г. Санкт-Петербург |
|
11 декабря 2019 г. |
Дело N А56-77600/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34859/2019) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2019 по делу N А56-77600/2019 (судья Шпачев Е.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга
к ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга"
о взыскании
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга (ОГРН 1027802738952, далее - Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" (ОГРН 1089847292094, далее - Общество) о взыскании финансовых санкции за несвоевременное представление сведений необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за ноябрь-декабрь 2017 года, за январь-май 2018 года в сумме 24 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 12.09.2019 в виде резолютивной части в удовлетворении требований отказано. Мотивированное решение изготовлено 25.10.2019.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ. Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.13aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Управление, выявив, что Обществом представлены сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь - декабрь 2017, январь - май 2018 года с нарушением установленных сроков, а именно, 13.07.2018, составило акты об обнаружении фактов N202S18180049739, N202S18180049747 от 07.08.2018, N202S18180047127, N202S18180047141, N202S18180047151, N202S18180047189, N202S18180047408 от 26.07.2018.
Управлением вынесены решения от 07.09.2018 N 202S19180063686 о привлечении к ответственности в виде штрафа в сумме 4 000 рублей, N 202S19180063695 о привлечении к ответственности в виде штрафа в сумме 3500 рублей, от 28.08.2018 N 202S19180060783 о привлечении к ответственности в виде штрафа в сумме 3500 рублей, N 202S19180060794 о привлечении к ответственности в виде штрафа в сумме 3500 рублей, N202S19180060803 о привлечении к ответственности в виде штрафа в сумме 3500 рублей, N202S19180060820 о привлечении к ответственности в виде штрафа в сумме 3000 рублей, N202S19180060903 о привлечении к ответственности в виде штрафа в сумме 3000 рублей.
Управление на основании указанных решений выставило Обществу требования N 202S01180130316, N 202S01180130323 от 09.10.2018 об уплате финансовых санкций сроком исполнения до 08.11.2018, N 202S01180126849, N 202S01180126856, N 202S01180126862, N 202S01180126874, N 202S01180126940 от 27.09.2018 об уплате финансовых санкций сроком исполнения до 29.10.2018.
В связи с неисполнением Обществом требования в добровольном порядке Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает решение решения суда первой инстанции подлежащим отмене.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Абзацами пятнадцатым - семнадцатым статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Вместе с тем, сроки для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке статьей 17 Закона N 27-ФЗ (в том числе и в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) не установлены.
Между тем, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из истечения срока обращения в суд, установленный ч. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которой заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Управление обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Общества на сумму 24 000 руб. за несвоевременное представление сведений индивидуального учета за ноябрь - декабрь 2017 года, январь - май 2018 года в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес судебный приказ N А56-37751/2019 от 03.04.2019.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2019 судебный приказ N А56-37751/2019 от 03.04.2019 отменен в соответствии с положениями части 4 статьи 229.5 АПК РФ, в связи с поступлением возражений Общества.
В арбитражный суд с заявлением о взыскании санкции Управление обратилось 05.07.2019, то есть в течение 6 месяцев после отмены судебного приказа.
Статья 46 НК РФ, устанавливающая порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит правил исчисления срока взыскания задолженности для случаев отмены судебного приказа.
Между тем, в пункте 3 статьи 48 НК РФ указано, что такие требования могут быть предъявлены не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации), а также универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм задолженности после отмены судебного приказа, следует признать допустимым применение пункта 3 статьи 48 НК РФ по аналогии закона и в рассматриваемой по настоящему делу ситуации.
Таким образом, на основании статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и применительно к пункту 3 статьи 48 НК РФ по требованиям органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, заявление о взыскании спорной суммы может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Указанная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2019 N 306-КГ18-16966, а также в п. 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Поскольку Управлением соблюдены сроки обращения в суд с требованиями о взыскании финансовых санкций, решение суда по данному делу подлежит отмене в связи с неправильным применением норм права.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет выплаты физическим лицам, следовательно, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страхователем.
В соответствии с ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы ПФР сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов учету кадров.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Материалами дела установлено, что сведения по форме СЗВ-М за ноябрь - декабрь 2017, за январь-май 2018 на застрахованных лиц представлены лишь 13.07.2018 г., тогда как срок предоставления установлен 15.12.2017, 10.01.2018, 10.02.2018, 10.03.2018, 10.04.2018, 10.05.2018, 10.06.2018 соответственно.
Факт нарушения Обществом сроков предоставления отчетности подтвержден материалами дела и не оспорен Обществом.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17).
Таким образом, фонд правомерно привлек Общество к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 24 000 руб.
В представленном в материалы дела отзыве, Общество ссылается на то, что нарушение сроков предоставления сведения обусловлено корпоративным конфликтом, а именно назначение 12.09.2017 на должность генерального директора Старцева Г.Ю., и уклонение бывшего генерального директора Иванова В.В. от передачи документов по финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта.
Оценив представленные доказательства апелляционный суд не находит оснований для освобождения Общества от ответственности, а также для уменьшения суммы финансовых санкций по следующим основаниям.
Вступившим в законной силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-91919/2017 установлено, что Иванов В.В. являлся генеральным директором Общества, отстранен от данной должности решением общего собрания от 12.09.2017, а решением от 21.09.2017 полномочия Иванова В.В. как генерального директора прекращены. Доказательства передачи документов вновь избранному генеральному директору не представлено, что явилось основанием для принятии решения об обязании Иванова Владислава Валериановича передать обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажный трест Санкт-Петербурга" оригиналы документов за период 2008 - 2017 года.
Вместе с тем, отчетность по форме СЗВ-М формируется ежемесячно на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов учету кадров.
В рассматриваемом деле Общество привлечено к ответственности за нарушение срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за ноябрь - декабрь 2017, январь - май 2018 года, то есть за тот период в котором руководство Обществом осуществлял вновь назначенный генеральный директор на основании данных учета за ноябрь - декабрь 2017, январь - май 2018 года, а также документов кадрового учета. При этом, из текста судебного акта по делу N А56-91919/2017 следует, что требования о передачи документов кадрового учета к Иванову В.В. предъявлены не были.
Таким образом, нарушение срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за рассматриваемые периоды находится в прямой причинно-следственной связи с деятельностью вновь назначенного генерального директора Общества Старцева Г.Ю.
Материалами дела также установлено, что 10.08.2017 принято заявление о признании Обществом несостоятельным (банкротом).
Определением арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2017 в отношении ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Екимов Василий Анатольевич. Решением арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2018 по делу N А56-60327/2017 ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев.
Поскольку нарушение Обществом сроков предоставления сведений по форме СЗВ-М допущено после принятия Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), финансовые санкции в соответствии со ст. 5 Закона о банкротстве являются текущими платежами и не подлежат рассмотрению в рамках дела о банкротстве.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене, требования фонда - удовлетворению в полном объеме.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты (пункт 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ (пункт 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Поскольку заявление и апелляционная жалоба фонда удовлетворены судом в полном объеме, с предпринимателя в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 5000 руб.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2019 по делу N А56-77600/2019 отменить.
Взыскать с ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга штраф в сумме 24 000 рублей.
Взыскать с ООО "Строительно-монтажный трест Санкт-Петербурга" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-77600/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КИРОВСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: ООО "СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЙ ТРЕСТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"