город Москва |
|
10 декабря 2019 г. |
дело N А40-175777/19 |
Резолютивная часть постановления от 03.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.12.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2019
по делу N А40-175777/19, принятое судьей Бедрацкой А.В.
по заявлению ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035004452361)
к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области (ОГРН 1027732002650)
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Кабанов В.Н. по доверенности от 13.05.2019;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Министерства обороны Российской Федерации (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании незаконным решения ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области N 060S19190033700 от 20.05.2019 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2019 признано недействительным решение ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 20.05.2019 N 060S19190033700 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, вынесенное в ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Министерства обороны Российской Федерации в части штрафа 291.500 руб.; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель учреждения в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, в отношении ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Министерства обороны Российской Федерации проведена камеральная проверка своевременности представления отчетности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
По результатам проверки пенсионным органом составлен акт N 060S18190027679 от 15.04.2019, которым зафиксирован факт нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1166 застрахованных лиц, выявлено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
По итогам проверки, заинтересованным лицом вынесено спорное решение N 060S19190033700 от 20.05.2019, которым заявитель привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 за несвоевременное представление в установленные сроки сведений в отношении 1166 застрахованных лицах по форме СЗВ-Стаж за 2018 годы, штраф определен в размере 583.000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Из материалов дела следует, ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Министерства обороны Российской Федерации зарегистрировано в ГУ - Главном управлении ПФР N 2 по г. Москве и Московской области в качестве страхователя (регистрационный номер 060-032-050679).
Согласно абз. 3 ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, представляются по форме определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (форма СЗВ-стаж).
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. ст. 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Срок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2018 истекает 01.03.2019.
Учреждением отчетность по форме СЗВ-стаж представлена 20.03.2019, то есть в нарушение срока, установленного п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
По факту нарушения ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области рассмотрен акт N 060S18190027679 от 15.04.2019, другие материалы проверки, а также возражения на акт по результатам чего вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 060S19190033700 от 20.05.2019.
Данным решением учреждение привлечено к ответственности по ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ с начислением штрафа в размере: 1.166*500 = 583.000 руб.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подп. "а" п. 22, п. 24 ст. 5 Федерального закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (ч. 1), 2, 8 (ч. 2), 19 (ч. ч. 1, 2), 34 (ч. 1), 35 (ч. 1 - 3) и 55 (ч. ч. 2 и 3).
Согласно п. 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Поскольку положения ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции с 01.01.2017), также как и ранее действующий порядок, установленный Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009, не предусматривает возможность применения смягчающих обстоятельств и уменьшение штрафа органами ПФР при вынесении решения или судом при его обжаловании, то с учетом положений Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации", арбитражный суд пришел к выводу, что в данном случае к правоотношениям о привлечении к ответственности подлежат применению положения установленные постановлением N 2-П о возможности уменьшения штрафа в случае установления смягчающих обстоятельств в делах об обжаловании решении пенсионного органа о привлечении к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, а, также как и в делах о взыскании штрафов.
Пунктом 1 ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации установлены обстоятельства смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, к которым относятся, в том числе и "иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность" (подпункт 3). Налоговая санкция на основании статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) и при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза, по сравнению с размером, установленном соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев приведенные в заявлении обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии основания для уменьшения суммы штрафа в 2 раза до 291.500 руб., оспариваемое решение N 060S19190033700 от 20.05.2019 в указанной части признано недействительным.
Размер ответственности снижен судом на основании постановления Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев апелляционную жалобу заявителя, полагающего, что судом первой инстанции недостаточно и без учета степени вины учреждения снижен размер штрафных санкций, исходит из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.07.1999 N 11-П и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.12.2009 N 11019/09, согласно которых санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2019 по делу N А40-175777/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175777/2019
Истец: ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Минобороны России
Ответчик: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N2 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ