г. Москва |
|
04 апреля 2024 г. |
Дело N А40-195597/23 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Лялина Т.А. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу истца ГБУ "Жилищник Ивановского района"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2023 по делу N А40-195597/23, рассмотренному в порядке упрощенного судопроизводства
по иску Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник Ивановского района" (ОГРН: 5147746403404) к Московскому фонду реновации жилой застройки (ОГРН: 1177700018319) о взыскании задолженности
без извещения сторон
УСТАНОВИЛ:
ГБУ "Жилищник Ивановского района" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Московского фонда реновации жилой застройки задолженности в размере 67 104,50 руб. за период 01.01.2023-31.05.2023, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 957,98 руб.,
ссылаясь на то, что:
- в управлении ГБУ "Жилищник Ивановского района" находится многоквартирный дом по адресу: г.Москва, ул. Зеленый проспект 97 А;
- ответчик является(лся) собственником с 22.10.2021 следующих квартир: г. Москва, Зеленый просп., д. 97 А. кв. 3; г. Москва, Зеленый просп., д. 97 А. кв. 35; г. Москва. Зеленый просп., д. 97 А. кв. 169;
- ответчик, как собственник, обязательство по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги в полном объеме не выполнил, в связи с чем, образовалась сумма задолженности по услугам: "Содержание жилого помещения и обращение с ТКО", "Отопление" в размере 67 104,50 руб.;
- поскольку направленная истцом в адрес ответчика претензия об оплате долга была оставлена последним без удовлетворения, то истец начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 957,98 руб. и обратился с настоящим иском в суд.
В суд первой инстанции ответчик представил отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, указывал на то, что:
- в спорный период жилые помещения N 3, N 35, N 169 находились в собственности Фонда реновации, что подтверждается выписками из ЕГРН;
- ГБУ города Москвы "Жилищник Ивановского района" просит взыскать задолженность за услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения за период с 01.01.2023 по 31.05.2023 в размере 27 818,60 руб., в т.ч. за квартиру N 3 задолженность в размере 9 156,90 руб., за квартиру N 35 задолженность в размере 9 188,50 руб., за квартиру N 169 задолженность в размере 9 473,20 руб.
- на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, Зеленый проспект, д. 97 А, состоявшемся 12.05.2022, собственниками было принято решение о консервации (закрытии) клапанов мусоропровода в подъездах многоквартирного дома (вопрос N 13 Протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 12.05.2022 N 1-97А);
- в 2023 году стоимость услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения в г. Москве (жилые дома со всеми удобствами, с лифтом, без мусоропровода) составляет 28,54 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения (постановление Правительства Москвы от 13.12.2016 N 848-ПП в ред. от 15.11.2022 -п.п. 1.2 Приложения N 3);
- представил контррасчет, согласно которому задолженность ответчика за спорный период составляет 25 100,95 руб.;
- ГБУ города Москвы "Жилищник Ивановского района" просит взыскать задолженность за отопление за период с 01.01.2023 по 31.05.2023 в размере 32 869,65 руб., в т.ч. за квартиру N 3 задолженность в размере 11 538,10 руб., за квартиру N 35 задолженность в размере 11 577,95 руб., за квартиру N 169 задолженность в размере 9 753,60 руб.;
- Приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 03.12.2018 N 233-ТР "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность) и на услуги по передаче тепловой энергии для публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" на 2019-2023 годы" (Приказ N 233-ТР), установлены следующие тарифы на тепловую энергию (п. 1.2. Приложения N 3 к Приказу N 233-ТР): - с 01.12.2022 по 31.12.2023 - 2 325,88 руб./Гкал;
- Постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 "О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги" установлен норматив расхода тепловой энергии в размере 0,016 Гкал на 1 кв.м жилья;
- представил контррасчет, согласно которому задолженность Фонда реновации за услугу отоплении за спорный период составляет 32 729,80 руб.;
- ГБУ города Москвы "Жилищник Ивановского района" просит взыскать задолженность за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2023 по 31.05.2023 в размере 6 416,25 руб., в т.ч. за квартиру N 3 задолженность в размере 2 112,00 руб., за квартиру N 35 задолженность в размере 2 119,30 руб., за квартиру N 169 задолженность в размере 2 184,95 руб.;
- в соответствии с Приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 15.11.2022 N 186-ТР для регионального оператора установлен тариф на обработку твердых коммунальных отходов с 01.12.2022 по 31.12.2023 в размере 841,77 руб./куб.м, что составляет 7,30 руб./кв.м площади жилого помещения;
- представил контррасчет, согласно которому задолженность Фонда реновации за услугу отопления за период с 01.01.2023 по 28.02.2023 составляет 2 558,14 руб.;
- за период с 01.03.2023 плата за услугу по обращению с ТКО с Фонда реновации взиматься не должна, так как в соответствии с п. 86 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) (в редакции от 01.03.2023), при временном (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствии в жилом помещении потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании письменного заявления осуществляется перерасчет размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами согласно Приложению N 4 к Правилам;
- в силу специфики Программы реновации жилищного фонда в городе Москве все жилые помещения, принадлежащие Фонду реновации на праве собственности, представляют собой первичные объекты недвижимости, что исключает возможность использования помещений третьими лицами до осуществления их реализации на открытом рынке и заключения договора купли-продажи с приобретателем квартиры;
- с даты возникновения права собственности Фонда реновации на жилые помещения до даты подписания акта приема-передачи жилого помещения новому собственнику в жилых помещениях никто не проживает, ввиду чего коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не потребляется;
- в адрес истца Фондом реновации направлено соответствующее уведомление, в связи с чем, плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01 марта 2023 года за принадлежащие Фонду реновации жилые помещения начислению не подлежит.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст. ст. 307, 309, 310 ГК РФ, 153, 154, 157 ЖК РФ, решением от 19.12.2023 г. суд первой инстанции иск удовлетворил частично, взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в размере 60 388, 89 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 564, 65 руб., в остальной части иска отказал, исходя из следующего:
- согласился с доводами отзыва ответчика на иск;
- общий размер задолженности составляет 60 388,89 руб.: услуги и работы по содержанию общего имущества МКД - 25 100,95 руб.; коммунальная услуга (отопление) жилых помещений МКД - 32 729,80 руб.; коммунальная услуга (обращение с твердыми коммунальными отходами) жилых помещений МКД - 2 558,14 руб.;
- произвел перерасчет процентов за пользование денежными средствами, в соответствии с которым присудил к взысканию проценты за период с 10.01.2023 по 31.05.2023 в размере 564,65 руб. (размер, равный сумме неустойки, рассчитанной по правилам ч. 14 ст. 155 ЖК РФ).
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым взыскать с ответчика в пользу истца сумму задолженности в размере 66 805,14 руб., указывая на то, что:
- доводы ответчика о неиспользовании жилых помещений и освобождения платы за услугу "Обращение с ТКО", являются необоснованными, так как в соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
- в соответствии с Приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 15.11.2022 N 186-ТР плата за услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из площади жилого помещения;
- непроживание собственника в помещении не тождественно понятию "Временное отсутствие потребителя", в данном случае в отношении Ответчика необходимо использовать термин "Постоянное отсутствие";
- общая сумма задолженности по услуге "Обращение с ТКО" за период с 01.01.2023 по май 2023 г. составила 6 416,25 руб.;
- общая сумма задолженности Московского фонда реновации жилой застройки за ЖКУ по объектам 3,35,169 за период с 01.01.2023 по 01.05.2023 составляет 66 805,14 руб.
Дело рассмотрено апелляционным судом в соответствии с частью 1 статьи 2721 АПК РФ единолично без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
От ответчика поступил отзыв на жалобу.
Проверив доводы апелляционной жалобы, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Положениями Жилищного кодекса РФ (ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ) предусмотрено право собственников, нанимателей жилых помещений вносить плату за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемую исходя из нормативов потребления, с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении установлен разделом VIII Правил N 354. Включенные в него нормы подлежат применению и при перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункты 86.1,148 (44).
Таким образом, действующее законодательство РФ прямо предусматривает возможность перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении.
Исходя из содержания пункта 86 Правил N 354 под временным отсутствием понимается отсутствие потребителя в жилом помещении более 5 (пяти) календарных дней подряд. Необходимость наличия иных критериев, кроме количества дней отсутствия потребителя в помещении, ни Жилищный кодекс РФ, ни Правила N354 не содержат.
Утверждение истца о том, что перерасчет платы за услугу ТКО в городе Москве не предусмотрен, поскольку в основу расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на территории города Москвы положена общая площадь жилого помещения, а не количество граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, также подлежит отклонению в силу следующего.
На территории города Москвы действует Порядок расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в городе Москве, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1812-ПП, в редакции которого, действовавшей до 01.08.2023 предусматривалось начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО двумя способами:
- исходя из фактического суммарного объема ТКО, накопленных за расчетный период (п. 2.1. Порядка);
- исходя из 1/12 норматива накопления ТКО в период с января по декабрь отчетного года, с последующим формированием корректирующего расчета по итогам отчетного года, исходя из фактического суммарного объема ТКО за год, накопленных в MHO, указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 2.2 Порядка).
Постановлением Правительства Москвы от 01.08.2023 N 1468-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" в Порядок внесены изменения, согласно которым в отношении ТКО, накопленных жителями многоквартирных домов и иных жилых домов, а также при осуществлении расчетов регионального оператора с лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО формируются только одним способом - в соответствии с пунктом 2.2 Порядка по формуле 3 (исходя из общей площади жилого помещения, с последующей корректировкой расчета по итогам отчетного года, исходя из фактического суммарного объема ТКО за год).
Разъяснения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 15.02.2023 N 01-01-09-2059/23 изданы до внесения изменений в Порядок и применению не подлежат.
Верховный Суд РФ в п. 19 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми бытовыми отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023, указал, что перерасчет платы за оказание услуги по обращению с ТКО за период временного отсутствия граждан допускается как в случае ее исчисления исходя из количества постоянно или временно проживающих граждан, так и исходя из общей площади жилого помещения.
Согласно п. 86 (1) Правил N 354 при временном (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за услугу по обращению с ТКО в порядке, установленном данным разделом. Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО осуществляется согласно приложению N 4 к Правилам N 354.
Пунктами 1, 2 приложения N 4 к Правилам N 354, введенного в действие постановлением Правительства РФ от 16.11.2022 N 2076, установлен порядок перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении, определенного по формуле 9 (2), указанной в Приложении N 2 к правилам N 354.
Поскольку в формуле, содержащейся в пункте 9 (2), указанной в Приложении N 2 к Правилам N 354, определяется размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО, действующим законодательством прямо определен порядок перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период временного отсутствия граждан, исчисляемой указанным образом.
В Определении Конституционного Суда РФ от 05 декабря 2022 года N 3212-0 отмечено, что положения Правил N 354, действуя с нормативной связи с ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей саму возможность перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг в случае временного отсутствия граждан в жилом помещении, не препятствуют проведению перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отношении потребителя, которым соблюден нормативно установленный порядок обращения за перерасчетом, а также не связывают возможность перерасчета указанной платы с определенным способом ее исчисления.
В адрес истца Фондом реновации направлено соответствующее уведомление, в связи с чем плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01 марта 2023 года за принадлежащее Фонду реновации жилое помещение начислению не подлежит.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого решения не усматривается, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2023 по делу N А40-195597/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, установленным в ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-195597/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК ИВАНОВСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: МОСКОВСКИЙ ФОНД РЕНОВАЦИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ