город Ростов-на-Дону |
|
11 декабря 2019 г. |
дело N А32-20345/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ИП Ляличевой Н.Г.: представитель Коробова И.М. по доверенности от 16.09.2018, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ляличевой Натальи Геннадьевны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.09.2019 по делу N А32-20345/2019
по иску Министерства труда и социального развития Краснодарского края
к индивидуальному предпринимателю Ляличевой Наталье Геннадьевне
при участии третьего лица: Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю
о взыскании субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском заявлением о взыскании с Министерства финансов Республики Адыгея (далее - ответчик, министерство) убытков в размере 3 240 750 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2019 с Ляличевой Натальи Геннадьевны в пользу Министерства труда и социального развития Краснодарского края взыскана сумма субсидии по договору от 01.12.2015 N 266 в сумме 72690 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель Ляличева Наталья Геннадьевна подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что предпринимателем выполнены все требования в рамках договора N 266 от 01.12.2015 года о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий на возмещение затрат на приобретение, установку и монтаж необходимого оборудования (оснащения) для создания нового или дооборудования имеющегося рабочего места для инвалида, в том числе в целях его модернизации. Кроме того, Министерством пропущен срок исковой давности взыскания субсидии.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство труда и социального развития Краснодарского края возражало на доводы апелляционной жалобы, указало на правомерность вынесенного судом первой инстанции решения, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
От Министерства труда и социального развития Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле.
Министерство труда и социального развития Краснодарского края и Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю своих представителей в судебное заседание не направили, о его проведении извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.10.2013 N 1144 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости населения" (далее - государственная программа) департаментом труда и занятости населения Краснодарского края (далее -департамент) заключен договор от 11.12.2015 N 319 с индивидуальным предпринимателем Ляличевой Натальей Геннадьевной о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий на возмещение затрат на приобретение, установку и монтаж необходимого оборудования (оснащения) для создания нового или дооборудования имеющегося рабочего места для инвалида, в том числе в целях его модернизации (далее -договор).
Предметом договора являлось обязательство предпринимателя по оборудованию (оснащению)/ дооборудованию 1 (одного) рабочего места для инвалида и прием 1 одного) человека на работу по направлению государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения Апшеронского района", в связи с чем департаментом возмещаются затраты на приобретение, установку, монтаж необходимого оборудования (оснащения) имеющегося рабочего места для трудоустройства инвалида, в том числе в целях его модернизации, за счет средств, предусмотренных на эти цели.
Во исполнение договорных обязательств департаментом платежным поручением от 04.12.2015 N 0259 предпринимателю перечислена субсидия 72690 руб.
На средства субсидии предпринимателем приобретено оборудование для оснащения рабочего места инвалида:
1. витрина холодильная ВСН 18800 Таир;
2.витрина холодильная ВСН 1200 Таир.
Акт о выполнении договорных обязательств подписан сторонами договора 08.12.2016.
Согласно подпункту 1 пункта 6 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.10.2015 N 993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края" министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края реорганизовано путем присоединения к нему департамента труда и занятости населения Краснодарского края.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом 8 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.10.2015 N 993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края" министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края переименовано в министерство труда и социального развития Краснодарского края (далее - министерство).
По результатам проведенной в 2017 году проверки министерства Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - УФК КК) выявлены нарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств, предоставленных ИП Ляличевой Н.Г.
В адрес предпринимателя министерством направлено требование от15.01.2019 N 204-546/19-22.3-24 о добровольном возврате средств субсидии, которое получен6о 29.01.2019.
В добровольном порядке средства в установленный срок в краевой бюджет средства не возвращены, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Статьей 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" л определено, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности утверждены приказом Минтруда России от 19.11.2013 N 685н (далее - Требования).
На основании пунктов 1, 2 Требований оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов включает в себя подбор, монтаж и эксплуатацию основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых позволяет создать условия для выполнения инвалидом его трудовых функций на рабочем месте. Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем индивидуально для конкретного инвалида, а также для группы инвалидов, имеющих однотипные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности.
Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю установлено, что работодателями, в том числе ответчиком, приобретено оборудование, которое не относится к оборудованию для создания специальных рабочих мест для инвалидов, что не соответствует цели предоставления субсидии.
Таким образом, в связи с выявленными нарушениями Федерального закона N 181 -ФЗ, а также требований Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю установлен факт нецелевого использования бюджетных средств.
На основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федерального казначейства от 16.06.2017 N 07-04-04/09-878 и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 14.07.2017 N 536 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета" (далее - приказ Минфина РФ) Федеральным казначейством в соответствии со статьями 306.3, 306.4 БК РФ исполнена бюджетная мера принуждения в отношении администрации Краснодарского края путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Краснодарского края, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Краснодарского края, в сумме 580 740 руб. и перечислены взысканные средства в федеральный бюджет (в том числе сумма 72 690 руб., ранее перечисленная департаментом в виде субсидии предпринимателю).
Апелляционной коллегией не принимается довод предпринимателя о том, что ею выполнены все требования в рамках договора N 266 от 01.12.2015 года о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий на возмещение затрат на приобретение, установку и монтаж необходимого оборудования (оснащения) для создания нового или дооборудования имеющегося рабочего места для инвалида, в том числе в целях его модернизации.
В соответствии с условиями пункта 2.1.2 договора N 266 от 01.12.2015 (контроль департамента) принятый на оборудованное (оснащенное) рабочее место инвалид должен находиться в трудовых отношениях с ИП Ляличевой Н.Г. не менее 12 месяцев.
Кроме этого, соответствующее условие закреплено пунктом 2.2.5 договора, согласно которому работодатель (ИП Ляличева Н.Г.) обязуется обеспечить условия, позволяющие инвалиду, принятому на работу по направлению центра занятости населения, осуществлять трудовые функции на оборудованном (оснащенном) рабочем месте не менее 12 месяцев с момента перечисления департаментом субсидии (пункт 2.1.1).
Согласно подпункту 1 пункта 6 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.10.2015 N 993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края" министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края реорганизовано путем присоединения к нему департамента труда и занятости населения Краснодарского края.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом 8 вышеуказанного постановления министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края переименовано в министерство труда и социального развития Краснодарского края (далее - министерство).
По результатам проведенной в 2017 году, проверки министерства Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - УФК КК) выявлены нарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств, предоставленных ИП Ляличевой Н.Г.
При этом, УФК КК установлено, что ИП Ляличевой Н.Г. приобретено оборудование, которое не относится к оборудованию для создания специальных рабочих мест для инвалидов, что не соответствует цели предоставления субсидии.
Рассмотрение вопроса о неправомерности расходования бюджетных средств на указанные цели являлось предметом рассмотрения в судебных органах (дело N А40-182923/2017).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2018, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении заявления Администрации Краснодарского края о признании недействительным уведомления Федерального казначейства о применении мер бюджетного принуждения от 16.06.2017 N 07-04-04/09-878 и приказа Министерства финансов РФ от 14.07.2017 N 536.
Судами установлен факт направления субсидии на оборудование обычных рабочих мест, на которые впоследствии были трудоустроены инвалиды.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании изложенного суд правомерно пришел к выводу, что обязательства ИП Ляличевой Н.Г. по оборудованию (оснащению)/ дооборудованию 1 (одного) рабочего места для инвалида надлежащим образом не исполнены, условия предоставления субсидии нарушены.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями, предусмотренных статьей 78 БК РФ субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.3 приложения N 2 "Порядок возмещения затрат работодателей на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов и создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам инвалидов, использующих кресла-коляски, в виде субсидий" к государственной программе возврату в доход краевого бюджета подлежат субсидии в случае нарушения работодателем условий предоставления субсидий, в том числе установления факта представления им ложных сведений в целях получения субсидий.
В соответствии со статей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Факт нецелевого использования бюджетных средств установлен судебными актами по делу N А40-182923/2017, индивидуальной программой реабилитации инвалида, которой не предусмотрено использование оборудования, приобретенного предпринимателем, иными материалами дела.
Апелляционной коллегией не принимается довод предпринимателя о пропуске Министерством срока исковой давности взыскания субсидии.
Согласно части 2 статьи 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срок исполнения в связи со следующим.
Договор на предоставление субсидии, заключенный между департаментом с ответчиком является обязательством с определенным сроком его исполнения.
Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Предметом договора на предоставление субсидии являлось обязательство ответчика по оборудованию (оснащению)/дооборудованию 1 (одного) рабочего места для инвалида и прием 1 (одного) инвалида на работу по направлению центра занятости населения Апшеронского района, в связи с чем, департаментом возмещаются затраты на приобретение, установку, монтаж необходимого оборудования (оснащения) имеющегося рабочего места для трудоустройства инвалида, в том числе в целях его модернизации, за счет средств, предусмотренных на эти цели.
При этом работодатель (ИП Ляличева Н.Г.) обязуется обеспечить условия, позволяющие инвалиду, принятому на работу по направлению центра занятости, осуществлять трудовые функции на оборудованном (оснащенном) рабочем месте не менее 12 месяцев с момента перечисления департаментом субсидии (пункт 2.1.1 договора).
Выполнение данного условия договора (обязательства) не может рассматриваться в отрыве от основного условия - оборудования (оснащения) рабочего места и принятия на него инвалида по направлению центра занятости.
Само по себе трудоустройство инвалида являлось частью обязательства, подлежащего исполнению ИП Ляличевой Н.Г. Частичное исполнение является незавершенным должником исполнением своего обязательства, в связи с чем, являлось бы ненадлежащим исполнением.
ГК РФ прямо предусматривается право кредитора не принимать исполнение обязательства по частям, если иное не вытекает из закона, иных нормативных актов, условий и существа обязательства, а также обычаев делового оборота.
В соответствии с ГК РФ одним из условий обязательства является срок его исполнения.
Согласно пункта 1 статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
В соответствии с разделом 4 договора он действует до полного исполнения сторонами своих обязательств; по исполнении условий договора составляется и подписывается акт выполнения договорных обязательств.
Наличие в договоре условия о возможности выполнения инвалидом трудовой функции на оборудованном (оснащенном) рабочем месте не менее 12 месяцев, позволяет определить срок (период) исполнения обязательства - до 11.12.2016, то есть 12 месяцев с даты заключения договора.
Факт исполнения сторонами обязательства в полном объеме зафиксирован в акте о выполнении договорных обязательств от 15.12.2016.
Таким образом, поскольку срок исполнения договора (обязательства) является определенным, установлен соглашением и с очевидностью следует из существа обязательства, срок исковой давности следует исчислять по правилам пункта 2 статьи 200 ГК РФ, с даты полного исполнения сторонами обязательства - с 15.12.2016, окончание срока исковой давности - 15.12.2019.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия полагает, что исковое заявление Министерства от 28.05.2019 подано в пределах срока исковой давности.
На основании изложенного судом правомерно требования о взыскании субсидии удовлетворены в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2019 по делу N А32-20345/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20345/2019
Истец: Министерство труда и соц развития КК, Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Ответчик: Ляличева Н Г
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ, Представитель Коробова Ирина Михайловна