г. Саратов |
|
11 декабря 2019 г. |
Дело N А57-7050/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Пузиной Е.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапкиной К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 сентября 2019 года по делу N А57-7050/2019 (судья Ю.П. Огнищева)
по заявлению Государственного учреждения здравоохранения Перинатальный центр (410012, г. Саратов, ул. Рабочая, здание 144, стр. 1, ИНН 6455020153, ОГРН 1026403676122)
заинтересованные лица: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области (410012, г. Саратов, проспект им. Кирова С.М., 10\12, ИНН 6455005067, ОГРН 1026403672591) Инспекция Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Саратова (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24, ИНН 6454071878, ОГРН 1046405419312)
о признании недействительными п.п. 1.1 и п.п. 2.2 раздела "результаты проведенной проверки" Акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в Государственном учреждении здравоохранения Перинатальный центр от 14.03.2019 N 15, принятого Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Саратовской области,
при участии в судебном заседании: представителя Государственного учреждения здравоохранения Перинатальный центр - Бойко К. А., доверенность от 02.12.2019 (пост.); представителя Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области - Лузикас А. Н., доверенность от 09.01.2019 N 10 (пост.); иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства;
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение здравоохранения Перинатальный центр (далее- ГУЗ "Перинатальный центр", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным Решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области (далее- ТФОМС Саратовской области, Фонд) выразившегося в акте плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в Государственном учреждении здравоохранения Перинатальный центр N 15 от 14.03.2019, принятого Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Саратовской области, в части п.п. 1.1. и п.п. 2.2 и п. 1 раздела "Результаты проведенной проверки".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24 сентября 2019 года по делу N А57-7050/2019 признано недействительным решение ТФОМС Саратовской области, выраженное в акте плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в Государственном учреждении здравоохранения "Перинатальный центр" от 14.03.2019, в части п.п. 1.1 и 2.2. п. 1 раздела "Результаты проведенной проверки".
ТФОМС Саратовской области не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, уведомлением ТФОМС от 13.02.2019 исх. N 03/533 о проведении проверки, в период с 19.02.2019 по 14.03.2019 в Государственном учреждении здравоохранения Перинатальный центр проводилась плановая проверка Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Саратовской области, по результатам которой был составлен акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в Государственном учреждении здравоохранения Перинатальный центр N 15 от 14.03.2019.
По результатам указанной проверки ТФОМС в Акте (страница 43) сделаны выводы:
"1. В соответствии с п. 23.3 Положения о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями, утверждённым приказом ФОМС от 16.04.2012 N 73, направить в ТФОМС Саратовской области в течение 15 рабочих дней со дня вручения акта план по устранению выявленных нарушений и недостатков:
1.1. В нарушение п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.1 1.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", п. 9 раздела IV Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2016 N 742-11 на 2017 год, Тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию в Саратовской области на 2017 год от 31.01.2017 г., Центр произвел расходы за счет средств ОМС за выполнение ремонтных работ, имеющих признаки капитального ремонта, на общую сумму 18 527 448,07 руб.
2.2. В нарушение п. 5 ч. 2 ст. 20, ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.201 0 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", п. 9 раздела IV Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2016 N 742-И на 2017 год, Тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию в Саратовской области на 2017 год от 31.01.2017, Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (норматив финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи), утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 N1403, Центром произведены расходы за счет средств ОМС на приобретение медицинского оборудования свыше ста тысяч за единицу на общую сумму 22 009 600,00 руб., что является нецелевым использованием средств ОМС.
Требование: в течение 10 рабочих дней со дня получения акта в соответствии с ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" вернуть средства, использованные не по целевому назначению, в бюджет ТФОМС Саратовской области из прочих источников финансирования.
Получатель: УФК по Саратовской области (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области, л/с 04605914990) ИНТЕ 6455005067 КПП 645501001, р/с 40101810300000010010 в Отделение Саратов БИК 046311001 ОКТМО 63701000.
В назначение платежа следует указать: "КБК3951 1632000090000140 санкция в виде возмещения ущерба, причиненного в результате нецелевого использования средств в сумме 40 537 048,07 руб. по акту проверки от 14.03.2019 N 15".
При несоблюдении срока возврата средств будут начислены пени в соответствии со с. 39 Федерального закона от 29.11.2030 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ".
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" в течение 10 рабочих дней с момента получения акта уплатить в бюджет ТФОМС Саратовской области штраф в размере 4053704,81 руб. Получатель: УФК по Саратовской области (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области, л/с 04605914990) ИНН 6455005067 КПП 645501001, р/с 40101810300000010010 в Отделение Саратов БИК 046311001 ОКТМО 63701000. В назначение платежа следует указать: "КБК 39511620040090000140 штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств по акту проверки от 14.03.2019 N 15".
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Фондом факта нарушения Государственным учреждением здравоохранения бюджетного законодательства, на основании чего обжалуемое решение в форме акта подлежит признанию недействительным в соответствующей части.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Согласно статье 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Из положений части 2 статьи 28 и части 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ следует, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. При этом страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Средства за оказанную медицинскую помощь медицинская организация получает на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
По смыслу статьей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В статье 147 БК РФ указано, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", под нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметной доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе, проводит проверки и ревизии.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Кроме того, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств.
Судами обеих инстанций установлено, что сумма определенного Фондом нецелевого использования средств ОМС в размере 40537048,07 руб. складывается из нарушений: выполнение ремонтных работ, имеющих признаки капитального ремонта, на общую сумму 18 527 448,07 руб. и приобретение медицинского оборудования свыше ста тысяч за единицу на общую сумму 22 009 600,00 руб.
Так, в Акте проверки и оспариваемом решении Фонда учреждению вменяется в вину факт нецелевого использования средств ОМС в размере 18 527 448,07 руб. за выполнение ремонтных работ, имеющих признаки капитального ремонта.
В 2017 году проводились ремонтные работы в помещениях отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных по контракту от 27.08.2016 N 411 с ООО "СК-СЕРВИС" на выполнения работ по текущему ремонту в здании Центра в части выполнения работ в помещениях отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных, расположенных по адресу: 410012. Саратовская область, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 144. Работы по ремонту отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных и оснащение их реанимационным оборудованием производилось в целях приведения в соответствие с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 ноября 2012 года N 572н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "Акушерство и гинекология" и от 15 ноября 2012 года N 921н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "Неонатология".
Дополнительным соглашением от 30.11.2016 б/н к контракту от 27.08.2016 N 411 с ООО "СК-СЕРВИС" срок выполнения работ продлен до 01.03.2017 года.
Оплата выполненных работ по контракту от 27.08.2016 N 411 в 2017 году составила 18527448,07 руб. и произведена платежными поручениями от 22.03.2017 N 483 на сумму 6347083,36 руб., от 23.03.2017 N 496 на сумму 1865819,61 руб., от 24.03.2017 N 491 на сумму 828509,18 руб., от 07.04.2017 N 645 на сумму 3103199,00 руб., от 11.04.2017 N 663 на сумму 1587313,75 руб., от 13.04.2017 N696 на сумму 136338,85 руб., от 14.04.2017 N 703 на сумму 4659184,32 руб., что подтверждено актом сверки взаимных расчетов от 31.12.201 7 б/н.
Согласно актам о приемке выполненных работ от 01.03.2017 N N 25-39 на общую сумму 18527448,07 руб. в 2017 году произведены следующие работы:
- пуско-наладочные работы: автоматизированная система управления III категории технической сложности, инсталляция и базовая настройка общего и специального программного обеспечения, трансформатор напряжения измерительный однофазный напряжением до 1 кВ, выключатель однополосный напряжением до 1 кВ с устройством защитного отключения, выключатель однополосный напряжением до 1 кВ с электромагнитным, тепловым или комбинированным расцеплением, выключатель трехполюсный напряжением до 1 кВ с полупроводниковым и устройством защитного отключения, система кондиционирования воздуха центральная с номинальной подачей по воздуху до 10 тыс. м 3/ч, при количестве однотипных установок, установка теплообменная с количеством нагревателей, узел технологический регулирования или защиты по параметрам температуры;
- фильтрация воздуха: кабель до 35 кВ по установленным конструкциям и лоткам с креплением на поворотах и в конце трассы, труба стальная для слаботочных сетей, требующих экранирования, и готовых бороздах и перекрытиях;
- система контроля и управления доступом: система управления доступом с автоматическим запирающим устройством, устройство оптико-(фото) электрическое, блок питания и контроля, коробка ответвительная на стене;
- активное оборудование: отдельно устанавливаемый преобразователь или блок питания, кабели симметрические, парной скрутки, огнестойкие, повышенной пожаростойкости, прокладка труб гофрированных ПBX для защиты проводов и кабелей;
- кабеленесущие конструкции: короб металлический на конструкциях, кронштейнах, по фермам и колоннам, длинна 3 м, разводка по устройствам и подключение жил кабелей или проводов сечением до 10 мм2;
- чистые помещения: облицовка стен но системе "КНАУФ" по одинарному металлическому каркасу, устройство стяжек легкобетонных толщиной 20 мм, устройство стяжек на каждые 5 мм изменения толщины, третья шпаклевка при высококачественной окраске по штукатурке, усиление конструктивных элементов стен кирпичных стальными обоймами, монтаж вертикальных связей в виде ферм для пролетов до 24 м при высоте здания до 25 м, устройство кровли из металлочерепицы по готовым прогонам простая кровля, устройство бетонных фундаментов общего назначения объемом до 5 м 3, устройство металлических перемычек в стенах существующих зданий, комплект оборудования для централизованной подачи кислорода, закиси азота и вакуума, трубопровод из медных труб на условное давление до 2,5 Мпа, трубопровод в помещениях или на открытых площадках монтируемый из труб и готовых деталей, изоляция трубопроводов шнурами асбестовыми, огрунтовка металлических поверхностей за один раз грунтовкой ГФ-021;
- низковольтное оборудование: шкаф (пульт) управления навесной, корпус металлический распределительного модульного щита, автомат одно, двух, трехполюсный, устанавливаемый на конструкции на стене, трансформатор напряжением до 10 кВ, щит с медицинским разделительным трансформатором ТР-10000-М, светильник в подвесных потолках устанавливаемый в подвесках, провод групповой осветительный сетей в защитной оболочке или кабель двух трехжильный под штукатурку по стенам, кабель до 35 кВ в проложенных трубах, блоках и коробах, пробивка в бетонных конструкциях полов и стен борозд площадью сечения до 50 см2, присоединение к зажимам жил проводов или кабелей сечением до 35 мм2, разводка по устройствам и подключение жил кабелей или проводов сечением до 10 мм2, груба ПВХ гибкая легкая с протяжкой 25 мм, труба винипластовая по установленным конструкциям, по стенам и колоннам;
- общестроительные работы: прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых груб, разборка трубопроводов из водогазопроводных труб диаметром до 100 мм, разборка трубопроводов из чугунных канализационных труб диаметром 100 мм, разборка трубопроводов из чугунных канализационных труб диаметром 50 мм, демонтаж светильников и раковин, демонтаж унитазов и писсуаров, установка вентилей, задвижек, затворов, клапанов обратных, кранов проходных на трубопроводах из стальных труб диаметром до 25 мм, прокладка трубопроводов отопления и водоснабжения из стальных электросварных груб диаметром 80 мм, прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб наружным диаметром 32 мм, 25 мм, 20 мм, изоляция трубопроводов диаметром 180 мм изделиями из вспененного каучуку "Армофлекс", прокладка трубопроводов канализации из полиэтиленовых труб высокой плотности диаметром 110 мм, 50 мм, установка воронок водосточных;
- отопление: изоляция трубопроводов диаметром 180 мм изделиями из вспененного каучука "Армафлекс", присоединение трубопроводов к оросительной системе блока тепломассообмена производительностью до 20 тыс. м3/час трубопровод из медных труб на условное давление до 2,5 Мпа диаметром труб наружный 15 мм, 18 мм, 28 мм, установка радиаторов стальных, установка агрегатов вентиляционных пылеулавливающих, прокладка трубопроводов водоснабжения из многослойных металлополимерных труб диаметром 25 мм, установка агрегатов вентиляторных производительностью до 10 тыс. м3/час, прокладка трубопроводов отопления из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб диаметром 20 мм, изоляция трубопроводов диаметром 180 мм изделиями из вспененного каучука "Армафлекс", врезка в действующие внутренние сети трубопроводов отопления и водоснабжения диаметром 32 мм, присоединение трубопроводов к оросительной системе блока тепломассообмена производительностью до 20 тыс.м3/час, трубопровод из медных груб на условное давление до 2,5 Мпа диаметром труб наружный 18 мм, 28 мм, установка клапанов предохранительных однорычажных диаметром 25 мм, установка воздухоотводчиков, установка радиаторов стальных, прокладка воздуховодов из листовой оцинкованной стали и алюминия класса II толщиной 0,9 мм, периметром 3700, 4100-4500 мм, прокладка воздуховодов из листовой оцинкованной стали и алюминия класса II толщиной 0,9 мм, периметром до 7200 мм, прокладка воздуховодов из листовой оцинкованной стали и алюминия класс II толщиной 0,7 мм, периметром 1100 до 1600 мм, прокладка воздуховодов из листовой оцинкованной стали и алюминия класса II толщиной 0,7 мм, периметром до 2400 мм, прокладка воздуховодов из листовой оцинкованной стали и алюминия класса II толщиной 0,5 мм, периметром 800, 1000 мм, прокладка воздуховодов из листов оцинкованной стали и алюминия класса II толщиной 0,7 мм, диаметром от 500 до 560 мм, огрунтовка металлических поверхностей за один раз трутовкой ГФ-021, нанесение огнезащитной краски на металлические огрунтованные поверхности с пределом огнестойкости 1 час толщиной слоя 1,55 мм, установка решеток жалюзийных площадью в свету до 0,5 м2, до 1,0 м2, установка решеток жалюзийных стальных регулирующих размер 100x200 мм, 200x200 мм, установка воздухораспределителей, предназначенных для подачи воздуха в верхнюю зону, массой до 415 кг, установка агрегатов вентиляционных пылеулавливающих, установка клапанов огнезадерживающих с ручной регулировкой периметром до 3200 мм, установка агрегатов вентиляторных производительностью до 10 тыс. м3/час, присоединение трубопроводов к оросительной системе блока тепломассообмена производительностью до 20 тыс. м3/час, прокладка трубопроводов водоснабжения из многослойных металлополимерных труб диаметром 25 мм, монтаж радиаторов весом до 80 кг, разборка воздуховодов из листовой стали толщиной до 0,9 мм диаметром до 320 мм, периметром 1000 мм, разборка воздуховодов из листовой стали толщиной до 0,9 мм диаметром до 495 мм, периметром 1550 мм;
- демонтаж: разборка покрытий полов из керамических плиток, разборка покрытий полов из линолеума и релина, разборка покрытий полов цементных, разборка плинтусов деревянных и из пластмассовых материалов, разборка кирпичных перегородок, разборка облицовки стен керамических глазурованных плиток, демонтаж дверных коробок в каменных степах с отбивкой штукатурки в откосах, снятие дверных полотен, демонтаж витражей, витрин с одинарным остеклением в одноэтажных зданиях, пробивка проемов в конструкциях из кирпича;
- отделочные работы: кладка перегородок из кирпича армированных, устройство стяжек легкобетонных, устройство гидроизоляции обмазочной холодной асфальтовой мастикой, устройство покрытий из линолеума на клее "Бустилат", устройство плинтусов поливинилхлоридных па клее KН-2, шина заземления по бетонной крели, устройство покрытий из плит керамогранитных размером 60x60, устройство плинтусов из плиток керамических, устройство покрытий из релина на клее "Бустилат", устройство подвесных потолков типа "Армстронг" по каркасу из оцинкованного профиля, гладкая облицовка стен, столбов, пилястр и откосов без установки плиток туалетного гарнитура на цементном растворе кирпичу и бетону, протравка цементной штукатурки нейтродизующим раствором, сплошное выравнивание штукатурки внутри здания сухой растворной смесью (типа "Бетонит"), третья шпатлевка при высококачественной окраске по штукатурке и сборным конструкциям стен, подготовленных под окраску, окраска поливинилацетатными водоэмульсионными составами высококачественная по штукатурке стен, установка блоков из ПВХ в наружных и внутренних дверных проемах перегородках и деревянных нерубленных стенах площадью проема до 3 м2, монтаж перегородок из алюминиевых сплавов сборно-разборных с остеклением, устройство перегородок из гипсоволокнистых листов (ГВЛ) по системе "КСНАУФ" с одинарным металлическим каркасом и двухслойной обшивкой с обеих сторон, установка металлических дверных блоков в готовые проемы, устройство металлических перемычек в стенах существующих зданий, усиление конструктивных элементов стен кирпичных стальными обоймами, установка колонн прямоугольного сечения в стаканы фундаментов сооружений, масса колонн до 2 т, монтаж вертикальных связей в виде ферм для пролетов до 24 м при высоте здания до 25 м, устройство кровли из металлочерепицы по готовым прогонам простая кровля, устройство бетонных фундаментов общего назначения объемом до 5 м3 наружная облицовка поверхности стен в горизонтальном исполнении по металлическому каркасу.
Таким образом, Фонд сделал вывод, что в рамках выполненных вышеуказанных работ осуществлялось улучшение эксплуатационных возможностей объекта капитального строительства.
Однако, судебная коллегия соглашается, что в Решении (Акте) контролирующего органа сделан вероятностный вывод о том, что произведены работы, имеющие признаки капитального ремонта. При этом указано, что имеются признаки капитального ремонта на полную сумму работ - 18 527 448,07 руб.
Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 года N 279 утверждено Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденным (далее- Положение МДС 13-14.2000, постановление Госстроя N 279).
Согласно п. 1.4. Постановления Госстроя N 279 данный нормативный правовой акт является обязательным при проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства.
Из пункта 3.1. Постановления Госстроя N 279 следует, что ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и отдельных конструкций.
К текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей (пункт 3.4 Положения МДС 13-14.2000). Перечень работ по текущему ремонту содержится в приложении N 3
Согласно п. 3.11 Постановления Госстроя N 279 к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.). Перечень работ по капитальному ремонту содержится в приложении N 8 к Постановлению Госстроя N 279.
В Акте проверки Фонд ограничился простым перечислением работ и перечислением видов работ из Перечня работ по капитальному ремонту зданий и сооружений Положения N 279 без их конкретного соотнесения.
При этом, Фондом не дана квалификация какие именно работы относятся к капитальным со ссылкой на конкретные разделы и приложения Положения от 29.12.1973 N 279.
Согласно указанному нормативному акту часть работ для отнесения их к капитальным работам должна быть установлена в размере более 10%.
Соответствующие расчеты по конкретным видам работ (как Фонд пришел к выводу о превышении 10% порога) не приведены.
В данном случае суд не может подменять контролирующий орган и в судебном заседании устанавливать критерии, категории работ, процентное соотношение, классифицировать их.
Кроме того, при проведении конкурса на оказание вышеуказанных услуг в конкурсной документации значилось текущий ремонт.
Согласно представленному заявителем решению УФАС по Саратовской области от 21.06.2016 N 191-16/гз по результатам рассмотрения жалобы на действия заказчика - ГУЗ "Перинатальный центр" сделан вывод о текущем характере работ.
Кроме того, заявителем в материалы дела представлено заключение строительно-технической экспертизы N 189 от 14.06.2019, проведенной ООО "Инфраструктура", согласно которой экспертами сделан вывод, что выполненные в ГУЗ Перинатальный Центр работы относятся к текущему ремонту (том 5 л.д. 1-26).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что произведенные подрядчиком в рамках указанного контракта работы относятся к текущему ремонту, в связи с чем оснований для вывода о нецелевом использовании учреждением средств ОМС по оплате произведенных работ на сумму 18 527 448,07 руб. у суда первой инстанции не имелось, и удовлетворил требования Государственного учреждения здравоохранения Перинатальный центр в данной части.
В Акте проверки и оспариваемом решении Фонда учреждению вменяется в вину факт нецелевого использования средств ОМС в размере 22009600,00 руб. - на приобретение медицинского оборудования свыше ста тысяч за единицу.
В ходе проверки установлено, что в 2017 году Центром по государственному контракту от 11.12.2017 N 641, заключенному с ООО "МЕДСЕРВИС", приобретено медицинское оборудование стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу, а именно: приобретены аппараты искусственной вентиляции легких Newport Е360 в количестве 8 шт. стоимостью 2 751 200,00 руб. за единицу. Данное оборудование получено по товарной накладной от 20.12.2017 N 33 и оплачено платежным поручением от 26.12.2017 N 3037.
Как указал Фонд, расходы на приобретение оборудования стоимостью свыше ста тысяч рублей не входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по базовой программе обязательного медицинского страхования, установленную ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". В соответствии с Тарифным соглашением по обязательному медицинском) страхованию в Саратовской области на 2017 год oт 31.01.2017 года финансовое обеспечение указанных расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
Таким образом, Фонд вменил нарушение п. 5 ч. 2 ст. 20, ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", п. 9 раздела IV Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2016 N 742-П на 2017 год, Тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию в Саратовской области на 2017 год от 31.01.2017, Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (норматив финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи), утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 N 1403, Петром произведены расходы за счет средств ОМС на приобретение медицинского оборудования свыше ста тысяч за единицу на общую сумму 22 009 600,00 руб., что является не целевым использованием средств ОМС.
Судом первой инстанции установлено, что ГУЗ "Перинатальный центр" ранее неоднократно обращался с запросами о выделении денежных средств, в т.ч. областного бюджета. Средства на указанные цели не выделялись.
Согласно позиции заявителя оборудование ВМП (аппараты искусственной вентиляции легких Newport Е360 в количестве 8 шт.) было закуплено в целях приведения в соответствие с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 ноября 2012 года N 572н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "Акушерство и гинекология"" и от 15 ноября 2012 года N 921н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "Неонатология".
Согласно разъяснениям Федерального Фонда ОМС от 09.04.2018 N 3787/26-5/2057:
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в связи с обращениями территориальных фондов обязательного медицинского страхования по вопросу приобретения единицы основных средств без ограничения стоимости, за счет средств, полученных за оказание высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, сообщает.
- В соответствии с положениями части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
- Вместе с тем в части 8 Закона указано, что Правительство Российской Федерации вправе при утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования устанавливать дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи к установленным Законом.
- В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492, нормативы финансовых затрат на единицу объема высокотехнологичной медицинской помощи в рамках Раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащего в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, включают в себя расходы на приобретение единицы основных средств без ограничения их стоимости.
- Таким образом, предусматривается возможность приобретения за счет средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказание высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, единицы основных средств стоимостью свыше 100 тыс. рублей, установленных статьей 310 КОСГУ Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.
С учетом разъяснений Федерального Фонда ОМС от 09.04.2018 N 3787/26-5/2057 закупка вышеуказанного оборудования не может быть квалифицирована судом в качестве нецелевого использования.
Исходя из указанных разъяснений, суд пришел к правомерному выводу, что Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи была утверждена, в т.ч. на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Исходя из указанной программы, Перинатальный центр произвел оплату за оборудование ВМП платежным поручением от 26.12.2017 N 3037 для оказания помощи согласно Программе в 2018 году.
Перинатальный центр действовал в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, чтобы соответствовать Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492.
Задержка закупки и установки оборудования напротив могла бы неблагоприятно повлиять на деятельность Перинатального центра, поскольку в перинатальном центре происходит родоразрешение при наиболее сложных случаях, в т.ч. при имеющейся патологии.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что требования в части оспаривание пункта 1.1 решения, содержащие в акте, подлежат прекращению производством по делу, т.к. указанный пункт не обладает признаками ненормативного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 197 АПК РФ по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Из положений указанной статьи следует, что в порядке главы 24 АПК РФ лицом могут быть заявлены требования об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Ненормативным правовым актом государственного или иного органа является документ властного характера любого наименования, подписанный руководителем или иным компетентным должностным лицом этого органа и адресованный конкретному лицу, в котором содержится указание о возложении на него исполнения какой-либо обязанности, возникновении, изменении или прекращении его прав. Этот акт всегда имеет правовой характер, то есть содержит обязательное правило поведения для конкретного лица. Квалифицирующим признаком ненормативного правового акта является прежде всего то, что он должен содержать властное предписание, обязательное для исполнения. Документы, в которых отсутствуют обязательные для исполнения требования, не влекут правовых последствий и не могут затронуть права и законные интересы лиц.
Оспариваемый пункт 1.1. п. 1 раздела "Результаты проведенной проверки" решения ТФОМС Саратовской области, выраженного в акте плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в Государственном учреждении здравоохранения "Перинатальный центр" от 14.03.2019 N 15, обладает признаками ненормативного правового акта, так как наделяет участников процесса правами и обязанностями. Данный акт содержит властных предписаний, обязательных для исполнения, акт проверки, составленный Фондом, по своей правовой природе властный, обязывающий характер (требование о направлении в течении 15 рабочих дней план по устранению выявленных нарушений и недостатков, требование в течение 10 рабочих дней вернуть средства, использованные не по целевому назначению, при несоблюдении срока возврата будут начислены пени, требование в течение 10 рабочих дней уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования).
Суд апелляционной инстанции не усматривает основания для прекращении производства по делу в части.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 сентября 2019 года по делу N А57-7050/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7050/2019
Истец: ГУЗ "Перинатальный центр"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области, ТФОМС Саратовской области
Третье лицо: ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова