г. Чита |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А58-7939/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Каминского В.Л., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2019 года по делу N А58-7939/2019 по заявлению государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (ОГРН1031402055850, ИНН 1435138461) к Прокуратуре города Якутска (ОГРН 1031402044563, ИНН 1435058287) о признании недействительным представления N 995ж-2019/20 от 06.06.2019,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью "Центр геодезии, землеустройства и кадастра" (ОГРН 1091435009126, ИНН 1435220758),
при участии в судебном заседании:
от Прокуратуры города Якутска - Казанцевой Л.И. - представителя по доверенности от 18.06.2019,
установил:
государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее - заявитель, ГКУ "СГЗ РС(Я)" или учреждение) обратилось Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Прокуратуре города Якутска (далее также - Прокуратура) о признании недействительным представления N 995ж-2019/20 от 06.06.2019.
Определением от 30.08.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Центр геодезии, землеустройства и кадастра" (далее - ООО "Центр геодезии, землеустройства и кадастра").
Решением Арбитражного суда Республики Саза (Якутия) от 24 сентября 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Прокуратура города Якутска обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним.
В судебном заседании представитель Прокуратуры изложила свою позицию согласно доводам апелляционной жалобы.
Учреждение в представленном отзыве на апелляционную жалобу выразило согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 04 декабря 2019 года объявлен перерыв до 12 часов 15 минут 06 декабря 2019 года. Информация о перерыве размещена в Картотеке Арбитражных Дел на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителя Прокуратуры, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 06.05.2016 между ГКУ РС(Я) "Дирекция по реконструкции и строительству объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" (заказчик) и ООО "Центр геодезии, землеустройства и кадастра" (исполнитель) заключен контракт N 53-16 по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанность выполнить работы по оформлению правоустанавливающих документов на объекты недвижимости.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21.05.2018 по делу N А58-1353/2018, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018, с ГКУ РС(Я) "Дирекция по реконструкции и строительству объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" в пользу ООО "Центр геодезии, землеустройства и кадастра" взыскано 29 271, 72 рублей основного долга по контракту от 06.05.2016 и 3 105, 49 рублей неустойки.
На принудительное исполнение решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21.05.2018 выдан исполнительный лист серии ФС N 019795474.
11.04.2018 на основании распоряжения председателя Правительства РС(Я) N 413-р ГКУ "СГЗ РС(Я)" реорганизовано в форме присоединения к нему ГКУ РС(Я) "Дирекция по реконструкции и строительству объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики".
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, а также на то, что решение суда от 21.05.2018 не исполнено, ООО "Центр геодезии, землеустройства и кадастра" обратилось в Прокуратуру города Якутска с письмом от 25.04.2019 в котором просило проверить действия Министерства финансов РС(Я) и ГКУ "СГЗ РС(Я)" на предмет соответствия требованиям законодательства.
ГКУ "СГЗ РС(Я)" на требование Прокуратуры от 29.05.2019 сообщило о том, что исполнительный лист по делу N А58-1353/2018 в адрес учреждения не поступал; о том, что исполнение исполнительных листов выданных на реорганизуемых должников возможно путем процессуальной замены этого лица; о том, что в рамках дела N А58- 1353/2018 замена ГКУ РС(Я) "Дирекция по реконструкции и строительству объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" на его правопреемника ГКУ "СГЗ РС(Я)" не производилась; на то, что ООО "Центр геодезии, землеустройства и кадастра" необходимо обратиться в арбитражный суд с заявлением о процессуальном правопреемстве и далее предъявить исполнительный документ в Минфин РС(Я).
06.06.2019 Прокуратурой вынесено оспариваемое представление, в котором прокурор потребовал безотлагательно с участие представителя Прокуратуры рассмотреть представление и принять меры к устранению выявленных нарушений, а также способствующих им причин и условий; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц виновных в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, повлекших нарушения, изложенные в представлении.
Не согласившись с указанным представлением, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемого представления ошибочными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 N 449-О и от 04.12.2003 N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
Учитывая изложенное, требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены одновременно следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого представления закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым представлением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Закона о прокуратуре предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В пункте 2 статьи 1 Закона о прокуратуре указано, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Реализуя эти полномочия, прокурор согласно статье 22 Закона о прокуратуре вправе, в том числе вносить представления об устранении выявленных нарушений закона. Представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В рассматриваемом случае Прокуратурой города Якутска в ходе проведения проверки по обращению ООО "Центр геодезии, землеустройства и кадастра" выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и процессуального закона, послужившие основанием для внесения оспариваемого представления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из обжалуемого представления ГКУ "СГЗ РС(Я)", как правопреемник ГКУ РС(Я) "Дирекция по реконструкции и строительству объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" обязано исполнить вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21.05.2018 по делу N А58-1353/2018 при этом отсутствие определения суда о замене стороны исполнительного производства не влечет за собой возможность неисполнения обязательств по исполненному контракту.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21.05.2018 по делу N А58-1353/2018, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018, с ГКУ "Дирекция по реконструкции и строительству объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" в пользу ООО "Центр геодезии, землеустройства и кадастра" взыскана задолженность по контракту N 53-16 от 06.05.2016 в размере 29 271,72 рублей, а также неустойка за период с 15.12.2016 по 26.02.2018 в размере 3 105,49 рублей, исходя из ключевой ставки ЦБ РФ 7,25%, действующей на дату вынесения решения.
На принудительное исполнение решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21.05.2018 выдан исполнительный лист серии ФС N 019795474.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
11.04.2018 на основании распоряжения председателя Правительства РС(Я) N 413-р ГКУ "СГЗ РС(Я)" реорганизовано в форме присоединения к нему ГКУ РС(Я) "Дирекция по реконструкции и строительству объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики".
Пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
В силу приведенных норм и установленных обстоятельств к ГКУ "СГЗ РС(Я)" в результате универсального правопреемства перешли все права и обязанности ГКУ РС(Я) "Дирекция по реконструкции и строительству объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики", в том числе по исполнению вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21.05.2018 по делу N А58-1353/2018.
Следовательно, принятие оспариваемого акта прокурорского реагирования, содержащего предписание о необходимости исполнения данного решения ГКУ "СГЗ РС(Я)", как лицом в силу закона обязанным исполнить указанное решение, являлось законным и обоснованным.
В силу указанного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что представление N 995ж-2019/20 от 06.06.2019 не нарушает прав и законных интересов учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, соответствует закону. Представление выдано уполномоченным лицом, требования, предъявленные надзорным органом в представлении N 995ж-2019/20 от 06.06.2019, основаны на нормах закона.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неприменении закона, подлежащего применению, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2019 года по делу N А58-7939/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7939/2019
Истец: Государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)"
Ответчик: Прокуратура города Якутска