11 декабря 2019 г. |
дело N А83-11946/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.12.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Замятиной М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПромГражданПроект" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.06.2019 по делу N А83-11946/2018,
принятое по иску государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (ОГРН 1147746375116, ИНН 7706808265; 295011, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Караимская, д. 52)
к обществу с ограниченной ответственностью "ПромГражданПроект" (ОГРН 1026900580871, ИНН 6905082890; 170008, Тверская область, г. Тверь, ул. Озерная, д. 2, пом. 2, 170019, Тверская область, г. Тверь, ул. Маяковского, д.33, оф. 43)
о взыскании штрафа и убытков,
при участии:
от государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым - представителя Новицкой Анны Анатольевны по доверенности от 15.01.2018 N 87,
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "ПромГражданПроект", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания,
установил:
государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "ПромГражданПроект" (далее - ООО "ПромГражданПроект") с иском о взыскании штрафа в размере 200260,00 руб. и убытков в размере 551707,00 рублей, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по государственному контракту от 26.09.2016 N 68.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.06.2019 исковые требования государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым удовлетворены. С ООО "ПромГражданПроект" в пользу государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым взыскан штраф за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту от 26.09.2016 N 68 в размере 200260,00 руб.; взысканы убытки, понесенные в результате ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту от 26.09.2016 N 68 в размере 551707,00 руб.
Не согласившись с решением от 19.06.2019, ООО "ПромГражданПроект" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции в нарушение положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не дал оценку всем доказательствам, вследствие чего выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Апеллянт указывает, что работы, выполненные исполнителем, были приняты заказчиком, о чем свидетельствует акт приема-передачи проектной и рабочей документации от 25.12.2016. Замечания к проектной и сметной документации, направляемые Заказчиком в адрес Исполнителя, были устранены, а отрицательные экспертные заключения ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза" по проверке достоверности определения сметной стоимости N 91-4-6-0422-17 и по проверке проектной документации и результатов инженерных изысканий N 91-1-2/3-3-0421-17 являются необоснованными. Кроме того, для разрешения спорных моментов по делу судебная экспертиза не проводилась.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019 апелляционная жалоба принята к производству.
Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым 23.09.2019 через систему "Мой арбитр" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразило против доводов апеллянта, указало, что проектная и сметная документации, получившие отрицательные заключения Главгосэкспертизы, не могут быть использованы для строительства объекта, предусмотренного контрактом. Судом первой инстанции было предложено лицам, участвующим в деле, провести по делу строительно-техническую экспертизу. ООО "ПромГражданПроект" не выразило согласие на проведение судебной экспертизы по вопросу о соответствии объема и качества разработанной проектно-сметной документации условиям государственного контракта. Таким образом, ответчик (апеллянт) не опроверг представленные истцом отрицательные заключения Главгосэкспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости N 91-4-6-0422-17 и по проверке проектной документации и результатов инженерных изысканий N 91-1-2/3-3-0421-17. С учетом изложенного суд рассмотрел спор по имеющимся в деле доказательствам.
В Арбитражный суд Тверской области ООО "ПромГражданПроект", надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте проведения судебного заседания по правилам статей 121 - 123 АПК РФ, в судебное заседание явку представителя не обеспечило. В соответствии со статьями 266, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ООО "ПромГражданПроект".
В судебном заседании 05.12.2019 представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Между государственным учреждением - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (Заказчик) и ООО "ПромГражданПроект" (Исполнитель) 26.09.2016 заключен государственный контракт N 68 (далее - Контракт) на выполнение работ по разработке проектной документации "Строительство административного здания государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, ул. Некрасова, напротив Городской больницы N 1".
В соответствии с п.1.1 Контракта Исполнитель обязуется по заданию Заказчика на разработку проектной и сметной документации, которое является неотъемлемой частью Контракта, самостоятельно или с привлечением соисполнителей в срок, установленный Контрактом, выполнить комплекс работ по разработке проектной и рабочей документации для строительства административного здания государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, ул. Некрасова, напротив Городской больницы N 1.
Пунктом 1.2 Контракта предусмотрено, что Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по разработке проектной и рабочей документации в объеме, достаточном для строительства объекта. Работы проводятся в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87- "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (с изменениями и дополнениями), а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 N145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
Исполнитель обязан соблюдать требования, содержащиеся в Задании на разработку проектной и сметной документации (Приложение N 1) и вправе отступить от них только с согласия Заказчика (пункт 1.3 Контракта).
В силу пункта 1.4 Контракта, результатами работ является проектная и рабочая документация на бумажном носителе - 4 (четыре) экземпляра, в электронном виде - 1 (один) экземпляр.
Исполнитель обязуется выполнить работы в соответствии с условиями настоящего Контракта и сдать результат Заказчику в срок и порядке, предусмотренные разделом 4 настоящего Контракта (пункт 1.5 Контракта).
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2. цена Контракта составляет 4005200,00 руб.; в цену Контракта входит стоимость выполненных инженерных изысканий, разработка проектной и рабочей документации в объеме, достаточном для строительства объекта, с получением всех необходимых согласований, а также расходы, связанные сто страхованием, выполнением гарантийных обязательств, уплатой налогов и других обязательных платежей.
Главой 3 Контракта предусмотрены права и обязанности сторон.
Так, согласно пункту 3.4.9. Контракта Исполнитель обязан согласовать готовую проектную и рабочую документацию с Заказчиком, а также сторонами архитектуры и градостроительства в соответствии с действующим законодательством, в объеме, достаточном для получения разрешения для строительства.
Пунктом 3.4.10 Контракта установлено, что исполнитель обязан вносить изменения в проектную и рабочую документацию, необходимость в которых выявилась в процессе строительства, без дополнительной оплаты.
Исполнитель обязан в минимально возможный срок (но не более пяти рабочих дней) и за свой счет вносить в проектную и рабочую документацию, изменения и дополнения по замечаниям органов, осуществляющих согласования, в пределах стоимости контракта, выполнить необходимые дополнительные работы (пункт 3.4.11 Контракта).
Пунктом 3.4.13 Контракта предусмотрено, что Исполнитель обязан обеспечить сопровождение при прохождении Заказчиком государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, по проверке достоверности определения сметной стоимости по объекту, устранять выявленные в ходе прохождения государственной экспертизы недостатки за свой счет.
В силу пункта 3.4.14 Контракта исполнитель обязан в случае необходимости принять на себя выполнение гарантийных обязательств, которые могут включать в себя работы, в том числе, корректировку проектной и рабочей документации по результатам прохождения Заказчиком государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проектной документации, проверки достоверности сметной стоимости.
Работы, указанные в пунктах 1.1., 1.2. настоящего Контракта должны быть выполнены Исполнителем с даты заключения настоящего Контракта до 15.12.2016 (пункт 4.1. Контракта).
Сдача проектной и рабочей документации на бумажном носителе - 4 (четыре) экземпляра, сдача проектной и рабочей документации в электронном виде - 1 (один) экземпляр, осуществляется по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Караимская, 52 (пункт 4.2 Контракта).
Согласно пункту 4.6 Контракта, работы по Контракту считаются полностью выполненными при наличии проектной и рабочей документации в 4 (четырех) экземплярах на бумажном носителе и 1 (одном) экземпляре на электронном формате, согласованной с Заказчиком, а также органами архитектуры и градостроительства, в соответствии с действующим законодательством в объеме, достаточном для проведения строительства, а также с момента подписания Сторонами Акта приема-передачи проектной и рабочей документации и его утверждения Заказчиком.
В силу пункта 5.2 Контракта оплата по настоящему Контракту осуществляется в рублях Российской Федерации, при завершении Исполнителем выполнения Работ, на основании Акт приема передачи проектной и рабочей документации по форме Приложения N 2 к настоящему Контракту подписанного и утвержденного уполномоченными представителями сторон и предоставленного Исполнителем счета, в течение 3 (трех) рабочих дней, после утверждения Заказчиком акта приема-передачи проектной и рабочей документации.
Исполнитель гарантирует Заказчику обеспечить сопровождение при прохождении Заказчиком государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, заключенной по проверке достоверности определения сметной стоимости по объекту, устранять за свой счет выявленные в ходе прохождения государственной экспертизы недостатки, вносить исправления в разработанную проектную и рабочую документацию по замечаниям органа, проводившего экспертизу, в срок не более 10 (десяти) рабочих дней со дня получения уведомления от Заказчика (пункт 6.3.Контракта).
Главой 8 Контракта установлена ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту.
В соответствии с пунктом 8.6 Контракта за ненадлежащее исполнение Исполнителем (поставщиком, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, исполнителем (подрядчиком, поставщиком) обязательств гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет не превышает 3 млн. руб.; б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. руб. до 50 млн. руб.
Пунктом 8.8 Контракта предусмотрено, что уплата неустойки (штрафа, пени), возмещение убытков, не освобождает стороны от исполнения обязательств по Контракту.
Неурегулированные сторонами споры разрешаются в Арбитражном суде Республики Крым в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 10.5. Контракта).
Контракта вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами и действует до полного исполнения каждой из сторон принятых обязательств, но в любом случае до 31.12.2016.
Стороны согласовали задание на разработку и проектно-сметной документации "Строительство административного здания государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, ул. Некрасова, напротив Городской больницы N 1" (Приложение N 1 к Контракту) (т.д. 1, л.д. 27-31).
В соответствии с Заданием Исполнитель обязан выполнить инженерные изыскания: инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-экологические, в объеме и составе необходимом для получения положительного заключения государственной экспертизы; проектную и рабочую документацию.
Срок начала проектирования 3 квартал 2016 года, срок начала строительства - 2 квартал 2017 года.
Исполнитель обязан выдать 4 экземпляра на бумажном носителе, 1 экземпляр в электронном виде, сметную документацию разработать в ценах, соответствующих планируемому периоду строительства.
В соответствии с подписанным сторонами актом приема-передачи проектной и рабочей документации от 26.12.2016 Исполнитель передал, а Заказчик принял работы по Контракту на общую сумму 4005200,00 руб. (т.д. 1, л.д. 32).
Платежным поручением от 26.12.2016 N 220567 Заказчик перечислил на счет ООО "ПромГражданПроект" стоимость выполненных по Контракту работ в сумме 4005200,00 руб. (т.д. 1, л.д. 33).
Письмом от 11.05.2017 N 204 Исполнитель уведомил Заказчика, что работы, предусмотренные Контрактом, исполнены в полном объеме и в оговоренные сроки; отсутствие изысканий, не предусмотренных Контрактом, не является недостатком выполненных инженерных изысканий или проектно-сметной документации и не подлежит устранению за счет исполнителя контракта; выразил готовность выполнить недостающие изыскания с направлением коммерческого предложения на проведение инженерно-геофизических и инженерно-гидрометеорологических изысканий от 05.05.2017 N 193 (т.д. 1, л.д. 106-107).
Заказчиком с ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза" 20.07.2017 заключен договор N 91-0422-17/65, по условиям которого ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза" принимает на себя обязательство оказать услугу по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости по объекту: "Строительство административного здания государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, ул. Некрасова, напротив Городской больницы N 1", а государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обязуется принять и оплатить услуги, на условиях настоящего договора. Цена договора составляет 23600,00 руб. (т.д. 1, л.д. 34-38).
Также, Заказчиком с ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза" 20.07.2017 заключен договор N 91-0421-17/ПИР/66, по условиям которого ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза" принимает на себя обязательства провести государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту: "Строительство административного здания государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, ул. Некрасова, напротив Городской больницы N 1", а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги. Цена договора составляет 728368,91 руб. (т.д. 1, л.д. 49-54).
Платежными поручениями от 26.07.2017 N 607293 на сумму 23600,00 руб. и от 26.07.2017 N 607294 на сумму 728368,91 руб. государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым перечислило ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза" денежные средства в размере 23600,00 руб. в счет оплаты услуг по договору от 20.07.2017 N 91-0422-17/65 (т.д.1, л.д. 39), денежные средства в размере 728368,91 руб. в счет оплаты услуг по договору от 02.07.2017 N 91-0421-17/ПИР/66 (т.д. 1, л.д. 55).
Заказчик письмом от 24.08.2017 N 9551/20-19 просил Исполнителя на основании пункта 3.4.14 Контракта устранить замечания, выявленные ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза" от 23.08.2017 N 999111513 (т.д. 1, л.д. 61).
Письмом от 04.09.2017 N 421 Исполнитель просил уточнить Заказчика состав документации, переданной на государственную экспертизу, указав, что согласно описи передаваемой документации (от 14.12.2016 N 232), отсутствующие документы были переданы Заказчику (т.д. 1, л.д. 105).
Письмом от 19.09.2017 Исполнитель передал Заказчику полный состав проектной документации, скорректированный по замечаниям государственной экспертизы (т.д. 1, л.д. 103-104).
Письмом от 03.10.2017 N 11388/20-19 Заказчик просил Исполнителя произвести корректировку объемно планировочных решений и устранить замечания ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 25.09.2017 (т.д. 1, л.д. 72).
В письме от 03.10.2017 N 434 Исполнитель указал, что замечания государственной экспертизы были им получены 24.08.2017, ответы на замечания государственной экспертизы были направлены 20.09.2017, однако исправленные разделы проектной документации не были официального переданы Заказчиком в государственную экспертизу (т.д. 1, л.д. 131-132).
Письмом от 06.10.2017 N 11513/20-19 Заказчик уведомил Исполнителя, что в настоящее время проект находится в ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза" на стадии рассмотрения ответов на замечания от ООО "ПромГражданПроект"; просило направить специалиста, занимающегося проектом, в командировку в Симферополь 10.10.2017 (т.д. 1, л.д. 73).
Письмом от 19.10.2017 N 11921/2019 Заказчик настоятельно просил Исполнителя устранить замечания, выявленные ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза", в срок до 23.10.2017 (т.д. 1, л.д. 74).
Письмом от 24.10.2017 N 12119/20-19 Заказчик уведомил Исполнителя, что разработанная проектная документация находится на экспертизе в ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза" и приложил для работы письмо ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза" от 20.10.2017 N 575/17 (т.д. 1, л.д. 75-76).
ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза" вынесено отрицательное заключение по проверке проектной документации и результатов инженерных изысканий, в котором указано, что проектная документация не соответствует требованиям технических регламентов N 91-1-2/3-3-0421-17, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной и иной безопасности и требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренных в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также результатам инженерных изысканий. Инженерные изыскания не соответствуют требованиям технических регламентов (т.д. 1, л.д. 57-58).
Вышеуказанное отрицательное заключение ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза" получено Заказчиком 07.11.2017.
С сопроводительным письмом от 08.11.2017 N 12763/20-19 Заказчик направил в адрес Исполнителя отрицательное заключение ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза" на проектную документацию и результаты инженерных изысканий и уведомил ООО "ПромГражданПроект" о необходимости в соответствии с пунктом 3.4.14 Контракта принять на себя выполнение гарантийных обязательств, включающих корректировку проектной и рабочей документации по результатам прохождения Заказчиком государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проектной документации, проверки достоверности сметной стоимости. Заказчик просил устранить замечания государственной экспертизы (т.д. 1, л.д. 56).
ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза" вынесено отрицательное заключение по проверке достоверности определения сметной стоимости N 91-4-6-0422-17, в котором указано что сметная документация не соответствует действующим нормативам и правилам в области сметного нормирования и ценообразования в строительстве, сметная стоимость не считается достоверной (т.д. 1, л.д. 41-48).
С сопроводительным письмом от 17.11.2017 Заказчик направил в адрес Исполнителя отрицательное заключение ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза" по проверке достоверности определения сметной стоимости N 91-4-6-0422-17 (т.д. 1, л.д. 40).
В связи ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту Заказчик обратился в адрес Исполнителя с претензией от 04.12.2017 N 14008/13-19, в которой просил привести проектную и сметную документации в соответствие с нормами действующего законодательства, путем устранения замечаний, определенных ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза"; возместить причиненный ущерб в сумме 751968,91 руб.; оплатить штраф в сумме 20260 руб. (т.д.1, л.д. 59-61).
Заказчик, учитывая, что по состоянию на 20.02.2018 Исполнитель не устранил замечания Главгосэкспертизы, не предпринял действий с целью получения Заказчиком положительных заключений государственной экспертизы по проверке сметной стоимости и по проверке проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту, обратился в адрес Исполнителя с претензией от 21.02.2018 N 2276/20-19, в которой просил возместить убытки в размере 551707 руб. и выплатить штраф в размере 551707,00 руб. (т.д. 1, л.д. 77-80).
Учитывая, что претензия ООО "ПромГражданПроект" оставлена без ответа и исполнения, государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями главы 37 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), суд пришел к верному выводу, что проектная и сметная документация разработана с нарушением условий Контракта; принимая во внимание, что по результатам государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также по результатам государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости были выданы отрицательные заключения, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика убытков в виде стоимости работ по проведению государственной экспертизы и штрафа за ненадлежащее исполнение ООО "ПромГражданПроект" обязательств по Контракту, предусмотренного пунктом 8.6 Контракта.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, заслушав пояснения истца, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд приходит к следующему.
Спорные правоотношения сторон сложились в рамках исполнения государственного контракта от 26.09.2016 N 68 на выполнение проектных и изыскательских работ, которые регулируются главой 37 ГК РФ и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 ГК РФ).
В силу статьи 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно пункту 1 статьи 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
Работы, выполненные Исполнителем, были переданы Заказчику и приняты последним по акту приема-передачи проектной и рабочей документации от 26.12.2016 N 220567 на сумму 4005200,00 руб.
Платежным поручением от 26.12.2016 N 220567 Заказчик оплатил Исполнителю по Контракту денежные средства в размере 4005200,00 руб. (т.д. 1, л.д. 33).
В силу пунктов 1, 9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе.
Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с пунктом 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3.4.13 и 6.3. Контракта, Исполнитель обязан обеспечить сопровождение при прохождении Заказчиком государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, заключения по проверке достоверности определения сметной стоимости по объекту, устранять выявленные в ходе прохождения государственной экспертизы недостатки за свой счет.
Пунктом 3.4.18 Контракта предусмотрена обязанность Исполнителя нести ответственность за ненадлежащее составление проектной и рабочей документации и выполнение работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в период гарантийного срока эксплуатации объекта, созданного на основе проектной и рабочей документации и данных обследования.
В пункте 3 статьи 723 ГК РФ предусмотрено право заказчика отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков в случае, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Поскольку в соответствии с пунктом 11.1 Контракта срок исполнения обязательств по нему истек 31.12.2016, истец не заявлял требование об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу пункта 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. При этом убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 15 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, предусмотренной статьями 15, 393 ГК РФ необходимо установить наличие совокупности необходимых обстоятельств для привлечения к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков: факт нарушения ответчиком договорных обязательств, возникновение негативных последствий у истца (наличие убытков) и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенными нарушениями и возникшими убытками.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Следовательно, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность независимо от вины.
Пункт 2 статьи 401 и пункт 2 статьи 1064 ГК РФ при рассмотрении вопроса об ответственности сторон по договорному обязательству при осуществлении предпринимательской деятельности не применяются.
Из материалов дела следует, что для проведения государственной экспертизы определения сметной стоимости и проектной документации, разработанной Исполнителем по объекту: "Строительство административного здания государственного учреждения - УПФ РФ в г. Евпатория, по адресу: г. Евпатории Республики Крым по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, ул. Некрасова, напротив Городской больницы N 1", между Заказчиком и ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза" заключены два договора от 20.07.2017 N 91-0422-17/65 и N 91-0421-17/ ПИР /66.
По указанным выше договорам Заказчик перечислил ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза" денежные средства в общей сумме 751968,00 руб. платежными поручениями от 26.07.2017 N 607293 на сумму 23600,00 руб. и от 26.07.2017 N 607294 на сумму 728368,91 руб. (т.д. 1, л.д. 39, 55).
Заказчик неоднократно в адрес Исполнителя направлял письма (от 24.08.2017 N 9551/20-19, от 03.10.2017 N 11388/20-19, от 19.10.2017 N 11921/20-19, 20.10.2017 N 575/17, от 24.10.2017 N 12119/20-19, от 08.11.2017 N 12763/20-19, от 17.11.2017 N 13211/20-19) с требованиями устранить недостатки, выявленные ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза", письмом от 06.10.2017 N 11513/20-19 просил Исполнителя направить специалиста, занимающегося проектом по Контракту.
Исполнитель письмом от 19.09.2017 предоставил проектную документацию, скорректированную в соответствии с замечаниями государственной экспертизы, предоставил справку об устранении недостатков проектной документации и результатов инженерных изысканий, таким образом, знал о прохождении государственной экспертизы и имел возможность контролировать предоставление соответствующей документации.
Вместе с тем, замечания государственной экспертизы Исполнителем в полном объеме не были устранены, а проектная и рабочая документации выполнены в объеме недостаточном для строительства объекта, в связи с чем, Заказчик был вынужден заключить контракт с ООО "Крымэлектромонтажсервис" на выполнение работ по внесению поправок (изменений) в проектную документацию и проходить повторную государственную экспертизу.
Поскольку источником финансирования работ по разработке проектной документации являются бюджетные средства, ненадлежащее выполнение ООО "ПромГражданПроект" принятых на себя по Контракту обязательств повлекло за собой безрезультатное расходование бюджетных средств, которое не привело к достижению поставленной цели по Контракту.
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе спорный Контракт, акт приема-передачи проектной и рабочей документации от 26.12.2016, платежное поручение от 26.12.2016 N 220567 на сумму 4005200,00 руб., переписку сторон, отрицательные заключения государственных экспертиз N 91-4-6-0422-17 и N 91-1-2/3-3-0421-17, платежные поручения, принимая во внимание, что на основании положений статьи 49 ГрК РФ и условий названного контракта результат подлежащих выполнению работ подлежит обязательной государственной экспертизе и без получения положительного заключения результат не может иметь для заказчика потребительской ценности, а также установив наличие недостатков в выполненных ответчиком работах, что подтверждено отрицательными заключениями государственных экспертиз, неустранение выявленных недостатков результата работы ответчиком в течение разумного срока, суд первой инстанции правомерно признал доказанным факт причинения истцу убытков в результате ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по Контракту, наличие причинно-следственной связи между убытками и ненадлежащим исполнением ответчиком названных обязательств; проверив размер убытков - расходы истца на проведение государственной экспертизы, и признав его обоснованным, удовлетворил требования истца в полном объеме - 751968,00 руб.
В силу требований части 1 статьи 394 ГК РФ, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.
Согласно пунктом 8.6. Контракта за ненадлежащее исполнение Исполнителем (поставщиком, подрядчиком) обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком, Исполнителем (Подрядчиком, Поставщиком) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, составляющей 5 процентов цены Контракта или 200260,00 руб.
Принимая во внимание отсутствие надлежащих и допустимых доказательств соответствия выполненных ООО "ПромГражданПроект" проектных и изыскательских работ условиям Контракта и действующего законодательства, с Исполнителя в пользу Заказчика подлежат взысканию убытки в размере 551707 руб. (23600,00 руб. + 728368,00 руб. - 200260,00 руб.) и штраф в размере 200260 руб.
Доводы апелляционной жалобы о не проведении по делу судебной экспертизы на предмет соответствия разработанной ООО "ПромГражданПроект" проектно-сметной документации условиям Контракта и требованиям законодательства суд апелляционной инстанции отклоняет, учитывая следующее.
Согласно протоколу судебного заседания от 12.03.2019. в котором присутствовали представители сторон (от истца - Новицкая А.А.. от ответчика - Усенко А.Я.) суд поставил на обсуждение сторон вопрос относительно назначения судебной экспертизы по вопросу относительно соответствия объема и качества выполненных работ условиям государственного контракта и нормам действующего законодательства, которые обычно применимы при выполнении указанного объема работ (т.д. 2, л.д. 44-45, аудиозапись протокола). В определении об отложении судебного разбирательства от 12.03.2019 суд обязал сторон направить в экспертные организации запросы.
На предложение суда истец представил в материалы дела ответы федерального бюджетного учреждения Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации от 27.03.2019 N 462/0-06, ООО "Республиканский экспертный центр" от 29.03.2019 N 039-19, АНО "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Республике Крым" от 15.04.2019 N 128 (т.д. 2, л.д. 58-61).
ООО "ПромГражданПроект" определение суда от 12.03.2019 не исполнило, свои кандидатуры экспертов или экспертных организаций не представило.
В протоколе судебного заседания от 29.05.2019 и определении от 29.05.2019 об объявлении перерыва в судебном заседании арбитражный суд первой инстанции предложил сторонам перечислить на депозитный счет суда с целью назначения по делу судебной экспертизы сумму в 150000,00 руб. (т.д. 2, л.д. 62-65).
Определение от 29.05.2019 сторонами не исполнено.
Таким образом, ответчик занял пассивную позицию по делу и не выразил согласие на предложение суда провести по делу судебную экспертизу, не перечислило на депозитный счет суда с целью назначения по делу судебной экспертизы сумму в 150000,00 руб.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", в случае неисполнения сторонами обязанности по внесению на депозитный счет суда денежных сумм в установленном размере суд, руководствуясь положениями части 2 статьи 108 и части 1 статьи 156 Кодекса, рассматривает дело по имеющимся в нем доказательствам.
Таким образом, суд апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, проанализировав условия Контракта, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "ПромГражданПроект".
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно части 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
ООО "ПромГражданПроект" заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.06.2019. Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 в удовлетворении ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины было отказано.
В соответствии с частью 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда государственная пошлина оплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. При подаче исковых заявлений неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в размере 6000 руб. Следовательно, государственная пошлина по апелляционной жалобе должна быть уплачена в размере 3000 руб.
Учитывая, что в удовлетворении апелляционной жалобы ООО "ПромГражданПроект" отказано, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в связи с рассмотрением апелляционной жалобы в сумме 3000 руб. подлежит взысканию с заявителя апелляционной жалобы ООО "ПромГражданПроект" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 июня 2019 года по делу N А83-11946/2018 оставить без изменения; апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПромГражданПроект" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ПромГражданПроект" (ОГРН 1026900580871, ИНН 6905082890, 170008, Тверская область, г. Тверь, ул. Озерная, д. 2, пом. 2) в доход федерального бюджета государственную пошлину в связи с рассмотрением апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-11946/2018
Истец: ГУ - ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Ответчик: ООО "ПРОМГРАЖДАНПРОЕКТ"