город Ростов-на-Дону |
|
12 декабря 2019 г. |
дело N А32-35278/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителей заявителя Пашковского А.Е. по доверенности от 23.10.2019, Черных А.А. по доверенности от 28.10.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Горячий Ключ" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2019 по делу N А32-35278/2019, по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Горячий Ключ" к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Горячий ключ" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 02.04.2019 N 000701 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 270 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована пропуском срока давности привлечения общества к административной ответственности.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, заинтересованное лицо явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв в течение дня до 17 час. 57 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.02.2019 прокуратурой города Горячий Ключ проведена проверка исполнения законодательства при использовании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Проверкой установлено, что многоквартирные дома по адресам: г. Горячий Ключ, ул. Вокзальная, д. 4, ул. Кириченко, д. 11А, ул. Ярославского, д. 102, ул. Ново-Набережная, д. 1А, станица Саратовская, ул. Бакинская, 17 находятся в управлении ООО УО "Горячий Ключ". При этом прокуратурой установлено, что в нарушение требований закона, проверка состояния дымоходов и вентиляционных каналов и при необходимости их очистки в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО УО "Горячий Ключ", расположенных по адресам: г. Горячий Ключ, ул. Кириченко, д. 11А, ул. Ярославского, д. 102, ул. Ново-Набережная, д. 1А, станица Саратовская, ул. Бакинская, 17 с установленной законом периодичностью в 2018 году не проводилась.
Прокуратурой 11.02.2019 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановлением заместителя прокурора города Горячий ключ материалы проверки в отношении ООО УО "Горячий Ключ" переданы в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края для принятия решения в пределах компетенции.
Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края на основании постановления прокуратуры города Горячий Ключ и материалов проверки было установлено, что управляющая организация ООО УО "Горячий Ключ" оказывает услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов по следующим адресам: г. Горячий Ключ, ул. Кириченко, д. 11А, ул. Ярославского, д. 102, ул. Ново-Набережная, д. 1А, станица Саратовская, ул. Бакинская, 17 (далее - МКД).
Согласно реестру лицензий Краснодарского края, МКД включен в перечень домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО УО "Горячий Ключ".
Инспекцией в ходе проверки установлено, что в нарушение требований закона проверка состояния дымоходов и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО УО "Горячий Ключ", расположенных по адресам: г. Горячий Ключ, ул. Кириченко, д. 11А, ул. Ярославского, д. 102, ул. Ново-Набережная, д. 1А, станица Саратовская, ул. Бакинская, 17 с установленной законом периодичностью в 2018 году не проводилась.
Административный орган пришёл к выводу, что обществом не было обеспечено надлежащее проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования за 2018 год в полном объеме в соответствии с минимальным перечнем выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования указанным в Приложении к Правилам N 410.
На основании зафиксированных фактов правонарушения и по результатам рассмотрения административного дела заместителем руководителя Инспекции вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 02.04.2019 N 000701 о признании ООО УО "Горячий Ключ" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и назначении административного штрафа в размере 270 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с вынесенным постановлением, обжаловал его в судебном порядке.
В силу статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Правительство Российской Федерации утвердило Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований (часть 2 статьи 193 ЖК РФ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение).
Одним из условий осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами является соблюдение лицензионных требований, установленных статьей 193 ЖК Р), Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 410 (далее - Правила N 410) безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме обеспечивается, в том числе, путем проведения технического обслуживания и ремонта газового оборудования.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 Правил N 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования многоквартирного дома является управляющая организация.
В соответствии с пунктом 43 Правил N 410 исполнитель обязан осуществлять, в том числе, техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к Правилам N 410.
При этом пунктом 41 Правил N 410 установлено, что заказчик вправе требовать, в том числе, выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, Правилами N 410, иными нормативными правовыми и нормативными техническими актами.
В соответствии с пунктом 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 N 290 (далее - Минимальный перечень) работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Положения N 1110 установлено, что к лицензионным требованиям относится соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, в соответствии с которым при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за обеспечение готовности инженерных систем.
Инспекцией в ходе проверки также установлено, что в нарушение лицензионных требований, установленных п.п. "в" п. 4.1 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, ООО УО "Горячий Ключ" в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Горячий Ключ, ул. Вокзальная, д. 4, ул. Ново-Набережная, д. 1А, станица Саратовская, ул. Бакинская, 17 не заключены договоры о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования.
Таким образом, в нарушение п. 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, пп. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пп. "д" п. 4 Раздела II Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, в вышеуказанных домах не производятся работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Субъектами данного правонарушения являются управляющие организации, деятельность которых по управлению МКД осуществляется на основании соответствующей лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 ЖК РФ, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
Лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьей 14.1.3 КоАП РФ, являются оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение Правил N 170, Правил N 491, Правил N410.
Представленные обществом доказательства заключения договоров об оказании услуг на выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в указанных МКД, не свидетельствуют об исполнении ООО УО "Горячий Ключ" возложенной на общество обязанности по надлежащему проведению работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, прочистке вентиляционных и дымовых каналов за 2018 г. Общество должно было в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирными домами произвести все технические работы по обслуживанию внутридомового газового оборудования, прочистке вентиляционных и дымовых каналов, в соответствии с требованиями, установленными п.п. "в" п. 4.1 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по своевременному выполнению лицензионных требований в материалы дела не представлено.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Доводы апеллянта о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
В силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3.4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что административные правонарушения, заключающиеся в нарушении правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, выражаются в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении соответствующих обязанностей, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности за такие правонарушения исчисляется со дня их обнаружения или, если их совершение прекращено до обнаружения, - с последнего дня, когда правонарушение совершалось.
Соответственно, срок давности привлечения к ответственности подлежит исчислению с даты вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении - с 11.02.2019 и истек 11.04.2019.
Постановление от 02.04.2019 вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления по делу об административном правонарушении судом не установлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Размер назначенного обществу административного наказания определен административным органом в пределах санкции 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ с учетом повторности привлечения к административной ответственности, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерен его тяжести.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2019 по делу N А32-35278/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35278/2019
Истец: ООО УО Горячий Ключ, ООО Управляющая организация "Горячий Ключ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края