г. Владивосток |
|
11 декабря 2019 г. |
Дело N А24-5518/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Шалагановой,
судей С.Б. Култышева, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Колотенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Родовой общины коренного малочисленного народа ительмены "Семеновы",
апелляционное производство N 05АП-8436/2019
на решение от 18.09.2019
судьи И.А. Васильевой
по делу N А24-5518/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Родовой общины коренного малочисленного народа ительмены "Семеновы" (ИНН 4107001558, ОГРН 1054100106884)
к Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ИНН 4101128090, ОГРН 1094101000058)
об обязании исполнить обязательства по договору,
в отсутствие представителей извещенных сторон
УСТАНОВИЛ:
Родовая община коренного малочисленного народа ительмены "Семеновы" (далее - община) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - Управление) об обязании исполнить пункт 1 договора от 01.07.2009 N 07/2009-к о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства и выдать разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в 2019 году.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 18.09.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, община обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование своей позиции апеллянт указывает, что согласно заключенному между сторонами договору от 01.07.2009 N 077/2009-к ответчик принял на себя обязанность сообщать истцу информацию, касающуюся рыбопромыслового участка, однако, данную обязанность не исполнил. Отмечает, что в нарушение статьи 131 АПК РФ ответчик не направил истцу отзыв на исковое, в связи с чем последний не был ознакомлен с позицией ответчика до судебного разбирательства и не имел возможности представить свои возражения.
Через канцелярию суда от ответчика поступил письменный отзыв, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщен к материалам дела.
В заседание суда представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, не явились, что по смыслу статьи 156 АПК РФ и пункта 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела апелляционным судом установлено, что 01.07.2009 между Управлением (органом государственной власти) и общиной (пользователем) заключен договор N 077/2009-к о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому орган государственной власти предоставляет пользователю право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке Соболевского муниципального района Камчатского края.
Условия добычи (вылова) анадромных видов рыб на рыбопромысловом участке ежегодно определяется комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае (пункт 4 договора).
Договор вступил в силу с даты его подписания сторонами и действует до 01.07.2029 (пункт 9 договора).
31.08.2018 истец направил в Управление заявку о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - традиционное рыболовство) на 2019 год.
Письмом от 28.12.2018 N 07-01-13/9996 Управление отказало истцу в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование на основании подпункта 4 пункта 26 приказа Минсельхоза России от 24.12.2015 N 659 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование" (далее - Административный регламент) по причине несоответствия поданной заявки установленной форме.
12.02.2019 истец повторно обратился в адрес Управления с заявкой о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для целей традиционного рыболовства на 2019 год.
Письмом от 06.03.2019 N 07-01-08/1316 Управление отказало истцу в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование со ссылкой на пункт 17 приказа Административного регламента в связи с пропуском срока для подачи заявок.
Ссылаясь на то, что ответчик своевременно не уведомил общину о внесении изменений в форму заявки, что в последующем послужило основанием для необоснованного отказа в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов состоит из названного Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации принимает постановления, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в пределах полномочий, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента Российской Федерации.
Согласно статье 25 Закона о рыболовстве рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыболовного участка или без его предоставления. Порядок рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Главой 3.1. Закона о рыболовстве определены основания, при которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Из положений указанной главы следует, что право на добычу (вылов) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов возникает на основании договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах или во внутреннем водном объекте, а также решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование.
Согласно пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2008 N 765 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование" (далее - Порядок N 765) заявители обращаются с заявкой на предоставление водных биоресурсов в пользование, на основании которой принимается решение о предоставлении водных биоресурсов в пользование.
Среди оснований для отказа в предоставлении государственной услуги пункт 26 Административного регламента предусматривает представление заявки не по установленной форме согласно приложению N 5 к Регламенту.
Как следует из материалов дела, со ссылкой на названный пункт Административного регламента ответчик отказал истцу в предоставлении водных биоресурсов на 2019 года на основании заявки от 31.08.2018, поскольку указанная заявка не соответствовала установленной форме.
Согласно пункту 17 Административного регламента заявки о предоставлении водных биоресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации принимаются до 1 сентября года, предшествующего году осуществления соответствующего вида рыболовства.
Таким образом, заявки на 2019 год принимались Управлением до 31.08.2018.
В этой связи, учитывая, что повторное заявление о предоставлении водных биоресурсов в пользование было подано общиной 12.02.2019, ответчик отказал истцу в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для целей традиционного рыболовства применительно к пункту 17 Административного регламента.
Довод апеллянта о неисполнении ответчиком обязанности по сообщению общине информации, касающейся рыбопромыслового участка, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и был обоснованно им отклонен.
Так, пункт 3 Административного регламента предусматривает, что информация о порядке предоставления государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование размещается в электронной форме на официальном сайте Росрыболовства (территориальных органов Росрыболовства) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в разделе "Федеральное агентство по рыболовству" государственная услуга "Подготовка и принятие решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование", а также, в случае обращения заявителя, предоставляется при личном приеме, по телефону или по электронной почте
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что путем размещения на официальном сайте Росрыболовства информации о требованиях нормативных документов, порядке заполнения заявок и их предоставления, ответчик исполнил свою обязанность по информированию о порядке предоставления государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование.
Административным регламентом, равно как и заключенным сторонами договором (в том числе, пунктом 1, об обязании ответчика исполнить который просит истец), не установлены требования по информированию коренных малочисленных народов об изменении формы и порядка подачи заявок.
Довод заявителя о неисполнении Управлением обязанности по направлению общине отзыва на исковое заявление подтверждается материалами настоящего дела, однако, не имеет правового значения для рассмотрения апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьей 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе, в частности, знакомиться с материалами дела, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства, участвовать в исследовании доказательств.
Таким образом, учитывая, что отзыв на исковое заявление был предоставлен ответчиком в материалы дела 26.08.2019, дополнения к отзыву - 06.09.2019, ответчик имел возможность воспользоваться правом на ознакомление с материалами дела, до его рассмотрения по существу, при том, что резолютивная часть обжалуемого решения объявлена только 12.09.2019.
Вместе с тем, ответчик своим правом на ознакомление с материалами дела не воспользовался, в связи с чем несет риск наступления последствий совершения или не совершения им процессуальных действий на основании части 2 статьи 9 АПК РФ.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы общины не нашли своего подтверждения, не опровергают выводы суда первой инстанции, ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 18.09.2019 по делу N А24-5518/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Шалаганова |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5518/2019
Истец: Представитель истца Мазур Олег Васильевич, Родовая община коренного малочисленного народа ительмены "Семеновы"
Ответчик: Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству