г. Владимир |
|
06 декабря 2019 г. |
Дело N А39-3972/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.12.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белякова Е.Н.,
судей Протасова Ю.В., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу финансового управляющего Костиной Валентины Николаевны Прохоровой Марины Викторовны
на определение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.10.2019 по делу N А39-3973/2019,
принятое по заявлению финансового управляющего Костиной Валентины Николаевны Прохоровой Марины Викторовны
о разрешении разногласий между финансовым управляющим и должником по исключению из конкурсной массы денежных средств,
без участия представителей.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Костиной Валентины Николаевны (далее - Костина В.Н., должник) финансовый управляющий Прохорова Марина Викторовна (далее - Прохорова М.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о разрешении разногласий между финансовым управляющим и должником по исключению из конкурсной массы денежных средств.
Определением от 17.10.2019 суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, финансовый управляющий Прохорова М.В. обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда от 17.10.2019 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, имущество, а именно: денежные средства на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, не подлежат включению в конкурсную массу должника в связи с императивным требованием закона. Однако, в соответствии с абзацем "б" пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 03 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" внесены изменения в пункт 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях).
Согласно тексту измененной редакции, указанный пункт федерального закона с 01 января 2019 г. стал действовать в следующей редакции: "выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона". Сведений о наличии исключительных случаев, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в отношении Костиной В.Н. не обнаружено.
Вывод суда о том, что указанные нормы не устанавливают какого-либо дополнительного правила в отношении статуса пенсии, является несостоятельным ввиду того, что до вступления в силу действующей редакции пункта 12 статьи 21 Закона о страховых пенсиях, признание гражданина-пенсионера банкротом не являлось основанием для прекращения и приостановления пенсионного обеспечения и не создавало каких-либо противоречий между нормами Закона о страховых пенсиях. Следовательно, внесение изменений связано именно с пересмотром подхода к определению размера пенсии, подлежащей исключению из конкурсной массы пенсионера-банкрота.
Подробно доводы Прохоровой М.В. изложены в апелляционной жалобе.
В материалы дела от финансового управляющего Костиной Валентины Николаевны Прохоровой Марины Викторовны поступило ходатайство об отложении судебного заседания. Руководствуясь статьями 41, 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказал в удовлетворении ходатайства в виду отсутствия процессуальных оснований.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о дате, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru, в соответствии с порядком, установленным в статье 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 257 - 262, 265, 266, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 26 августа 2019 г. от должника Костиной В.Н. в адрес финансового управляющего поступило заявление об исключении из конкурсной массы денежных средств размере назначенной должнику страховой пенсии по старости.
Решением финансового управляющего от 27.08.2019 из конкурсной массы должника исключены денежные средства на общую сумму прожиточного минимума, установленного для Республики Мордовия.
Разногласия между должником и финансовым управляющим относительно размера денежных средств, исключаемых из конкурсной массы, послужили основанием для обращения финансового управляющего с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В силу положений пункта 3 статьи 1 Закона о банкротстве отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются Законом о банкротстве.
Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон о банкротстве.
Таким образом, Закон о банкротстве, регулирующий отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц и граждан, содержит специальные нормы, которые имеют приоритет по отношению к нормам пенсионного законодательства.
Факт того, что нормами пенсионного законодательства не урегулированы особенности перечисления пенсионных выплат лицам, признанным в судебном порядке несостоятельными (банкротами), не может повлечь за собой отказ в удовлетворении законного требования финансового управляющего, поскольку права и обязанности финансового управляющего и гражданина - банкрота урегулированы специальными нормами законодательства о банкротстве.
Все доходы должника после введения процедуры реализации имущества гражданина, включая пенсионные выплаты, подлежат перечислению на счет, открытый в процедуре банкротства финансовым управляющим, и расходованию под контролем финансового управляющего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, согласно которому из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Пенсия, выплачиваемая должнику - гражданину после введения процедуры реализации имущества гражданина, является имуществом, приобретенным гражданином после признания его банкротом и на основании пункта 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве подлежит включению в конкурсную массу.
Согласно пункту 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
В силу абзаца восьмого части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскание по исполнительным документам не может быть обращено, в частности, на деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.
По смыслу вышеприведенных положений в системном толковании с частью 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан", страховая пенсия по старости является доходом, на который может быть обращено взыскание, поэтому подлежит включению в конкурсную массу и перечислению на основной счет должника, открытый в процедуре банкротства.
С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (пункт 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
Пунктом 6 статьи 213.25 Закона о банкротстве предусмотрено, что в ходе реализации имущества гражданина финансовый управляющий от имени гражданина, в том числе, распоряжается средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях; открывает и закрывает счета гражданина в кредитных организациях.
Гражданин, с даты признания его банкротом, не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства и обязан передать финансовому управляющему все имеющиеся у него банковские карты (пункты 7, 9 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 133 Закона о банкротстве, который подлежит применению к спорным правоотношениям в силу пункта 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Все денежные средства в процедуре банкротства должны поступать на основной счет должника, обязанность по определению поступления в конкурсную массу средств, с учетом исключения денежных средства на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума гражданина-должника, лежит на финансовом управляющем под контролем конкурсных кредиторов и арбитражного суда.
Таким образом, доход должника - физического лица, признанного несостоятельным (банкротом) в порядке главы X Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в виде страховой пенсии, назначенной самому должнику, в размере, превышающем прожиточный минимум, подлежит включению в конкурсную массу.
Указанное обстоятельство не лишает должника права обратиться за дополнительной государственной поддержкой в органы социальной защиты как лица, доход которого идентичен прожиточному минимуму.
Доводы финансового управляющего о том, что с 1 января 2019 г. с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ часть 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", изменен порядок начисления и выплаты пенсий, и фактически установлен исполнительный иммунитет в отношении страховых пенсий по старости, судом отклоняются, как не основанные на законе.
В соответствии с частью 12 пункта 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции до 01.01.2019), выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений.
Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ часть 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" дополнена словами "в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Между тем, указанные нормы не устанавливают какого-либо дополнительного правила в отношении статуса пенсии как дохода должника, не содержат прямого указания и (или) никаких ссылочных норм в отношении установления исполнительного иммунитета в отношении сумм пенсий, и касаются лишь собственно порядка выплаты указанных пенсий. Названными нормами лишь уточнен вопрос относительно того, является ли признание должника банкротом основанием для изменения порядка выплат пенсий соответствующим уполномоченным органом (спор, возникающий на практике в отсутствие указанных уточнений, разрешен определением Верховного Суда РФ от 23.09.2019 N 307-ЭС19-9805(2) по делу N А56-40344/2016), и не затрагивает вопросов наполнения конкурсной массы.
Внесение соответствующих изменений означает, что должник вправе получать страховую пенсию с учетом избранного им удобного способа (почта, банковская карта, другое), однако все денежные средства (в том числе в виде страховой пенсии), превышающие размер прожиточного минимума, подлежат передаче финансовому управляющему.
Нарушение должником указанного правила может свидетельствовать об уклонении от возложенных на него Законом обязанностей и воспрепятствования деятельности финансового управляющего.
Таким образом, полно и всесторонне исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи все представленные в материалы дела доказательства с установленными по делу фактическими обстоятельствами по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение финансового управляющего Прохоровой М.В. от 27.08.2019 об исключении из конкурсной массы денежных средств в размере прожиточного минимума является законным и обоснованным, а оснований для удовлетворения заявления о разногласиях не имеется.
Все доводы заявителя жалобы судом апелляционной инстанции повторно проверены и подлежат отклонению, как несостоятельные, основанные на неправильном толковании норм права, противоречащие установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам и неопровергающие выводов суда первой инстанции.
Таким образом, судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.10.2019 по делу N А39-3973/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу финансового управляющего Костиной Валентины Николаевны Прохоровой Марины Викторовны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Мордовия.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий судья |
Е.Н. Беляков |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-3973/2019
Должник: Костина Валентина Николаевна
Кредитор: Костина Валентина Николаевна
Третье лицо: Ассоциацимя "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих", ф/у Прохорова Марина Викторовна, Общество с ограниченной отвественностью Микрокредитная компания "Мириада-групп", ООО "Право", ПАО "Сбербанк России", СРО АУ "Лига"