г. Самара |
|
26 января 2024 г. |
Дело N А55-15397/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2024.
Полный текст постановления изготовлен 26.01.2024.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барковской О.В., судей Кузнецова С.А., Сафаевой Н.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ДИОЛА"- Парваткина Ю.Г., представитель по доверенности от 01.07.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.11.2023 по делу N А55-15397/2023 по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Диола" (ОГРН 1186313105395, ИНН 6317131532) к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871, ИНН 6315800001) о взыскании, третьи лица: Департамент финансов и экономического развития Администрации городского округа Самара, Администрация городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Диола" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги в размере 32 651, 37 руб. за период с 01.08.2021 по 28.02.2023, пени за несвоевременную оплату за период с 12.09.2021 по 31.03.2022 в размере 355, 68 руб., пени за несвоевременную оплату за период с 11.11.2022 по 18.04.2023 (за исключением периода моратория) в размере 1 545, 22 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.11.2023 иск удовлетворен, с Департамента управления имуществом городского округа Самара в пользу общества с ограниченной ответственностью УК "Диола" взыскано 34 552, 27 руб., в том числе 32 651, 37 руб. - задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.08.2021 по 28.02.2023, 355, 68 руб. - пени за несвоевременную оплату за период с 12.09.2021 по 31.03.2022, 1 545, 22 руб. - пени за несвоевременную оплату за период с 11.11.2022 по 18.04.2023, а также 2 000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Не согласившись с судебным актом, Департамент управления имуществом городского округа Самара обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
В судебном заседании представитель истца возражала против доводов жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие ответчика и третьих лиц, надлежащим образом уведомленных о рассмотрении дела.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара (ответчик) является собственником нежилого помещения (цокольный этаж N 1) по адресу: Самара, ул. Волжский проспект, д. 47.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Диола" (истец) является организацией, в управлении которой находится вышеуказанный многоквартирный дом.
В связи с неоплатой расходов за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.08.2021 по 28.02.2023 в размере 32 651, 37 руб., не урегулировав спор в досудебном порядке, истец обратился с иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Уставом городского округа Самара и пришел к обоснованному выводу о возникновении у ответчика, как у собственника спорного нежилого помещения, в силу прямого указания закона обязанности внесения истцу платы за жилищно-коммунальные услуги.
Однако в нарушение вышеуказанных норм ответчик в спорный период плату за нежилое помещение за содержание и текущий ремонт общего имущества, и коммунальные услуги своевременно истцу не внес.
Сбереженная ответчиком плата является его неосновательным обогащением.
С учетом обстоятельств, приведенных в обоснование заявленного иска, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом фактически заявлено требование о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в виде сбереженной платы в спорный период в размере 32 651, 37 руб., и к отношениям сторон в данном случае применимы нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1102, пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Представленный истцом расчет суммы неосновательного обогащения соответствует положениям пункта 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доказательства, подтверждающие оплату оказанных истцом услуг в спорный период ответчиком не представлен, в связи с чем задолженность правомерно взыскана с ответчика в размере 32 651, 37 руб. за период с 01.08.2021 по 28.02.2023.
Истцом заявлено к взысканию пени за несвоевременную оплату за период с 12.09.2021 по 31.03.2022 в размере 355, 68 руб., пени за несвоевременную оплату за период с 11.11.2022 по 18.04.2023, с учетом моратория (в период моратория с 01.04.2022 по 30.10.2022 пени не начислялись) в размере 1 545, 22 рублей.
Расчет верный, ответчик контррасчет не представил.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день Фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Аргумент апелляционной жалобы об отсутствии документов начисления платы отклоняется как необоснованный, поскольку отсутствие указанных документов не освобождает ответчика от оплаты оказанных услуг. При этом представленный в дело расчет ответчиком не опровергнут.
Ссылка на то, что ответчик не наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств отклоняется в виду следующего.
Постановлением Самарской городской Думы от 30.05.2002 N 154 утверждено Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", в соответствии с пунктом 1.2 которого Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенный Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Согласно пункту 2.2 Положения, объектом муниципальной собственности городского округа Самара является муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Устава городского округа Самара Департамент управления имуществом городского округа Самара обладает правами юридического лица и действует на основании общих для организаций данного вида положений ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.2013 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии частью 4 статьи 45 Устава городского округа Самара утвержденного Решением Думы городского округа Самара N 294 от 10.07.2006 от имени городского округа Самара право собственности в отношении муниципального имущества осуществляет Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Согласно статье 47 Устава городского округа Самара Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара. В рамках этих полномочий Департамент осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, закрепленного за муниципальными унитарными предприятия городского округа Самара и муниципальными учреждениями городского округа Самара, а также переданного в установленном порядке иным лицам, в случае нарушения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством, осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр и т.д.
Таким образом, собственником рассматриваемого нежилого помещения является муниципальное образование городского округа Самара, а Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет полномочия по управлению и распоряжению данным имуществом
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03.11.2023 по делу N А55-15397/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15397/2023
Истец: ООО Ук "Диола"
Ответчик: Департамент Управления Имуществом Городского Округа Самара
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Департамент финансов и экономического развития Администрации городского округа Самара