г. Пермь |
|
11 декабря 2019 г. |
Дело N А71-14060/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И. В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
На мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
от 18 октября 2019 года, принятое судьей О.В. Иютиной в порядке упрощенного производства по делу N А71-14060/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Фроловой Ольги Геннадьевны (ИНН 183469906662, ОГРН 309184128800032)
к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833)
о признании незаконным решения от 17.04.2019 N 019S19190005932 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,
установил:
Индивидуальный предприниматель Фролова Ольга Геннадьевна (далее - предприниматель, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее - Пенсионный фонд, Управление) о признании незаконным решения от 17.04.2019 N 019S19190005932 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Фроловой Ольге Геннадьевне о взыскании финансовых санкций в сумме 15000 руб. на основании решения от 17.04.2019 N 019S19190005932.
Определением суда от 18.09.2019 дела N А71-14060/2019 и N А71-14599/2019 в целях более быстрого и правильного рассмотрения были объединены в одно производство для совместного рассмотрения в рамках дела N А71-14060/2019.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 октября 2019 года требования предпринимателя удовлетворены, признано незаконным решение Пенсионного фонда N 019S19190005932 от 17.04.2019, в удовлетворении требований Пенсионного фонда о взыскании с предпринимателя 15000 руб. финансовых санкций на основании решения N019S19190005932 от 17.04.2019 отказано.
Не согласившись с принятым решением, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований предпринимателя отказать, требования Пенсионного фонда - удовлетворить.
Предприниматель письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон N 27-ФЗ).
В ходе проверки Управление пришло к выводу, что заявитель в нарушение п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ не представил в установленный срок сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования соответственно за декабрь 2018 года.
24.01.2019 предпринимателем в Управление по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКЦ) были представлена сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-М (тип формы - исходная) за декабрь 2018 года на 1 застрахованное лицо.
11.02.2019 предпринимателем представлены по ТКЦ сведения в отношении 30 застрахованных лиц по форме СЗВ-М (тип формы - дополняющая) за декабрь 2018 года.
28.02.2019 Управлением Пенсионного фонда составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 019S181900035600 (далее акт от 28.02.2019) согласно которому заявителю вменено нарушение п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, а именно непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года в отношении 30 застрахованных лиц.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением Пенсионного фонда вынесено решение от 17.04.2019 N 019S19190005932 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за совершение нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в виде финансовой санкции в размере 15000 руб.
05.06.2019 должнику выставлено требование об уплате вышеуказанной финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 019S01190008840, со сроком исполнения до 01.07.2019.
Несогласие ИП Фроловой О.Г. с решением Управления послужило основанием для обращения последней в арбитражный суд. В обоснование заявленного требования предприниматель указала, что самостоятельно исправила сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц. Представила форму СЗВ-М тип ДОП за декабрь 2018 на 30 застрахованных лиц, воспользовалась правом дополнять переданные индивидуальные сведения, соответственно, к заявителю не подлежат применению финансовые санкции.
Пенсионный фонд, указывая на то, что требование об уплате вышеуказанной финансовых санкций должником не исполнено, обратился в суд с исковым требованием о взыскании 15000 руб. финансовой санкции за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Отказывая в удовлетворении встречного иска и признавая решение Управления от 17.04.2019 N 019S19190005932 незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения страхователя к ответственности.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Закон N 167-ФЗ) учреждение является страхователем по данному виду страхования, и согласно п. 2 ст. 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в действующей редакции страхователь представляет такие сведения не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Как следует из оспариваемого решения фонда от 17.04.2019 N 019S19190005932, предприниматель привлечена к ответственности за несвоевременное предоставление сведений в отношении 30 застрахованных лиц. Фонд в своем решении указывает на то, что отчет СЗВ-М за декабрь 2018 по дополняющей форме в отношении 30 застрахованных лиц предоставлен в Управление с нарушением срока - 11.02.2019 года.
Между тем, фондом не учтено следующее.
Статья 15 Федерального закона 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно разделу 3 "Тип формы" - страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в Фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код "доп" (дополняющая форма).
Из анализа положений Федерального закона N 27-ФЗ суд первой инстанции пришел к верному выводу, что срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М не установлен.
Таким образом, у фонда не имелось правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности за несвоевременное предоставление отчетности по дополняющей форме СЗВ-М за декабрь 2018 в отношении 30 застрахованных лиц.
Привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, Фонд должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения.
В соответствии с требованиями статьи 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Из текста решения от 17.04.2019 N 019S19190005932 следует, что должнику вменяется состав правонарушения, выразившийся несвоевременном предоставлении сведений по дополняющей форме СЗВ-М за декабрь 2018 в отношении 30 застрахованных лиц.
При этом решение не содержит анализа, по которому Фонд пришел к выводу о допущенных нарушениях при предоставлении сведений СЗВ-М по дополняющей форме за декабрь 2018, а не при предоставлении СЗВ-М по исходной форме за декабрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица.
Кроме того, отсутствует анализ того, что являются ли 30 спорных лиц - застрахованными лицами. Из решения невозможно установить на основании каких документов пенсионный фонд пришел к выводу о наличии трудовых отношений между страхователем и указанными в решении лицами.
Таким образом, решение фонда от 17.04.2019 N 019S19190005932 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения не соответствует законодательству Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В связи с тем, что оспариваемое решение фонда о применении финансовых санкций признано недействительным, оснований для взыскания с должника финансовой санкции, наложенной этим решением, не имелось.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 октября 2019 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А71-14060/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14060/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске межрайонное Удмуртской Республики, Фролова Ольга Геннадьевна
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске межрайонное Удмуртской Республики, Фролова Ольга Геннадьевна