г. Ессентуки |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А63-13448/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Марченко О.В., Егорченко И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.04.2019 по делу N А63-13448/2018, по иску государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (г. Ставрополь, ОГРН 1022601934630, ИНН 2635040105), к обществу с ограниченной ответственностью "Управдом" (г. Ставрополь, ОГРН1072649001930, ИНН 2630039392), о взыскании задолженности, при участии в судебном заседании: от государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" - Чернявской Е.В. по доверенности от 10.04.2019, от общества с ограниченной ответственностью "Управдом" - Дробязко Д.А. по доверенности от 26.07.2019,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управдом" (далее - общество, ответчик) о взыскании пени за несвоевременную оплату поставленного коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов от 25.01.2017 N 2114 за период с 16.04.2018 по 14.06.2018 в размере 4 733 руб. 06 коп. (требования уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края 30.04.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств за полученную питьевую воду. Ответчик является управляющей компанией и исполнителем коммунальных услуг, именно ответчик должен был в спорный период контролировать правильность передачи населением показаний индивидуальных приборов учета, а также выяснять причины передачи гражданами нулевых показаний. Поскольку указанная обязанность лежит на ответчике, именно ответчик должен представить доказательства, подтверждающие наличие оснований для расчета объема поставленных коммунальных услуг по среднемесячному потреблению. Ответчиком не доказан факт оплаты за фактически принятый объем услуг в полном объеме, доводы и доказательства, представленные истцом, не опровергнуты.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции от 30.04.2019 изменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что ответчиком в расчете задолженности не учтены возникшие за некоторые расчетные периоды "отрицательные" объемы воды в целях содержания общего имущества. Также, по мнению апеллянта, в результате значительного занижения истцом объемов индивидуального потребления воды собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах необоснованно завышен объем воды, потребленной в целях содержания общего имущества, подлежащий оплате ответчиком.
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Управдом", просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить по изложенным в нем обстоятельствам.
Представитель предприятия поддержал доводы изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, между предприятием в лице Минераловодского филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Южный" и обществом заключен договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов от 25.01.2017 N 2114, согласно условиям которого предприятие (ресурсоснабжающая организация) принимает на себя обязательства по подаче по присоединенной сети питьевой воды установленного качества в объеме, определенном договором, а ООО "Управдом" (исполнитель) обязуется оплачивать принятую питьевую воду в целях содержания общего имущества многоквартирных домов (далее - МКД) по Приложению N 1 к договору (пункт 1.1 договора).
В приложении N 1 к договору определен список многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
Договор заключен сроком на 1 год с даты начала поставки питьевой воды и считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит в письменной форме о его прекращении или изменении, либо заключении нового договора (пункт 9.3 договора).
Доказательств, свидетельствующих о том, что одна из сторон договора за 30 дней до истечения срока его действия заявила о прекращении договора, либо о заключении нового договора сторонами в материалы дела не представлено, в связи с чем в силу положений пункта 9.3 договора он считается продленным на 2018 год на тех же условиях.
Согласно положениям пункта 5.2 договора объем питьевой воды по договору определяется по многоквартирному дому как разница между показаниями общедомового прибора учета за расчетный месяц и объемом коммунального ресурса, подлежащим оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период.
Цена договора формируется из стоимости коммунальных ресурсов, определяемой в каждый расчетный период из действующих тарифов на коммунальный ресурс (пункт 6.1 договора).
В соответствии с пунктом 5.1, 6.3 договора расчетным периодом для определения объема поданной питьевой воды в целях содержания общего имущества многоквартирных домов является календарный месяц. Оплата за коммунальный ресурс осуществляется в денежной форме путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации.
Во исполнение договорных обязательств истец в спорный период подал в МКД, находящиеся в управлении ответчика, указанные в приложении N 1 к договору, питьевую воду на общую сумму 731 987 руб. 78 коп., что подтверждается актами об оказании услуг от 30.03.2018 N 3622/4566/2114, от 28.04.2018 N 3622/20509/2114, от 31.05.2018 N3622/22162/2114.
Для оплаты поставленного коммунального ресурса истец выставил ответчику счета на оплату от 30.03.2018 N 3622/4426/2114, от 28.04.2018 N 3622/5957/2114, от 31.05.2018 N 3622/7595/2114 и соответствующие счета-фактуры.
Поскольку МКД оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета, истец производил начисления, исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета воды.
При определении стоимости оказанных ответчику услуг истец руководствовался объемом поставленного коммунального ресурса, тарифами на услуги водоснабжения, установленными постановлением Региональной тарифной комиссией Ставропольского края от 26.11.2015 N 58/3 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016 - 2018 годы".
Оплату полученного в спорный период коммунального ресурса ответчик в полном объеме не произвел, мотивированного отказа от подписания актов об оказании услуг, не представил, о фактах неоказания или ненадлежащего оказания услуг ответчик истцу не заявил, в связи с чем у него образовалась задолженность в размере 449 095 руб. 11 коп.
В адрес ответчика письмом от 13.06.2018 N 36-04/4564 направлена претензия с требованием об оплате суммы основного долга, которая истцом оставлена без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с исковым заявлением, которое в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было уточнено и в связи с оплатой ответчиком суммы основного долга, истец просил взыскать пени за несвоевременную оплату задолженности.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (статья 448 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения по оказанию коммунальных услуг потребителям в многоквартирных домах в приоритетном порядке регулируются нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, статья 8 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно, в частности, обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2 названной статьи на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Воля собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа управления своим имуществом, выраженная в решении общего собрания собственников, предопределяет характер правоотношений по снабжению этого дома коммунальными ресурсами. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией правоотношения по поставке и оплате коммунальных услуг складываются между ресурсоснабжающими организациями и управляющей организацией, которая обязана оплатить коммунальные ресурсы в объеме, поставленном на границу сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
В силу пункта 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обязаны обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) данных Правил.
Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а жилищное законодательство допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В данном случае многоквартирные дома находятся в управлении ответчика, то есть собственниками жилья реализовано право выбора способа управления домом.
Независимо от решения собственников многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Согласно абзацу 2 пункта 64 Правил N 354 внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги за потребленный ресурс либо обязанности по данному ресурсу за исполнителя. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Ресурсоснабжающая организация, в случае решения потребителя о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, не наделена правом отказа ему в принятии платы за коммунальные услуги.
При этом, принятие собственниками решения о внесении потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, не влияет на статус исполнителя коммунальных услуг, и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающей организацией по оплате всего объема потребленных энергоресурсов, остается управляющая организация.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что ООО "Управдом" является исполнителем коммунальных услуг и обязано оплачивать принятую питьевую воду и сброшенные сточные воды в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в его управлении.
Факт поставки холодной воды и прием сточных вод в спорный период подтвержден актами об отпуске питьевой воды и приемке сточных вод N 3622/4566/2114 от 30.03.2018, N 3622/20509/2114 от 28.04.2018, N 3622/22162/2114 от 31.05.2018 с указанием объемов холодного водоснабжения и стоков (в том числе горячих) на общедомовые нужды, подписанными истцом в одностороннем порядке, счетами, счетами-фактурами.
Ответчиком не оспаривается тот факт, что указанные в исковом заявлении и актах оказанных услуг многоквартирные дома, находятся в его в управлении.
Вместе с тем, доказательств оплаты холодного водоснабжения и услуг по водоотведению в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства, обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца пеню за несвоевременную оплату поставленного коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов от 25.01.2017 N 2114 за период с 16.04.2018 по 14.06.2018 в размере 4 733 руб. 06 коп. (с учетом уточненных требований).
В силу статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. При этом соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (статья 331 Кодекса).
Согласно статье 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Как следует из пунктов 7.1, 7.7 договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по оплате договора ресурсоснабжающая организация вправе потребовать от исполнителя оплаты пени, размер которой предусмотрен нормативными актами в сфере ресурсоснабжения за каждый день просрочки.
В силу пункта 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Таким образом, суд первой инстанции правильно удовлетворил требования истца и взыскал с ответчика с учетом уточнения заявленных требований, пени за несвоевременную оплату поставленного коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов от 25.01.2017 N 2114 за период с 16.04.2018 по 14.06.2018 в размере 4 733 руб. 06 коп.
Суд апелляционной инстанции, проверив расчет пени, суда первой инстанции, признает его верным и соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что суд не может выйти за рамки исковых требований, которые меньше, чем сумма установленная судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не имеет возможности установить достоверность расчетов истца и об отсутствии возможности проверки достоверности расчетов, предоставленных истцом, в связи с отсутствием показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в разрезе каждого МКД и его квартир, отклоняются ввиду следующего.
Согласно пункта 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Ответчиком не оспаривался тот факт, что указанные в исковом заявлении и актах оказанных услуг многоквартирные дома, находятся в его в управлении.
В соответствии с подпунктом "е", "ж" пункта 31 Правил N 354 управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг обязана ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета; принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
Из подпункта "б" пункта 82 Правил N 354 следует, что исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Таким образом, в силу возложенных на ответчика обязательств он должен самостоятельно отслеживать объем коммунального ресурса, потребленного собственниками помещений.
Довод апелляционной жалобы о недостоверности расчета, представленного истцом, несогласии с размером заявленных требований, представив контррасчет, согласно которому за спорный период сумма начислений за коммунальные ресурсы по холодному водоснабжению и водоотведению на содержание общего имущества МКД составила 605 658 руб. 01 коп., подлежит отклонению ввиду следующего.
Истцом в материалы дела представлен подробный развернутый расчет заявленной ко взысканию задолженности, представлены сведения о показаниях общедомовых приборов учета и индивидуальном потреблении собственников (пользователей) жилых и нежилых помещений, в соответствии с которыми производился расчет сверхнормативных объемов на общедомовые нужды.
Кроме того, в обоснование заявленных требований истец представил в суд развернутый расчет водопотребления с указанием данных индивидуальных и общедомовых приборов учета по каждому многоквартирному дому, находящемуся в управлении ответчика. Указанные документы исследованы судом, ввиду значительно объема скопированы на CD-диск и приобщены к материалам дела в электронном виде.
Из материалов дела следует, что сведения, используемые истцом при определении сверхнормативного объема потребления холодной воды при содержании общего имущества многоквартирного дома, предоставлены в ресурсоснабжающую организацию собственниками помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, по показаниям управляющей компании, а также определены по среднему показателю.
В силу подпункта "ж" пункта 32 Правил N 354 именно на ответчике как исполнителе коммунальных услуг лежит обязанность принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности, предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
Ответчик, являясь управляющей организацией, в силу подпункта "б" пункта 82 Правил N 354, обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Возражая относительно наличия суммы основного долга в размере, заявленном истцом в первоначальных требованиях, ответчик данные о показаниях общедомовых и индивидуальных приборов учета (акты снятия показаний приборов учета в спорный период), в соответствии с которыми определяется объем коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды, в материалы дела не представил.
Таким образом, не имеется оснований для сомнений в достоверности представленных истцом сведений об объемах потребленного коммунального ресурса, переданных собственниками помещений, а также для вывода о том, что указанные истцом объемы коммунального ресурса, поставленного ответчику в спорный период, определены неверно и, соответственно, у суда отсутствуют основания для принятия контррасчета задолженности подготовленного ответчиком.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание тот факт, что ответчик, возражая относительно наличия задолженности перед истцом, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, погасил сумму основного долга, заявленную истцом ко взысканию, в связи с чем истцом было заявлено уточнение требований согласно которым он отказался от требований в части взыскания суммы основного долга и просил взыскать пеню за несвоевременную оплату задолженности и указанное уточнение судом первой инстанции было принято.
Апеллянт возражая против удовлетворения уточненных требований в размере, превышающем 1927 руб. 41 коп., сослался на представленный в материалах дела контррасчет пени.
Довод апелляционной жалобы о необходимости учета представленного им контррасчета пени судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в представленном ответчиком контррасчете исчисление неустойки произведено на сумму основного долга меньшую, чем стоимость потребленного и выставленного к оплате в спорный период коммунального ресурса и оплаченного ответчиком добровольно.
Доводы апелляционной жалобы о недостоверности представленного истцом расчета пени ввиду неправомерного отнесения, произведенной ответчиком оплаты в счет погашения задолженности, образовавшейся ранее спорного периода, отклоняются, поскольку из представленного истцом расчета пени следует, что расчет произведен на сумму основного долга, образовавшегося за период с марта по апрель 2018 года. При расчете пени истцом учтены суммы частичной оплаты, произведенные ответчиком за спорный период.
Из представленных ответчиком в материалы дела копий платежных поручений следует, что оплата за спорный период произведена не в полном объеме и с нарушением срока, установленного пунктом 6.3 договора, доказательства своевременной оплаты ответчиком стоимости потребленного коммунального ресурса в спорный период отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о том, что в представленных истцом развернутых поквартирных расчетах водопотребления отсутствуют начисления по некоторым квартирам по адресам: ул. 22 Партсъезда 141, ул. Анджиевского 124, ул. Гагарина 48А, ул. Дружбы 23, ул. Дружбы 32, ул. Дружбы 33, ул. Дружбы 37А, ул. Дружбы 37, ул. Крайняя 3, ул. Новоселов 4, ул. Новоселов 6, ул. Новоселов 7А, ул. Новоселов 10Б, ул. Пионерская 11, ул. Советская 45, ул. Стеклозаводская 2, ул. Тихая 16, ул. Терешковой 9, ул. Терешковой 16, ул. Терешковой 18, ул. Терешковой 25, Школьная 4, ул. Дружбы 45, ул. Железноводская 22, подлежит отклонению, так как истцом в материалы дела представлен подробный расчет взыскиваемой задолженности, в котором определены объемы потребления. Ответчик в рамках рассмотрения спора судом первой инстанции своих расчетов по объему потребления не представил и произвел оплату в добровольном порядке.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.04.2019 по делу N А63- 13448/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-13448/2018
Истец: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬКРАЙВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ООО "УПРАВДОМ"