город Ростов-на-Дону |
|
11 декабря 2019 г. |
дело N А32-42909/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.,
судей Сулименко Н.В., Шимбаревой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Синициной М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2019 по делу N А32-42909/2019 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах к акционерному обществу "Тандер" (ИНН 2310031475), о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении акционерного общества "Тандер" (далее - общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 16.10.2019 суд удовлетворил заявленные требования управления и привлек акционерное общество "Тандер", юридический адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Леваневского, д. 185, ОГРН: 1022301598549, дата присвоения ОГРН: 12.08.2002, ИНН: 2310031475, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения в соответствии с протоколом ареста товаров, транспортных средств, иных вещей от 28.08.2019.
Акционерное общество "Тандер" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании суд огласил, что от Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах через канцелярию суда поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Суд огласил, что от Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах через канцелярию суда поступил отзыв на апелляционную жалобу для приобщения к материалам дела.
Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах 14.08.2019, 19,08.2019 (вх. N 194, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 210, 211) от гражданина Куликова А.Г. для рассмотрения в рамках полномочий поступили обращения о нарушениях требования технического регламента "О безопасности пищевой продукции" в гипермаркете "Магнит" АО "Тандер", расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Лабинск, ул. К. Маркса, 190.
В рамках предварительной проверки установлено: 03.07.2019, 10.07.2019, 15.07.2019 в гипермаркете были куплены сыры с истекшим сроком годности:
* сыр МААСДАМ 45% производство Ровенький - СМЗ Карлов Двор, весом 0,344 кг и 0,349 кг, согласно информации на этикетке дата изготовления - 26.01.2019, срок годности 3 месяца, упакован товар 03.07.2019, срок годности реализуемого сыра истек 26.04.2019;
* сыр PRESIDENT Сыр Бри с плесенью 60 %, весом 0,212 кг и 0,198 кг, согласно информации на этикетке дата изготовления - 28.04.2019, срок годности 60 суток, упакован товар 03.07.2019, срок годности реализуемого сыра истек 28.06.2019;
- сыр Пряди 40%, производство Кубарус-Молоко, весом 0,089 кг, согласно информации на этикетке дата изготовления - 13.03.2019, срок годности 30 суток, упакован товар 08.07.2019, срок годности реализуемого сыра истек 12.04.2019;
* сыр Ламбер 50 %, производство Вимм-Биль-Данн, весом 0,251 и 0,276 кг, согласно информации на этикетке дата изготовления - 07.02.2019, срок годности 5 месяцев, упакован товар 10.07.2019, срок годности реализуемого сыра истек 07.07.2019;
* сыр сливочный со вкусом топленного молока, Кладовая солнца 50 %, весом 0,280 кг, согласно информации на этикетке дата изготовления - 19.12.2018, срок годности 3 месяца, упакован товар 10.07.2019, срок годности реализуемого сыра истек 19.03.2019;
* сыр сливочный, Кладовая солнца 50 %, весом 0,243 кг, согласно информации на этикетке дата изготовления - 14.02.2019, срок годности 3 месяца, упакован товар 10.07.2019, срок годности реализуемого сыра истек 14.05.2019;
* сыр сливочный со вкусом топленного молока, Кладовая солнца, весом 0,217 и 0,303 кг, согласно информации на этикетке изготовления - 19.12.2018, срок годности 3 месяца, упакован товар 14.07.2019, срок годности реализуемого сыра истек 19.03.2019;
* сыр Белебеевский 45 %, весом 0,368 кг, согласно информации на этикетке дата изготовления - 12.02.2019, срок годности 5 месяцев, упакован товар 15.07.2019, срок годности реализуемого сыра истек 12.07.2019.
В связи с вышеизложенным, на основании п.п. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", было организовано проведение внеплановой выездной проверки в отношении АО "Тандер".
Проведение внеплановой выездной проверки в отношении АО "Тандер" было согласовано с Лабинской межрайонной прокуратурой, выдано решение о согласовании 26.08.2019.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю N 364р-22-2019 от 23.08.2019 и решения Лабинской межрайонной прокуратуры о согласовании проведения внеплановой выездной проверки 28.08.2019 проведена внеплановая выездная проверка АО "Тандер" по фактическому адресу продажи продуктов (сыра): Краснодарский край, г. Лабинск, ул. К. Маркса, 190.
В ходе проверки 28.08.2019 в 13 часов 00 минут при проведении внеплановых мероприятий по контролю в отношении АО "Тандер" установлено, что продавцом АО "Тандер" нарушаются требования технического регламента, создающие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, а именно при реализации сыров не соблюдаются сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Так в реализации находится следующая продукция: Сыр Белебеевский 45 % в количестве 4,523 кг, производства АО "Белебеевский ордена "Знак почета" молочный комбинат" Республика Башкортостан, дата выработки 12.02.2019, срок годности 5 месяцев, упакован 28.08.2019, на сумму 2 845 рублей; Сыр Российский 50 % в количестве 2,697 кг, производства Глубокский молочно-консервный комбинат Беларусь, дата выработки 12.02.2019, срок годности 5 месяцев, упакован 28.08.2019, на сумму 1 696 рублей; Сыр Голландский в количестве 2,278 кг, производства ЗАО "Сыродельный комбинат Ленинградский", дата выработки 19.03.2019, срок годности 5 месяцев, упакован 28.08.2019, на сумму 1 376 рублей; Сыр Пряди 40% в количестве 2,278 кг, производство ЗАО "Сыродельный комбинат Ленинградский", дата выработки 19.03.2019, срок годности 5 месяцев, упакован 28.08.2019, на сумму 1 376 рублей; Сыр Пармезан 32 % количестве 1,645 кг, производство ООО "ПиР-ПАК", дата выработки 12.05.2019, срок годности 90 суток, упакован 28.08.2019, на сумму 2 013 рублей; Сыр Сметанковый 45 % количестве 1,74 кг, производство ОАО "Поставский молочный завод" Беларусь, дата выработки 24.04.2019, срок годности 4 месяца, упакован 28.08.2019, на сумму 817 рублей; Сыр Рокфорини количестве 0,62 кг, производство ЗАО "Тбилисский МСЗ", дата выработки 17.07.2019, срок годности 35 суток, упакован 28.08.2019, на сумму 802 рублей.
Согласно позиции административного органа указанные факты, установленные в ходе проверки, являются нарушением пункта 4 статьи 5 и пункта 12 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
Данные сведения свидетельствуют о грубых нарушениях АО "Тандер" требований технических регламентов при реализации продукции населению, что создаёт угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновению, распространению инфекционных заболеваний и массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений).
Согласно ст. 27.8, 27.14 КоАП РФ в отношении пищевой продукции, находящейся в обороте, наложен арест, а именно 28.08.2019 правомочным должностным лицом территориального отдела Роспотребнадзора составлены протокол ареста товаров, транспортных средств, иных вещей, также протокол осмотра в присутствии законного представителя АО "Тандер", а также двух понятых, о чем в протоколе ареста и осмотра свидетельствуют подписи соответствующих лиц с применением фотосъемки и приложением фотоматериалов.
В незаконных действиях АО "Тандер" усмотрены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена нормой ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
По выявленному факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, 28.08.2019 главным специалистом-экспертом управления в отношении АО "Тандер", в присутствии представителя по доверенности Козьминой И.Г., составлен протокол об административном правонарушении N 039904 при соблюдении требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.
Как следует из заявления, противоправные действия (бездействие) АО "Тандер" образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, а именно: нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Заявитель, указывая на наличие в деяниях предпринимателя состава названного административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратился в суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ ввиду следующего.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Субъектом указанного нарушения определены изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.43 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при изготовлении, реализации (поставке, продаже) продукции, которое повлекло причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создало угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Таким образом, диспозицией указанной нормы охвачены, в том числе действия продавца, нарушающие требования технических регламентов или иных обязательных требований к продукции и связанному с требованиями к продукции процессу реализации, а также действия этого лица по выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В примечании к статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье и статье 14.47 этого Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (пункт 4 статьи 1 данного Закона).
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Из анализа названных норм права в их взаимосвязи следует, что нарушения требований законодательства, регулирующего порядок производства, хранения и реализации продукции, в том числе пищевых продуктов, являются основанием для привлечения к административной ответственности, установленной статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 10373/13).
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие.
Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Пункт 1 статьи 7 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусматривает, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям; защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В силу статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
- не соответствуют требованиям нормативных документов;
* имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
* не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
* не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
* не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно пункту 7 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" указано, что технический регламент есть документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В силу статьи 1 данного Закона им регулируется отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.
Согласно пункту 1 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880) пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В соответствий с пунктом 3 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880) пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе, продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
Согласно пункту 8.1. СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001) пищевые продукты, реализуемые в организациях торговли, должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией, а также гигиеническим требованиям к пищевой ценности и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья.
В соответствии с пунктом 8.24 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001) в организациях торговли запрещается реализация продукции: без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность.
Поскольку использование пищевой продукции с истекшим сроком годности ставит под угрозу безопасность жизни и здоровья потребителя, к данным правоотношениям применяются нормы Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"
В силу пунктов 1, 4 статьи 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
У общества объективно имелась возможность не допускать реализацию пищевых продуктов с истекшим сроком годности, однако общество имевшейся возможностью пренебрегло.
Довод заявителя жалобы со ссылкой на наличие искаженной информации, отображенной на стикерах фасованных сыров, находящихся в торговой витрине Гипермаркета "Магнит", признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Как следует из материалов дела, Территориальный отдел выявил нарушение 28.08.2019, проверка проводилась на основании обращений потребителя, которому также в июле 2019 года (03.07.2019, 10.07.2019, 15.07.2019) были проданы аналогичные сыры с истекшим сроком годности.
Ссылка общества на то, что по вине продавца универсала сектора прилавочной торговли ГМ "Магнит" на стикере расфасованного сыра отобразилась искаженная дата срока годности товара, поскольку продавец не внесла через терминал сбора данных информацию о сроке годности сыра, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку общество, являющееся работодателем, отвечает за действия своего работника (статья 402 Гражданского кодекса Российской Федерации). Общество должно осуществлять контроль за деятельностью своих работников, поскольку ненадлежащее исполнение работником своих функций определяет вину самого общества как субъекта правонарушения.
При осуществлении предпринимательской деятельности физические и юридические лица должны осознавать возможность несения риска наступления последствий совершения или несовершения ими каких-либо действий, обязаны соблюдать ту степень заботливости и осмотрительности, которая требуется от них в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Кроме того, допущенные работником общества противоправные действия не освобождают само общество от административной ответственности.
Вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения выражается в неисполнении им обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, поскольку при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей, он мог выявить нарушения и принять своевременные меры по их устранению.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие вещественных доказательств и на недоказанность факта реализации сыра с истекшим сроком годности, судом признана несостоятельной, так как из протокола об административном правонарушении и заявления о привлечении к ответственности следует, что обществу вменяется в вину допуск в реализацию пищевой продукции с истекшим сроком годности.
Доказательства невозможности соблюдения обществом обязательных требований к продукции и условиям ее хранения и реализации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности которая требуется, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины в совершении административного правонарушения, применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образуют не только действия повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, но также и создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
В данном случае обществом осуществляется хранение и реализация пищевых продуктов с нарушением обязательных требований технических регламентов, что подтверждает наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку создает угрозу причинения вреда здоровью граждан - потребителей реализуемой продукции (может повлечь распространение инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также отравление граждан-потребителей).
В силу действующего законодательства продукты с истекшими сроками годности признаются некачественными и опасными, не подлежащими реализации, в связи с чем каких-либо дополнительных экспертиз или исследований не требуется.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено и обществом не оспаривается, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления, не истек.
Административный штраф назначен в минимальном размере санкции ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, в размере 300 000 руб. с конфискацией товара, явившегося предметом административного правонарушения и поименованного в протоколе ареста товаров, транспортных средств, иных вещей от 28.08.2019.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, также не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ. Общество не представило в материалы дела доказательства о своем тяжелом финансовом положении, об исключительности случая совершенного им правонарушения.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2019 по делу N А32-42909/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Николаев |
Судьи |
Н.В. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42909/2019
Истец: Роспотребнадзор по КК и РА, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах
Ответчик: АО "Тандер"
Третье лицо: АО "Тандер"