г. Вологда |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А44-6066/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 декабря 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 сентября 2019 года по делу N А44-6066/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экосервис" (ОГРН 1125321004731, ИНН 5321156129; адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 107; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81; далее - комитет) о признании незаконным и отмене предписания от 07.06.2019 N ЖН-867/1-19, которым обществу предписано отменить начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с ноября 2018 года по май 2019 года по адресу: Новгородская область, Шимский район, деревня Добрыни, дом 24, со сроком исполнения до 13.07.2019.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 23 сентября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на раздел V Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области от 06.07.2018 N 42 (далее - Территориальная схема N 42), согласно которому при организованном сборе и вывозе ТКО на территории Новгородской области применяются две системы удаления отходов: контейнерная с несменяемыми сборниками, предусматривающая накопление отходов в местах временного складирования, оснащенных контейнерами (сборниками), с перегрузкой отходов для их вывоза из контейнеров в мусосровоз, и бесконтейнерная, предусматривающая складирование отходов в таре потребителей и погрузку отходов в мусоровозы, в том числе самими потребителями услуг по удалению отходов, при такой системе сбора места накопления отходов не предусматриваются. Указывает на то, что оказание услуги потребителю, проживающему по адресу: Новгородская область, Шимский район, деревня Добрыни, дом 24, подтверждается информацией, передаваемой с использованием системы спутниковой навигации.
Комитет отзыв на жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, комитетом на основании приказа от 06.06.2019 N ЖИ-867-19 с целью рассмотрения обращений гражданин проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества по вопросам соблюдения требований жилищного законодательства в части начисления платы за коммунальные услуги, а именно услуги по обращению с ТКО.
Проверкой установлено в том числе отсутствие возможности потребления соответствующей услуги потребителем (потребителями), проживающим по адресу: Новгородская область, Шимский район, деревня Добрыни, дом 24, вследствие отсутствия в данном населенном пункте мест (площадки) накопления отходов.
По результатам проверки составлен акт от 07.06.2019 N ЖН-867-19 и вынесено предписание от 07.06.2019 N ЖН-867/1-19 об отмене начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с ноября 2018 года по май 2019 года по адресу: Новгородская область, Шимский район, деревня Добрыни, дом 24, со сроком исполнения до 13.07.2019.
Не согласившись с предписанием комитета, общество обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2 той же статьи Закона N 89-ФЗ).
В силу статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, которая должна включать в себя, в том числе данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации), данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В материалах дела усматривается, что министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области и обществом заключено соглашение от 16.03.2018 N 3 об осуществлении деятельности по обращению с ТКО на территории Новгородской области (зона деятельности 3) (далее - Соглашение), по условиям которого зоной деятельности общества является в том числе Шимский муниципальный район Новгородской области.
В соответствии с разделом V Территориальной схемы N 42, места накопления отходов на территории муниципальных образований и городского округа Новгородской области приведены в приложении 3.
В соответствии с приложением 3 к Территориальной схеме N 42 контейнерная площадка (места накопления) в деревне Добрыни Шимского района отсутствует.
Схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории Шимского муниципального района не утверждено, как и отсутствует реестр мест (площадок) накопления ТКО.
По мнению общества, поскольку разделом V Территориальной схемы N 42 утверждены две системы удаления отходов, в частности бесконтейнерная, предусматривающая складирование отходов в таре потребителей и погрузку отходов в мусоровозы в том числе самими потребителями услуг по удалению отходов и при такой системе сбора места накопления отходов не предусматриваются, то бесконтейнерная система предоставляет возможность потребителям беспрепятственно пользоваться услугами по удалению отходов при отсутствии мест накопления складирования.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, доводы общества противоречат Закону N 89-ФЗ, Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Так, в силу пункта 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил (пункт 5 названных Правил).
Пунктом 9 Правил N 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Из пункта 10 Правил N 1156 следует, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно пункту 11 названных Правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 15 Правил N 1156).
Разделом V Территориальной схемы N 42 определен только порядок вывоза контейнерным методом: вывоз ТКО контейнерным методом на территории жилищного фонда осуществляется в соответствии с графиком по мере наполнения контейнеров. Кратность вывоза определяется сроком накопления отходов в местах временного складирования на территории жилой застройки.
Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции о том, что при отсутствии утвержденных мест (площадок) накопления ТКО, обязательным является заключение договора с потребителями.
Обществом с собственником (нанимателем) дома N 24 в деревне Добрыни Шимского района Новгородской области договор на оказание услуг по обращению с ТКО не заключен.
По мнению заявителя, им совершены все необходимые и достаточные действия, направленные на заключение договоров с гражданами на оказание услуг по вывозу ТКО, поскольку в средствах массовой информации и на сайте организации размещено уведомление о необходимости заключения данного договора и его типовая форма.
Вместе с тем пунктом 4.1 Соглашения предусмотрена обязанность регионального оператора в течение месяца со дня подписания Соглашения направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или индивидуального жилого дома предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора.
Доказательств направления проекта договора по спорному адресу заявителем не представлено.
Таким образом, в материалах дела усматривается, что общество, наделенное статусом регионального оператора, не исполнило возложенную на него обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО и в отсутствие такого договора направляло квитанции на оплату своих услуг собственнику дома 24 деревни Добрыни Шимского района Новгородской области, в которой отсутствовали места накопления отходов, включенные в территориальную схему по обращению с отходами.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
Под конклюдентными действиями, понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями, в отношении оказания услуги по обращению с отходами, могут быть такие действия потребителей, как фактическое пользование услугой (помещение отходов в мусоровозы, иные емкости для размещения отходов, оплата услуг регионального оператора, согласно выставленной квитанции).
Суд первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств справедливо заключил, что в материалах дела отсутствуют доказательства как заключения договора с собственником дома 24 в деревне Добрыни Шимского района Новгородской области, так и доказательства фактического оказания обществом услуг по сбору и вывозу ТКО в отношении потребителя по указанному адресу, проживающего за пределами мест сбора и накопления ТКО, включенных в территориальную схему обращения с отходами.
Вопреки позиции подателя жалобы, информация системы спутниковой навигации фактическое оказание спорных услуг в отношении указанного выше адреса не подтверждает.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований общества у суда первой инстанции не имелось.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и подателем жалобы не являются правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По общему правилу ввиду отказа в удовлетворении апелляционной жалобы в силу статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на ее подателя.
Поскольку обществом во исполнение определения апелляционного суда от 31 октября 2019 года не представлено платежное поручение от 23.10.2019 N 1437 об уплате государственной пошлины с отметкой банка о списании денежных средств со счета, а платежное поручение в отсутствие такой отметки не является надлежащим доказательством уплаты государственной пошлины в установленном порядке и размере, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Между тем общество вправе предъявить названное платежное поручение с соответствующей отметкой о списании денежных средств в уплату государственной пошлины на стадии исполнения судебного акта.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 сентября 2019 года по делу N А44-6066/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" (ОГРН 1125321004731, ИНН 5321156129; адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 107) в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 1 500 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6066/2019
Истец: ООО "Экосервис"
Ответчик: Комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области