г. Вологда |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А05-9075/2019 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 сентября 2019 года по делу N А05-9075/2019,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (межрайонное) (ОГРН 1022901216227, ИНН 2907008799; адрес: 165150, Архангельская область, Вельский район, город Вельск, улица Дзержинского, дом 86, здание N 2; далее - учреждение, фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с Управления строительства и инфраструктуры администрации муниципального образования "Устьянский муниципальный район" (ОГРН 1162901053028, ИНН 2922009405; адрес: 165210, Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, улица Комсомольская, дом 7; далее - управление) финансовой санкции в размере 7 000 руб., предусмотренной частью третьей статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Закона, за октябрь 2018 года.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 сентября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что страхователь обоснованно привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений индивидуального персонифицированного учета, поскольку сведения о застрахованных лицах, предусмотренные частью 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за спорный отчетный период 2018 года по форме СЗВ-М с типом "исходная", представлены 19.11.2018, то есть позже установленного срока (до 15 ноября), следовательно данные сведения представлены впервые и с нарушением срока.
От управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, управление является лицом, производящим выплаты физическим лицам и, соответственно, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признается страхователем.
Во исполнение предусмотренной пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ обязанности управление по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) 08.11.2018, то есть в установленный Законом срок, направил в учреждение отчет по форме СЗВ-М "исходная" за октябрь 2018 года в отношении 14 застрахованных лиц.
Однако данные сведения не были получены заявителем в установленный срок, поскольку, как следует из представленного в материалы дела письма оператора электронного документооборота - закрытого акционерного общества "Калуга Астрал" (далее - ЗАО "Калуга Астрал") от 21.02.2019 N 611/1С, адресованного управлению, отправленный ответчиком 08.11.2018 отчет по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года вследствие ошибки при распаковке сообщения (не найден сертификат получателя зашифрованного сообщения) не принят фондом.
Аналогичный ответ оператора электронного документооборота от 14.03.2019 N 923/1С получен учреждением по своему запросу от 12.03.2019 N 1986.
В этих ответах отражен скриншот, подтверждающий поступление к оператору электронного документооборота от управления по ТКС 08.11.2018 в 15:21:08 файла документа "Сведения о застрахованных лицах, СЗВ-М за октябрь 2018 года", а также отправку этого документа в адрес фонда по ТКС 08.11.2018 в 15:21:24.
Фонд составил акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.02.2019 N 039S18190000688, в котором указал, что сведения за октябрь 2018 года с типом "исходная" представлены страхователем 19.11.2018, то есть после истечения срока подачи сведений о застрахованных лицах, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
На основании данного акта и по результатам рассмотрения возражений ответчика с учетом полученного ответа ЗАО "Калуга Астрал" фондом принято решение от 30.10.2018 N 039S19180007403 о привлечении управления как страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 7 000 руб. (14 лиц * 500 руб.) на основании части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Как отражено в тексте названого решения, согласно ответу оператора электронного документооборота 08.11.2018 страхователем получено сообщение об ошибке, по причине которой отчетность не была принята. Таким образом, по мнению подателя жалобы, страхователь имел возможность представить исправленную отчетность в установленный законом срок (не позднее 15.11.2018).
Указанные обстоятельства, по мнению фонда, образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В адрес управления заявителем направлено требование от 22.04.2019 N 039S01190002949 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке. Срок исполнения данного требования установлен до 16.05.2019.
Поскольку данное требование в добровольном порядке не исполнено, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание финансовой санкции в спорной сумме, который выдан судом 25.06.2019.
В дальнейшем определением Арбитражного суда Архангельской области от 03 июля 2019 года по делу N А05-7382/2019 судебный приказ отменен по заявлению управления.
На основании пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" фонд воспользовался своим правом и обратился в суд с соответствующим исковым заявлением о взыскании с ответчика финансовой санкции.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, пришел к выводу о том, что основания для привлечения управления к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ и взыскания финансовой санкции в рассматриваемом случае отсутствуют.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2.3 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Указанным постановлением в поле "Тип формы" предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть третья статьи 17 названного Закона).
Заявитель ссылается в апелляционной жалобе на положения постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2018 N 3п "Об утверждении формата, порядка и условий направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователю форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного", которое зарегистрировано в Минюсте России 05.02.2018 за номером 49887, (далее - Постановление Правления ПФ N 3п, в соответствии с пунктом 9 которого участники информационного обмена должны ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) осуществлять проверку поступления Форм в электронном виде.
По мнению фонда, так как 08.11.2018 управление не получило подтверждение от учреждения протокол получения сведений по форме СЗВ-М типа "исходная" за октябрь 2018 года, то данный отчет не может считаться сданным в установленный срок.
Однако фондом не учтено следующее.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Порядок предоставления сведения по форме СЗВ-М утвержден Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), в пункте 32 которой указано, что датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, Инструкция N 766н предусматривает два альтернативных случая определения даты представления сведений в электронной форме: подтверждение получения оператором электронного документооборота либо подтверждение получения фондом.
Оператором электронного документооборота является российская организация, соответствующая установленным требованиям и осуществляющая деятельность по обеспечению электронного документооборота.
В рассматриваемом случае, как верно установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается апеллянтом, ЗАО "Калуга Астрал", которое является для управления оператором электронного документооборота в отношениях с фондом, документально подтвердило факт получения от управления 08.11.2018 по ТКС файла документа "Сведения о застрахованных лицах, СЗВ-М за октябрь 2018 года", а также отправку этого документа в адрес фонда по ТКС в этот же день.
Следует учесть, что при привлечении к ответственности необходимо исследовать вопрос вины общества в совершенном деянии, однако ни в акте выявления правонарушения, ни в решении о привлечении страхователя к ответственности отсутствует надлежащее исследование вопроса о виновности страхователя.
При этом, как следует из материалов дела, согласно ответу оператора электронного документооборота от 14.03.2019 N 923/1С, данному ЗАО "Калуга Астрал" на запрос учреждения, сообщение об ошибке, по причине которой отчетность не была принята, получено страхователем 08.11.2018.
Вместе с тем в ответе ЗАО "Калуга Астрал" от 21.02.2019 N 611/1С, адресованном управлению, оператор электронного документооборота такого обстоятельства не отразил, при том что в скриншоте, подтверждающем поступление к оператору электронного документооборота от управления по ТКС 08.11.2018 в 15:21:08 файла документа "Сведения о застрахованных лицах, СЗВ-М за октябрь 2018 года", а также отправку этого документа в адрес фонда по ТКС 08.11.2018 в 15:21:24, отсутствуют какие-либо сведения о поступлении от фонда протокола контроля отчетности, подтверждающего непринятие спорных сведений, направленных ответчиком по ТКС, и квитанции о доставке данного протокола страхователю.
Протокол контроля отчетности в виде отдельного документа и квитанция о его получении управлением в виде отдельных документов подателем жалобы в материалы дела также не предъявлены, на их наличие ни в акте проверки, ни в оспариваемом решении фонда ссылки не имеется.
Однако в силу требований статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Следовательно, в отсутствие первичных документов (протокола контроля отчетности в виде отдельного документа и квитанции о его получении ответчиком) само по себе указание оператором электронного документооборота в одном из своих писем на получение страхователем 08.11.2018 сообщения об ошибке не является доказательством в смысле статьи 68 АПК РФ, подтверждающим данный факт, при том что документы, свидетельствующие о повторном направлении самим управлением спорного отчета по ТКС 19.11.2018, полученного заявителем в этот же день, в деле также отсутствуют.
О данном факте ни в возражениях управления на акт проверки, ни в письмах ЗАО "Калуга Астрал" не сообщается.
Кроме того, доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что ошибка при распаковке сообщения (не найден сертификат получателя зашифрованного сообщения), по причине которой отчет не принят фондом, возникла исключительно по вине ответчика, подателем жалобы в материалы дела также не представлено, на наличие этих доказательств ссылка в оспариваемом решении отсутствует.
Следовательно, материалами дела достоверно не подтверждается тот факт, что сообщение об ошибке поступало в адрес ответчика, и апеллянтом не доказано, что несвоевременное получение фондом отчета по форме СЗВ-М вызвано причинами, зависящим от заявителя.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что управление своевременно сдало отчетность и не может нести ответственности за дальнейшее ее прохождение по ТКС, поскольку это не зависит от его воли.
При установлении судом факта исполнения страхователем обязанности по предоставлению отчета по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года в срок, предусмотренный Законом N 27-ФЗ, правовых оснований для привлечения управления к ответственности у фонда не имелось.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 сентября 2019 года по делу N А05-9075/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9075/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области межрайонное
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ИНФРАСТРУКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ МО "УСТЬЯНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"