав ответчика выдать Обществу испрашиваемое разрешение.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута регламентировано положениями главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, к указанным объектам относятся, в том числе подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 1); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 3).
В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) приведен перечень объектов, при строительстве (возведении) которых не требуется выдачи разрешения на строительство.
Установленный в названной норме перечень не является исчерпывающим. При этом, исходя из буквального толкования указанной нормы, законодатель наделил субъекты Российской Федерации правом устанавливать случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется (пункт 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ).
В Кировской области перечень иных случаев, помимо предусмотренных ГрК РФ, когда выдача разрешения на строительство не требуется, утвержден постановлением Правительства области от 18.05.2017 N 65/245.
В соответствии с названным Перечнем выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства линейных сооружений водоотведения, в том числе сетей ливневой канализации, с диаметром до 1000 миллиметров включительно.
Порядок размещения объектов, предусмотренных пунктом 6 статьи 39.33 ЗК РФ, определен в статье 39.36 названного Кодекса, согласно пункту 3 которой предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 объекты размещаются в порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
На территории Кировской области порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов утверждены постановлением Правительства области от 11.09.2015 N 59/570.
Пунктом 2.1 Порядка N 59/570 установлено, что размещение объекта на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании разрешения на размещение объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Разрешение выдается на срок планируемого размещения объекта, указанный в заявлении о выдаче разрешения на размещение объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута, но не более чем на 3 года.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка N 59/570 к условиям размещения объектов отнесено соблюдение требований земельного, градостроительного законодательства, технических регламентов, в том числе противопожарных, санитарных требований, требований обеспечения конструктивной надежности и безопасности зданий, строений, сооружений и их частей.
В силу пункта 3.2 Порядка N 59/570 действие разрешения прекращается досрочно, в том числе при установлении факта нарушения условий размещения объекта, установленных в пункте 3.1 настоящих Порядка и условий.
Согласно пункту 2.3 Порядка N 59/570 разрешение выдается на основании заявления, которое подается заинтересованным лицом в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, либо в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (на основании заключенного между многофункциональным центром и уполномоченным органом соглашения о взаимодействии).
В заявлении указываются, в том числе: вид (наименование) объекта, размещение которого планируется на земельном участке; даты планируемого начала и окончания строительства или реконструкции объекта, предусмотренного пунктом 1.1 настоящих Порядка и условий; срок, на который запрашивается разрешение (пункт 2.4 Порядка N 59/570).
К заявлению прилагается схема границ части земель или земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объекта, с границами, описанными в системе координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости, на бумажном носителе, а также на электронном носителе в формате ГИС ИнГео (IDF) (пункт 2.5 Порядка N 59/570).
В соответствии с пунктом 2.10 Порядка N 59/570 решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения при наличии оснований, указанных в пункте 2.11 настоящих Порядка и условий, принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления.
К числу оснований для отказа в выдаче разрешения отнесено то обстоятельство, что в заявлении указан вид планируемого к размещению объекта, не предусмотренного перечнем (пункт 2.11 Порядка N 59/570).
Из материалов дела следует, что АО "ККС" при обращении в Территориальное управление с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута представило предусмотренный пунктами 2.3 - 2.8 Порядка N 59/570 перечень документов. В качестве цели получения разрешения Общество указало прокладку канализации от колодца на выпуске здания по ул. Володарского, 44 до колодца на выпуске жилого дома по ул. Розы Люксембург, 56 в городе Кирове, труба ВЧШГ Ду=150 длиной 50,5 м.
Обстоятельств того, что заявитель просит выдать разрешение на размещение объекта, для создания которого требуется разрешение на строительство, по материалам дела не установлено, Территориальным управлением таких доказательств не представлено.
Ответчик по итогам рассмотрения заявления Общества отказал в выдаче испрашиваемого разрешения, сославшись на то, что в заявлении указан вид планируемого к размещению объекта, не предусмотренного перечнем N 1300. Иных оснований для отказа Территориальным управлением в оспариваемом решении не названо.
Между тем, как видно из изложенных выше норм, линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, включены в Перечень N 1300.
Таким образом, спорный объект заявителя входит в указанный перечень, соответственно, положенное ответчиком в основу отказа в выдаче испрашиваемого Обществом разрешения основание нельзя признать правомерным.
В обоснование законности оспариваемого решения об отказе в выдаче разрешения Территориальное управление указало, что разрешение испрашивается заявителем на размещение уже построенного и введенного в эксплуатацию линейного объекта, у Общества отсутствует правоустанавливающий документ на земельный участок.
Действительно, в ИСОГД (раздел 9) имеются сведения о построенном и введенном в эксплуатацию по спорному адресу объекте канализационной сети (т.1 л.д.45).
Вместе с тем по данному обстоятельству Общество пояснило, что испрашиваемое разрешение ему необходимо для приведения сетей канализации в надлежащее техническое состояние путем прокладки новой сети по существующей трассе. Указанные пояснения подателем жалобы не опровергнуты.
Отклоняя доводы ответчика, основанные на пункте 2 постановления Правительства Кировской области от 18.05.2017 N 65/245, суд первой инстанции правомерно признал, что названный нормативный акт определяет объекты капитального строительства, для создания которых не требуется разрешение на строительство, а не условия их размещения.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений не усматривается.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого отказа Территориального управления. Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, правомерно удовлетворил требование заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, по существу повторяющие позицию ответчика в суде первой инстанции, апелляционным судом рассмотрены и признаны в данном деле несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого судебного акта в силу вышеизложенного.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 12.08.2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 12.08.2019 по делу N А28-4351/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления администрации города Кирова по Первомайскому району - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-4351/2019
Истец: АО "Кировские коммунальные системы"
Ответчик: Территориальное управление администрации города Кирова по Первомайскому району