г. Владивосток |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А24-5496/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-8554/2019
на решение от 07.10.2019
судьи Е.Ю. Лебедевой
по делу N А24-5496/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889)
к государственной жилищной инспекции Камчатского края
(ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766)
о признании недействительными акта проверки от 06.06.2019 N 1152ЛК/1-7Ж,
предписаний от 06.06.2019 N 1152ЛК/1/1-7ж, 1152ЛК/1/2-7ж,
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ) о признании недействительными акта проверки от 06.06.2019 N 1152ЛК/1-7Ж, предписаний от 06.06.2019 N 1152ЛК/1/1-7ж, 1152ЛК/1/2-7ж.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 07.10.2019 прекращено производство по делу в части требований о признании недействительным акта проверки от 06.06.2019 N 1152ЛК/1-7Ж, в удовлетворении требований в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 07.10.2019 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своей правовой позиции учреждение ссылается на то, что акт проверки является документом, составление которого влечет за собой юридические последствия для предприятия, и, следовательно, законность которого подлежит проверке в порядке главы 24 АПК РФ, ввиду чего прекращение производства по делу в данной части незаконно. Указывает на то, что судом не дана оценка доводам заявителя о расположении спорного объекта на территории закрытого военного городка (ЗВГ). Полагает, что контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации правомочно осуществлять Министерство обороны Российской Федерации, в связи с чем Инспекция действовала за пределами предоставленных ей полномочий. Более того, поскольку 100% собственником жилого фонда ЗВГ Ключи-1 является Министерство обороны Российской Федерации, применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, по мнению апеллянта, в рассматриваемом случае неправомерно. По тексту апелляционной жалобы заявитель указывает на допущенные Инспекцией грубые нарушения требований Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), выразившиеся в проверке исполнения ранее выданного предписания через пять месяцев по истечении срока, установленного для устранения нарушений, а также в не направлении уведомления о проведении проверки. Полагает необоснованным выдачу двух предписаний по результатам одной проверки.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Через канцелярию суда от государственной жилищной инспекции Камчатского края поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
В канцелярию суда от ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Инспекции поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые коллегией суда на основании статей 156, 159, 184, 185, 258 АПК ПФ удовлетворены.
Из материалов дела коллегия суда установила следующее.
На основании приказа заместителя руководителя Инспекции от 05.06.2019 N 1152ЛК проведена внеплановая выездная проверка деятельности учреждения по соблюдению лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Основанием для проведения проверки послужило обращение граждан (вх. от 08.05.2019 N ИН-Г-1206), проживающих в Усть-Камчатском районе, п. Ключи-1, ул. Ленина, д. 4, поступившее через Интернет-приемную, по факту ненадлежащего выполнения ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ обязанностей по управлению многоквартирным домом.
По результатам проверочных мероприятий Инспекцией составлен акт от 06.06.2019 N 1152ЛК/1-7Ж, согласно которому в доме N 4 по ул. Ленина в п. Ключи Усть-Камчатского района:
- кровля двускатная выполнена из оцинкованного метала. В чердачном помещении дома наблюдаются просветы, отверстия в металлических листах покрытия кровли дома, ослабление крепления фальцев. Наблюдается увлажнение утеплительного слоя атмосферными осадками;
- в подвальных помещениях подъездов N 1, 2, 3, 4 дома наблюдается наличие бытового, строительного мусора, остаточных следов подтопления канализационными стоками;
- козырьки над входами в подъезда N 1, 2, 3, 4 имеют разрешение бетонного слоя с оголением арматуры;
- в лестничных клетках подъездов N 1, 2, 3, 4 на всех этажах на внутренних поверхностях ограждающих конструкций (стены, потолки) наблюдается разрушение отделочных окрасочных покрытий, штукатурного слоя;
- крыльца входов в подъезды N 1, 3, 4 имеют разрушение бетонного слоя с оголением арматуры;
- со стороны дворового и главного фасадов наблюдаются местами разрушения штукатурного слоя наружных стен с оголением блочной кладки, в том числе в цокольной части здания, в виде трещин, отслоения от основания, местами наблюдается разрушение межблочных стыков стен
Заявителю выдано предписание от 06.06.2019 N 1152ЛК/1/1-7ж на устранение нарушений законодательства в срок до 17.07.2019, а именно:
1) выполнить ремонт кровли дома в соответствии с нормативными требованиями;
2) очистить подвальные помещения подъездов N 1, 2, 3, 4 от бытового и строительного мусора, остаточных следов канализационных стоков;
3) выполнить ремонт козырьков над входами в подъезда N 1, 2, 3, 4 в соответствии с нормативными требованиями.
Предписанием от 06.06.2019 N 1152ЛК/1/2-7ж на учреждение возложена обязанность на устранение нарушений законодательства в срок до 13.09.2019, а именно:
1) выполнить ремонт отделочных покрытий в лестничных клетках подъездов N 1, 2, 3, 4 жилого дома;
2) выполнить ремонт крылец входов в подъезды N 1, 3, 4 в соответствии с нормативными требованиями;
3) выполнить ремонт штукатурного слоя наружных стен дома в местах разрушения, в том числе в цокольной части; выполнить герметизацию стыков соединений деформационного шва эффективными герметизирующими материалами со стороны главного фасада дома.
Считая вышеуказанные акт и предписания Инспекции от 06.06.2019 недействительными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Прекращая производство по делу в части требований о признании недействительным акта проверки, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются, в том числе: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность; обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом или решением, которые в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, главой 24 АПК РФ могут быть оспорены и признаны судом недействительным или незаконным, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в определенной процессуальной форме, содержащий предписания, распоряжения, обязательные для исполнения лицом, которому адресован такой ненормативный акт, нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы такого лица и влекущие неблагоприятные для него юридические последствия.
Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте (решении), должно быть направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта (решения). Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, сами по себе не влекут правовых последствий, не могут затронуть прав и законных интересов лиц.
Между тем, оспариваемый заявителем акт проверки от 06.06.2019, как правомерно отмечено судом первой инстанции, вышеуказанными признаками ненормативного правого акта не обладает, каких-либо предписаний, распоряжений, обязательных для исполнения Учреждением, не содержит, а фактически является документом информационного характера, содержащим выводы административного органа по результатам проверочных мероприятий.
То обстоятельство, что в акте указано на нарушение учреждением положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011, Положения N 1110 не свидетельствует о наделении названного акта проверки статусом ненормативного правового акта в отсутствие возложенных на заявителя обязанностей, создающих препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, поскольку оспариваемый акт сам по себе не имеет правового характера, то есть не содержит обязательное правило поведения для заявителя, а лишь фиксирует результаты проведенной проверки и не является тем актом уполномоченного органа, который нарушает права и законные интересы учреждения, следовательно, не может быть обжалован в судебном порядке в соответствии со статьей 29 АПК РФ.
По изложенному, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, пришел к верному выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в части данных требований.
В отношении требований заявителя о признании недействительными предписаний от 06.06.2019, апелляционный суд отмечает следующее.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу управления многоквартирными домами регулируются жилищным законодательством, которое согласно статье 5 названного Кодекса состоит из ЖК РФ, принятых в соответствии с кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля в области деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Федеральный закон N 294-ФЗ) и положения Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
До 01.05.2015 деятельность организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, предоставляющих коммунальные услуги пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домах, являлась предметом государственного жилищного надзора, понятие которого приведено в части 1 статьи 20 ЖК РФ.
Законом N 255-ФЗ содержание части 7 статьи 20 ЖК РФ было изменено, и в редакции, действующей с 01.05.2015, данная норма устанавливает, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Таким образом, с указанного момента в отношении лицензиатов и соискателей лицензии органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль.
В силу пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона N 99-ФЗ и пункта 13 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 418-П утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Камчатского края, пунктом 1.1 которого установлено, что ГЖИ Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Камчатского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и иные правоприменительные функции в установленной сфере деятельности.
Согласно подпункту т) пункта 2.1, подпункту 3(2) пункта 2.1 Положения Инспекция осуществляет в том числе полномочия по организации и проведению проверок органов государственной власти Камчатского края, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по соблюдению ими требований, установленных жилищным законодательством, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), в том числе за выполнением лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; осуществляет лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу положений подпункта 10 пункта 2.2 названного Положения Инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции усматривает, что в отношении Учреждения был осуществлен лицензионный контроль в форме внеплановой выездной проверки, целью которого являлась проверка ГЖИ соблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Таким образом, оспариваемые предписания вынесены в пределах полномочий Инспекции.
Делая указанный вывод и отклоняя доводы апеллянта об осуществлении контроля деятельности Учреждения исключительно Министерством Обороны Российской Федерации, коллегия руководствуется следующим.
Действительно, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; назначает и проводит документальные и иные проверки подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок.
Между тем, по правилам пункта 1.3 статьи 161, пункта 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В силу пункта 5 статьи 192 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 51 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Как усматривается из материалов дела, ГЖИ Камчатского края выдала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ лицензию N 138 от 25.08.2017 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) размещены сведения о том, что дом N 4 по ул. Ленина в п. Ключи Усть-Камчатского района находится под управлением ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
В соответствии с договором от 29.09.2017 N 3-УЖФ/ТОФ-2 (18) учреждение осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Камчатский край, Усть-Камчатский район, п. Ключи, ул. Ленина, д. 4.
По изложенному, коллегия приходит к выводу о том, что Учреждение является субъектом лицензионного контроля, осуществляемого ГЖИ. Указанное не исключает полномочий Министерства обороны по проведению контроля в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053. При этом доказательства того, что Министерство обороны также как и Инспекция наделено компетенцией проводить лицензионный контроль, суду не представлены.
То обстоятельство, что спорный многоквартирный дом расположен на территории ЗВГ, и что 100% собственником имущества является Министерство обороны также, по мнению апелляционного суда, не является основанием, препятствующим ГЖИ осуществлять контрольные мероприятия и выдавать учреждению предписание о соблюдении требований жилищного законодательства в силу следующего.
В соответствии с уставом учреждения, утвержденным приказом директора департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.03.2017 N 607, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 12 Устава).
Пунктом 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ предусмотрено, что основными целями деятельности учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и представление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно единоличному решению собственника жилых помещений в домах со 100% долей собственности Министерства обороны Российской Федерации от 21.08.2017 Министерство обороны России приняло решение о выборе управляющей организации, в том числе в спорном многоквартирном доме - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ. Реализуя принятое решение о выборе управляющей организации, Минобороны России, заключило с учреждением договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, от 29.09.2017 N 3-УЖФ/ТОФ-2 (18), а учреждение приняло в управление и эксплуатацию жилищный фонд Минобороны России, в том числе и на территории Камчатского рая.
Таким образом, собственником имущества вооруженных сил, учреждение создано с целью содержания и эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации.
Следовательно, поскольку заявитель осуществляет на основании лицензии N 138 от 25.08.2017, договора от 29.09.2017 N 3-УЖФ/ТОФ-2 (18) предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Камчатский край, Усть-Камчатский район, п. Ключи, ул. Ленина, д. 4, то именно заявитель является лицом, ответственным за содержание и обслуживание названого жилого дома.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
На основании пункта 2 и подпункта "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества, включая помещения общего пользования, крыш, межквартирных лестничных площадок, лестниц, несущих стен, плит перекрытий, подвальных помещений, электрического оборудования обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Согласно пункту 10 Правил N 491 в многоквартирном доме общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о техническом регулировании, которые закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда.
Кроме того, в пункте 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) указано, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Подпунктом "д" пункта 4 Правил N 416 регламентировано, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе: заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Постановление N 290) утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень N 290).
В силу пункта 2 Минимального перечня N 290 применяется к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу названного Постановления.
Согласно пункту 9 Минимального перечня N 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов отнесены: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.); выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами и т.д.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, (далее - Правила N 170).
В данных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Согласно пункту 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
В пункте 4.6.1.2 Правил N 170 предусмотрено, что следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
В соответствии с пунктом 4.3.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
В пункте 4.1.15 Правил N 170 установлено, что не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.
В силу пункта 4.1.3 Правил N 170 при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производятся специализированными организациями по договору.
На основании пункта 3.4.8 Правил N 170 в соответствии с санитарными нормами и правилами организация по обслуживанию жилищного фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях.
Как указано в пункте 3.4.1 Правил N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
Согласно пункту 4.2.4.2 Правил N 170 при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Пунктами 3.2.8, 3.2.9 Правил N 170 предусмотрено, что окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета. Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
По правилам пункта 4.8.10 Правил N 170 входные крыльца должны отвечать требованиям: осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м; стены крылец, опирающиеся на отдельно стоящие фундаменты, не должны иметь жесткой связи со стенами здания; проветриваемое подполье или пространство под крыльцами должно быть открыто для осмотра; козырьки над входами и ступени крылец следует очищать при снегопадах не допуская сползания снега; не допускается попадание воды в подвал или техподполье из-за неисправности отмостки или водоотводящих устройств под крыльцами.
Пунктом 4.10.2.1 Правил N 170 предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Как следует из пунктов 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.2.3.4, 4.2.3.5 Правил N 170, местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией. Повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать.Цоколи из легкобетонных панелей с поврежденным фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, как правило, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкими материалами по согласованию в установленном порядке.
Фактурные слои блоков и панелей или штукатурку с усадочными мелкими трещинами необходимо защищать от разрушения затиркой жидким полимерцементным раствором с окраской. Стабилизировавшиеся широкие трещины следует заделать материалом, аналогичным материалу стен или полимерцементным раствором.
Согласно пункту 4.2.1.7 Правил N 170 стыки панелей должны отвечать трем требованиям: водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности; воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или др. материалов с обязательным обжатием не менее 30 - 50%; теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов. Регламентируемое раскрытие стыков от температурных деформаций: вертикальных 2 - 3 мм; горизонтальных 0,6 - 0,7 мм. В стыках закрытого типа гидроизоляция достигается герметиком; воздухозащита - уплотняющими материалами с обязательным обжатием 30 - 50%; теплоизоляция - теплопакетами или устройством "вутов", ширина которых должна быть не менее 300 мм. Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме).
В пунктах 4.2.1.1, 4.2.1.4 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен. Цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом; для этого слой гидроизоляции фундамента должен быть ниже уровня отмостки.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Как указывалось ранее, учреждение осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Камчатский край, Усть-Камчатский район, п. Ключи, ул. Ленина, д. 4, в связи с чем обязано соблюдать вышеназванные требования и стандарты, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Между тем, в ходе проведенных ГЖИ контрольных мероприятий многоквартирного жилого дома по адресу: Камчатский край, Усть-Камчатский район, п. Ключи, ул. Ленина, д. 4, было установлено, что кровля двускатная выполнена из оцинкованного метала; в чердачном помещении дома наблюдаются просветы, отверстия в металлических листах покрытия кровли дома, ослабление крепления фальцев. Наблюдается увлажнение утеплительного слоя атмосферными осадками; в подвальных помещениях подъездов N 1, 2, 3, 4 дома наблюдается наличие бытового, строительного мусора, остаточных следов подтопления канализационными стоками; козырьки над входами в подъезда N 1, 2, 3, 4 имеют разрешение бетонного слоя с оголением арматуры; в лестничных клетках подъездов N 1, 2, 3, 4 на всех этажах на внутренних поверхностях ограждающих конструкций (стены, потолки) наблюдается разрушение отделочных окрасочных покрытий, штукатурного слоя; крыльца входов в подъезды N 1, 3, 4 имеют разрушение бетонного слоя с оголением арматуры; со стороны дворового и главного фасадов наблюдаются местами разрушения штукатурного слоя наружных стен с оголением блочной кладки, в том числе в цокольной части здания, в виде трещин, отслоения от основания, местами наблюдается разрушение межблочных стыков стен.
Выявленные нарушения учреждением не опровергнуты, в связи с чем коллегия приходит к выводу о ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома по адресу: Камчатский край, Усть-Камчатский район, п. Ключи, ул. Ленина, д. 4, и, как следствие, о наличии у ГЖИ правовых оснований для выдачи оспариваемых предписаний.
Выявленные контрольным органом в ходе проверки нарушения управляющей компанией существенно нарушают права граждан, несут угрозу здоровью и жизни жителей многоквартирного дома.
Как верно отметил суд первой инстанции, оспариваемые предписания не изменяет характера и не увеличивает размер обязательств управляющей организации, возложенных на нее законодательством и добровольно принятых по договору управления многоквартирным домом.
Доводы учреждения о проведении проверки с грубыми нарушениями норм Федерального закона N 294-ФЗ были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и обоснованно отклонены на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ и положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 названной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации.
В части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой выездной проверки лицензиата в рамках осуществления лицензионного контроля.
Пунктом 2 части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ определено, что поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан является основанием для проведения внеплановой выездной проверки.
Статьями 11, 12 Закона N 294-ФЗ установлен порядок проведения документарной и выездной (как плановой, так и внеплановой) проверок.
Согласно статье 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки в силу пункта 2 статьи 18 Закона N 294-ФЗ обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится.
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на основании статьи 15 Закона N 294-ФЗ не вправе проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица.
Материалами дела подтверждается, что внеплановая выездная проверка деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по соблюдению лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами проведена на основании приказа руководителя Инспекции от 05.06.2019 N 1152 лк.
Как указано в приказе N 1152 лк от 05.06.2019, проверка проводится с целью рассмотрения обращений граждан, что согласуется с требованиями статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ.
Таким образом, у контрольного органа имелись законные основания для проведения проверки по исполнению заявителем лицензионных требований по управлению спорным многоквартирным домом. При этом контрольный орган не связан доводами жалобы, а вправе проверить и выполнение управляющей организацией лицензионных требований в отношении выполнения других принятых на себя работ и услуг в отношении проверяемого дома.
Перечень грубых нарушений требований Федерального закона N 294-ФЗ установлен в части 2 статьи 20 названого закона.
В силу пункта 1 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона.
Как указано в части 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 249-ФЗ установлены исключения, при наличии которых не требуется уведомление о проведении проверки, в том числе, рассмотрение или предварительная проверка поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан.
Кроме того, в части 3 статьи 196 ЖК РФ установлены особенности проведения внеплановой проверки при осуществлении лицензионного контроля, в соответствии с которыми внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
По изложенному, учитывая основания проведения спорной проверки (рассмотрение обращений граждан), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у ГЖИ отсутствовала безусловная обязанность по уведомлению учреждения о проведении проверки.
То обстоятельство, что по результатам проверки выдано два предписания также не свидетельствует о допущенных административным органом нарушениях Федерального закона N 294-ФЗ, поскольку оба предписания направлены на устранение выявленных проверкой нарушений, содержание требования предписаний и срок их исполнения не дублируются, каждое из оспариваемых предписаний устанавливает определенный круг обязательств для учреждения.
Учитывая, что в рассматриваемом случае инспекция действовала в пределах своих полномочий, исходя из установленных статьей 19 Федерального закона N 99-ФЗ оснований проверки, суд апелляционной инстанции не усматривает в действиях административного органа нарушений норм Федерального закона N 294-ФЗ.
Принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения предписаний, имели место, их наличие заявителем не опровергнуто, судебная коллегия считает, что оспариваемые предписания не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований в данной части.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку заявитель жалобы в силу статьи 333.37 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 07.10.2019 по делу N А24-5496/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5496/2019
Истец: представитель истца Полухин Алексей Анатольевич, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: государственная жилищная инспекция Камчатского края