г. Хабаровск |
|
12 декабря 2019 г. |
А16-1630/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Гричановской Е.В., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
в Арбитражном суде Еврейской автономной области от Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области: Пасека А.С., представитель по доверенности от 12.03.2019 N 02-22;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области
на определение от 16.09.2019
по делу N 16-1630/2019
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению Федеральной налоговой службы
о признании Симоновой Ирины Павловны несостоятельным (банкротом)
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган), в связи с наличием у Симоновой Ирины Павловны (далее - Симонова И.П., должник) задолженности в общем размере 19 553 729,63 руб. просроченной более трех месяцев, обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании Симоновой И.П. несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 16.09.2019 заявление уполномоченного органа удовлетворено, в отношении Симоновой И.П. введена процедура, применяемая в деле о несостоятельности (банкротстве), реструктуризация долгов гражданина сроком на четыре месяца. Требования уполномоченного органа в размере 19 014 895,46 руб. включены в реестр требований кредиторов должника: во вторую очередь - основной долг 3 002 144, 11 руб.; в третью очередь - 16 012 751, 35 руб., в том числе: основной долг 8 716 739, 81 руб., пени - 5 126 765, 69 руб., штрафы 2 169 245, 85 руб. Финансовым управляющим должника утвержден Прасков Максим Сергеевич, член Союза "Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих".
В апелляционной жалобе ФНС России просит определение суда от 16.09.2019 отменить в части введения процедуры реструктуризации долгов, принять новый судебный акт о введении в отношении должника процедуру реализации имущества.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что верифицированная стоимость имущества должника, согласно информации находящейся на сайтах дром.ру и авто.ру в общей сложности составляет не более 200 000 руб., что недостаточно для погашения требований уполномоченного органа, которые подлежат включению в реестр требований кредиторов должника. Ссылается на то, что сведения о доходах в отношении должника отсутствуют, как и отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что гражданин в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства, срок исполнения которых наступил. Полагает, что судом первой инстанции не учтено, что процедура реструктуризации задолженности является восстановительной процедурой, введение которой в отношении должника, не имеющего возможности и намерения восстановить свою платежеспособность, путем исполнения своих обязательств, нецелесообразно.
В судебном заседании, проводившемся путем использования систем видеоконференц-связи в порядке части 1 статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель уполномоченного органа доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, дав по ним пояснения.
Иные лица, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, выслушав присутствовавшего в судебном заседании представителя, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Положениями пункта 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве предусмотрено, что отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Закона.
Согласно пункту 1 статьи 213.3 Закона о банкротстве установлено, что правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган.
В заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Законом (пункт 2 статьи 213.3 Закона о банкротстве).
Пунктом 1 статьи 213.5 Закона о банкротстве предусмотрено, что заявление о признании гражданина банкротом может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом при наличии решения суда, вступившего в законную силу и подтверждающего требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи, согласно которому заявление о признании гражданина банкротом может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом при отсутствии указанного решения суда в отношении требований об уплате обязательных платежей.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о банкротстве для определения наличия признаков банкротства должника учитывается размер обязательных платежей без учета, установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
В силу статьи 2 названного Закона к обязательным платежам относят налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды.
Согласно пункту 1 статьи 213.6 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина; о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения; о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.
Определение о признании обоснованным заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов выносится в случае, если указанное заявление соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 213.3 и статьей 213.5 настоящего Федерального закона, требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа признаны обоснованными, не удовлетворены гражданином на дату заседания арбитражного суда и доказана неплатежеспособность гражданина (абзац 2 пункта 1 статьи 213.6 Закона о банкротстве).
Так, уполномоченным органом в подтверждение наличия у Симоновой И.П. задолженности по налогам, обязательственным платежам, пеням и штрафам в размере 19 014 895,46 руб., представлены документы, согласно которым, задолженность составляет: по налогу на добавленную стоимость: основной долг - 8 690 034, 97 руб., пени - 4 326 077, 48 руб., штрафы - 1 564 194 руб.; по налогу на доходы физических лиц: основной долг - 2 965 479,07 руб., пени - 784 883,57 руб., штрафы - 595 533,85 руб.; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности: основной долг - 19 509 руб., пени - 5 562,91 руб., штрафы - 4 518 руб.; административный штраф в размере 5000 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды до 01.01.2017 - 59,04 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 - 127,41 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России на выплату страховой пенсии: основной долг - 36 665, 04 руб., пени - 8 441, 95 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды до 01.01.2017: основной долг - 7 195,84 руб., пени - 1 613,33 руб.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к правомерному выводу, что заявление уполномоченного органа соответствует требованиям, предусмотренных положениями статьи 213.5 Закона о банкротстве, требования последнего являются обоснованными, на дату заседания суда первой инстанции доказательств погашения задолженности Симоновой И.П. не представлено. Вышеуказанные требования в совокупности составляют более пятьсот тысяч рублей, не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждено, что у должника имеются просроченные обязательства по уплате налогов, обязательственных платежей, пени и штрафов, суд первой инстанции правомерно признал заявление ФНС России обоснованным.
Пунктом 3 статьи 213.6 Закона о банкротстве предусмотрено, что для целей настоящего параграфа под неплатежеспособностью гражданина понимается его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Если не доказано иное, гражданин предполагается неплатежеспособным при условии, что имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- гражданин прекратил расчеты с кредиторами, то есть перестал исполнять денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил;
- более чем десять процентов совокупного размера денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые имеются у гражданина и срок исполнения которых наступил, не исполнены им в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства и (или) обязанность должны быть исполнены;
- размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования;
- наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с тем, что у гражданина отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости введения в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве граждан - реструктуризацию долгов гражданина.
Установив, что заявление ФНС России является обоснованным, суд первой инстанции правомерно включил: во вторую очередь реестра требований кредитора должника требование уполномоченного органа в размере 3 002 144, 11 руб. (задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 2 965 479, 07 руб., задолженность по обязательным платежам (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии) - 36 665, 04 руб.); в третью очередь - 16 012 751, 35 руб. (основной долг - 8 716 739, 81 руб., пени - 5 126 765, 69 руб., штрафы - 2 169 245, 85 руб.).
При подаче заявления ФНС России указала саморегулируемую организацию, из числа членов которой может быть утвержден финансовый управляющий - Союз "Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих".
В данном случае заявление конкурсного кредитора содержало информацию о саморегулируемой организации.
Исходя из представленных саморегулируемой организацией документов, кандидатура Праскова Максима Сергеевича признана судом первой инстанции соответствующей требованиям статей 20 и 20.2 Закона о банкротстве.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно утвердил в качестве финансового управляющего должника - Прасков Максим Сергеевич.
Доводов в отношении очередности включения в реестр требований кредиторов должника, а также утвержденной судом первой инстанции кандидатуры финансового управляющего, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы жалобы о том, что у суда первой инстанции имелись основания для введения в отношении должника процедуры реализации имущества, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Положениями Закона о банкротстве предусмотрено, что дело о банкротстве гражданина должно начинаться с восстановительной процедуры, в частности, процедуры реструктуризации долгов гражданина (пункт 1 статьи 213.6 Закона о банкротстве), то есть Закон о банкротстве устанавливает презумпцию введения процедуры реструктуризации долгов.
Законодательство, регламентирующее процедуру банкротства гражданина, отводит большую роль в оценке возможности или невозможности реализации реструктуризации долгов самому гражданину-должнику. Однако, возможность или невозможность введения этой процедуры не связывается исключительно с мнением самого гражданина-должника.
Вопросы, связанные с разработкой плана реструктуризации задолженности, его одобрением, относятся к компетенции кредиторов. Утверждение плана реструктуризации долгов - к компетенции суда.
Невозможность представления плана реструктуризации долгов либо нецелесообразность (невозможность) его утверждения должна быть установлена в ходе процедуры реструктуризации с учетом мнения финансового управляющего, конкурсных кредиторов и должника.
Более того, выбор судом первой процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве) гражданина, императивно предопределен законодательством о банкротстве и не зависит от финансово-экономического состояния должника или ходатайства заявителя по делу о банкротстве (в том числе, самого должника) о введении той или иной процедуры.
Суд апелляционной инстанции также обращает внимание заявителя жалобы на то, что введение процедуры реструктуризации долгов до утверждения судом плана реструктуризации долгов либо принятия решения о введении процедуры реализации имущества гражданина представляет собой по аналогии с исковым производством стадию подготовки дела к судебному разбирательству, позволяющую определить финансовое состояние должника и его способность удовлетворить требования кредиторов в определенные сроки.
Следует также отметить, что введение процедуры реализации имущества гражданина по ходатайству кредитора гражданина Законом о банкротстве не предусмотрено.
Таким образом, иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого обособленного спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены определения суда от 16.09.2019 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь частью 3 статьи 223, статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 16.09.2019 по делу N А16-1630/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1630/2019
Должник: Симонова Ирина Павловна
Кредитор: ЗАО "Соя", Управление Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области, Федеральная налоговая служба России
Третье лицо: Прасков Максим Сергеевич, Саморегулируемая организация Союз "Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области, Федеральная налоговая служба
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3309/2021
30.12.2019 Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-1630/19
12.12.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6552/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-1630/19