г. Челябинск |
|
11 декабря 2019 г. |
Дело N А76-108/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Озерского городского округа Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.08.2019 по делу N А76-108/2019.
Представители лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Общество с ограниченной ответственностью "Свежий ветер" (далее - ООО "Свежий ветер", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, выраженного в письме от 17.12.2018 N 01-02-11/3204, об обязании выдать разрешение на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 74:41:0101037:147.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО ПКФ "Милар".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.08.2019 (резолютивная часть решения объявлена 08.08.2019) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ администрации Озерского городского округа Челябинской области в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, выраженный в письме от 17.12.2018 N 01-02-11/3204. Суд обязал администрацию выдать обществу "Свежий ветер" разрешение на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 74:41:0101037:147, в 80 м по направлению на юго-запад от ориентира - жилой дом, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Озерск, пр. Ленина, д. 3. Кроме того, с администрации в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. ООО "Свежий ветер" возвращена из федерального бюджета государственная пошлина в размере 6000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда, администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что в связи с изменением в земельном законодательстве с момента предоставления в 1996 году в аренду первоначального земельного участка, при заключении в 2012 году договора аренды спорного земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:147 на прежних условиях сторонам необходимо было уточнить, что под жилым домом следует понимать многоквартирный дом, при этом формального сохранения целевого назначения земельного участка "для строительства жилого дома" по мнению подателя жалобы недостаточно, поскольку под указанным целевым назначением подразумевается именно строительство индивидуального жилого дома. Кроме того, апеллянт указывает, что из содержания заявления Хлызова В.Н в Управление архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа следует, что на указанном участке планировались к постройке индивидуальные жилые дома в 1-3 этажа с придомовыми участками и хозяйственными постройками. По мнению администрации, указанные обстоятельства не были учтены судом при рассмотрении настоящего спора, в связи с чем, решение суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2019 в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы отложено на 04.12.2019.
ООО "Свежий ветер" представило в материалы дела отзыв от 30.10.2019, в котором возражает по доводам апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Свежий ветер" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1147413001988 (т.д. 1, л.д. 23)
20.01.2012 земельный участок, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в 80 м по направлению на юго-запад от ориентира - жилой дом, расположенного по адресу:: Челябинская область, г. Озерск, пр. Ленина, д. 3, был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен номер 74:41:0101037:147. Площадь земельного участка 3237 кв.м, вид разрешенного использования: для строительства жилого дома.
02.03.2012 между управлением имущественных отношений администрации Озерского городского округа и ООО "Сфера" подписано соглашение о расторжении договора аренды N 1637 от 11.11.1996, согласно которому стороны пришли к соглашению о расторгнуть с 02.03.2012 договора о предоставлении участка в пользование на условиях аренды от 11.11.1996 N 1637 с дополнительным соглашением от 24.11.2006 N 500, соглашениями от 05.10.2006 N 1 и от 21.07.2010 N 2 о передаче прав и обязанностей по договору аренды N 1637 от 11.11.1996 в связи с разделом земельного участка, с кадастровым номером 74:41:0101037:37, образованием трех новых земельных участков и осуществлением в отношении них государственного кадастрового учета.
02.03.2012 между управлением имущественных отношений администрации Озерского городского округа (арендодатель) и ООО "Сфера" (арендатор), на основании постановления от 02.03.2012 N 622, заключен договор аренды земельного участка N 9300 (далее - договора аренды N 9300 от 02.03.2012), согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 3 3 237 кв.м, кадастровый номер земельного участка 74:41:0101037:147, для строительства жилого дома, сроком до 02.03.2022 (т.1 л.д. 9-13, оборот 13). Указанный договор прошел государственную регистрацию в управлении Росреестра по Челябинской области.
09.07.2013 между ООО "Сфера" (цедент) и ООО "Лидер" (преемник) подписано соглашение N 4 о передаче прав и обязанностей по договору аренды N 9300 от 02.03.2012, в соответствии с которым к ООО "Лидер" перешли все права и обязанности арендатора по договору аренды N 9300 от 02.03.2012 (т.1 л.д. 15).
22.12.2014 между ООО "Лидер" (цедент) и гр. Хлызовым Владимиром Николаевичем (преемник) подписано соглашение N 5 о передаче прав и обязанностей по договору аренды N 9300 от 02.03.2012, в соответствии с которым к гр. Хлызову Владимиру Николаевичу перешли все права и обязанности арендатора по договору аренды N 9300 от 02.03.2012 (т.1 л.д. 16 оборот -17).
23.05.2018 постановлением администрации Озерского городского округа N 1186 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:147, постановление администрации от 26.09.2017 N 2556 признано утратившим силу (т.1 л.д. 49-60).
Из содержания указанного градостроительного плана следует, что земельный участок расположен в территориальной зоне застройки малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами Ж-2, основной вид разрешенного использования земельного участка - многоквартирные жилые дома в 2 - 4 этажа, на территории земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:147 обозначены, в том числе, отступы от электрокабеля, канализации, ЛЭП до зданий, строений, сооружений, охранная зона газопровода, чертеж градостроительного плана указывает на место допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
14.11.2018 между гр. Хлызовым Владимиром Николаевичем (цедент) и ООО "Свежий ветер" (преемник) подписано соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды N 9300 от 02.03.2012, в соответствии с которым к ООО "Свежий ветер" перешли все права и обязанности арендатора по договору аренды N 9300 от 02.03.2012 (т.1 л.д. 18 оборот).
06.12.2018 общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Озерский городской округ, г. Озерск, пр. Ленина, д.3, кадастровый номер земельного участка 74:41:0101037:147, сроком на три года, указав, что право пользования земельным участков закреплено соглашением от 14.11.2018 к договору аренды N 9300 от 02.03.2012, представив все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) (т. 1 л.д. 8).
17.12.2018 администрация направила в адрес заявителя письмо, в котором отказала в выдаче разрешения на строительство, при этом указала со ссылкой на часть 1 статьи 51 ГрК РФ, часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункт 2 пункта 1 статьи 40, пункта 1 статьи 41 и статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, что из условий договора аренды от 02.03.2012 N 9300 следует, что представленные ООО "Свежий ветер" для получения разрешения на строительство документы не соответствуют разрешенному использованию земельного участка, что в соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Полагая отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции руководствовался выводами о том, что обжалуемое решение администрации не соответствует требованиям закона и является недействительным.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 названной статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
В части 7 статьи 51 ГрК РФ определено, что в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в орган местного самоуправления, к заявлению прилагаются документы, указанные в части 7 статьи 51 ГрК РФ.
Из части 11 статьи 51 ГрК РФ следует, что орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В части 13 статьи 51 ГрК РФ установлены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, к числу которых относятся: отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 ГрК РФ).
Администрация в качестве основания для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - многоквартирного дома указала на несоответствие представленных документов виду разрешенного использования арендованного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
Таким образом, арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 74:41:0101037:0037 предоставлен главой Администрации г. Озерска ООО ПКФ "Милар" по договору аренды от 11.11.1996 N 1637 (с последующим внесением изменений в указанный договор на основании дополнительного соглашения от 24.11.2006 N 500) площадью 8500 кв.м для строительства жилого дома, договор был заключен по 10.11.2046.
ООО ПКФ "Милар" на основании соглашения N 1 от 05.10.2006 о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 11.11.1996 N 1637 передало свои права и обязанности арендатора ООО "Страна Оз".
ООО "Страна Оз" передало свои права и обязанности по указанному договору ООО "Сфера" на основании Соглашения N 2 от 21.06.2010.
В свою очередь ООО "Сфера" 02.03.2012 расторгло договор аренды от 11.11.1996 N 1637 (с дополнительным соглашением от 24.11.2006 N 500, соглашениями N 1 и 2) в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:0037 и образованием трех земельных участков.
Одним из трех, вновь образованных участков, является спорный земельный участок с кадастровым номером 74:41:0101037:147.
Между Управлением имущественных отношений Администрации Озерского городского округа (Арендодатель) и ООО "Сфера" (Арендатор) на основании постановления от 02.03.2012 N 622 заключен договор аренды от 02.03.2012 земельного участка площадью 3 237 кв. м, кадастровый номер земельного участка 74:41:0101037:147, для строительства жилого дома, сроком до 02.03.2022 (т. 1 л.д. 9-13, оборот 13).
Между ООО "Сфера" (цедент) и ООО "Лидер" (преемник) подписано соглашение N 4 о передаче прав и обязанностей по договору аренды N 9300 от 02.03.2012, в соответствии с которым к ООО "Лидер" перешли все права и обязанности арендатора по договору аренды N 9300 от 02.03.2012 для строительства жилого дома (т.1, л.д. 51).
По соглашению N 5 от 22.12.2014 права и обязанности по договору аренды N 9300 от 02.03.2012 в отношении земельного участка площадью 3 237 кв.м, кадастровый номер земельного участка 74:41:0101037:147 перешли к Хлызову В.Н. (т. 1 л.д. 16 оборот -17).
На основании соглашения от 14.11.2018 права и обязанности в отношении спорного земельного участка по договору аренды N 9300 от 02.03.2012 переданы заявителю - ООО "Свежий ветер" (том 1 л.д. 18 оборот-19).
В выписках ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровым номером 74:41:0101037:147 и ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:0037 вид разрешенного использования указан как "строительство жилого дома".
Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 ГрК РФ следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Земельным кодексом установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.
Так, законом определен порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
С учетом правовой позиции, сформулированной в пункте 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018), самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Также пункт 4 статьи 11.8 ЗК РФ предусматривал, что в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
С учетом того обстоятельства, что в части вида разрешенного использования как земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:0037, так и образованного из него земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:147 договоры аренды и дополнительные соглашения к ним от 11.11.1996 N 1637, 24.11.2006 N 500, соглашения N 1 о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 11.11.1996 N 1637, соглашения N 2 от 21.06.2010 не претерпели изменений, то оценке подлежит целевое назначение предоставления земельного участка в 1996 году по договору от 11.11.1996 N 1637.
На момент предоставления земельного участка (11.11.1996) Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) предусматривал, что земли городской, поселковой и сельской застройки состоят из земель, застроенных и подлежащих застройке жилыми, культурно - бытовыми, промышленными, религиозными и иными строениями и сооружениями.
Эти земли предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям для строительства и эксплуатации промышленных, производственных, жилых, культурно - бытовых, религиозных и других строений и сооружений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства (статья 75 Земельного кодекса РСФСР). Следовательно, действовавшие нормы предусматривали, что гражданам земельный участок мог быть предоставлен только для индивидуального жилищного строительства, в то время как для предприятий цель предоставления для строительства охватывалась понятием - жилое строительство.
В Законе Российской Федерации от 14.07.1992 N 3295-1 (ред. от 19.07.1995) "Об основах градостроительства в Российской Федерации" отсутствовали понятия многоквартирный дом и индивидуальный жилой дом, но устанавливалось право пользователей объектов градостроительной деятельности на строительство на отведенном земельном участке жилых домов, других объектов, отвечающих действующим нормативам, правилам застройки и утвержденной градостроительной документации.
Согласно статье 36 Земельного кодекса РСФСР предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.
Для жилищного строительства, предпринимательской деятельности, а также для иных несельскохозяйственных целей размеры земельных участков устанавливаются по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для этих видов деятельности либо в соответствии с проектно -технической документацией.
Так, Решением Малого совета Городского совета народных депутатов г.Челябинск-65 от 17.03.1993 N 34 утверждены нормы и порядок предоставления земельных участков в собственность граждан. При этом указано, что земли, вновь предоставляемые для индивидуального жилищного строительства, распределяются между предприятиями в соответствии с квотами, утвержденными решениями Совета. Предоставление земельных участков производится в общем порядке, но с соблюдением установленной квоты.
В соответствии со "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78) (ред. от 25.08.1993) размеры земельных участков, выделяемых около жилых домов, индивидуальных домов или квартиру, в зависимости от применяемых типов жилых домов, характера
формирующейся застройки (среды), ее размещения в структуре городов разной величины, следующие:
400 - 600 кв.м и более (включая площадь застройки) - при одно-, двухквартирных одно-, двухэтажных домах в застройке усадебного типа на новых периферийных территориях или при реконструкции существующей индивидуальной усадебной застройки малых городов, на резервных территориях малых и средних городов в сельскохозяйственных районах, в новых или развивающихся поселках в пригородных зонах городов любой величины;
200 - 400 кв.м (включая площадь застройки) - при одно-, двух- или четырехквартирных одно-, двухэтажных домах в застройке коттеджного типана новых периферийных территориях малых, средних и больших городов, на резервных территориях больших городов, при реконструкции существующей индивидуальной усадебной застройки и в новых и развивающихся поселках в пригородной зоне городов любой величины;
Между тем, земельный участок с кадастровым номером 74:41:0101037:0037 имел площадь 8500 кв.м, что в 17 раз превышает среднюю площадь земельного участка, необходимого для строительства индивидуального жилого дома.
Следует отметить, что после раздела земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:0037 на три самостоятельных земельных участка, площадь земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:147 составила 3 237 кв.м., в то время как "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 820) предусматривал аналогичные ранее приведенным площади земельных участков для строительства индивидуального жилого дома.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 74:41:0101037:0037 по своим параметрам (площади) не мог быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства, так как значительно превышал установленные действующим законодательством размеры.
Кроме того, на предоставление земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:0037 с целью строительства многоквартирного жилого дома указывают следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Постановление главы Администрации города Челябинска-65 от 25.05.1992 N 829 производственному кооперативу "Эрудит" было предварительно согласовано место размещения жилого дома согласно прилагаемой схеме инв. N 1334-АО-92 (площадь участка 0,85 га).
Далее в соответствии с Постановлением главы Администрации города Озерска Челябинской области от 10.11.1996 N 3627 земельный участок (кадастровый номер 74:41:0101037:0037), площадью 8 500 кв.м, предоставлен ООО ПКФ "Милар" для строительства жилого дома, с вырубкой деревьев, согласно ранее утвержденной схеме инв.N 1334-АО-92 и проекта инв. N А93-130 (т.1, л.д. 67, 105).
Заявителем в материалы дела представлена пояснительная записка к рабочему проекту инв. N А93-130, согласно которому на земельном участке должен быть возведен 4-этажный жилой дом общей площадью 2 602, 4 кв.м., в жилом доме запроектировано 36 квартир с разнообразными планировками и улучшенной комфортностью, с техническим подпольем и чердаком, что характеризует указанный жилой дом как многоквартирный, следовательно, земельный участок с кадастровым номером 74:41:0101037:0037 был предоставлен для строительства именно многоквартирного жилого дома (т. 2 л.д. 145-150).
С учетом изложенного, принимая во внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что сторонами при заключении договора аренды земельного участка от 11.11.1996 N 1637 был согласован вид разрешенного использования земельного участка - для строительства жилого дома, что в современном понимании соответствует понятию многоквартирный жилой дом.
С учетом положений пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:147 после раздела земельного участка 74:41:0101037:0037 в 2012 году также являлось строительство многоквартирного жилого дома.
В силу решения Собрания депутатов Озерского городского округа от 29.03.2018 N 45 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Озерского городского округа от 31.10.2012 N 183 "Об утверждении Правил землепользования и застройки населенных пунктов Озерского городского округа" земельный участок с кадастровым номером 74:41:0101037:147 отнесен к территориальной зоне Ж-2 - зона застройки малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами.
Постановлением администрации N 1186 от 23.05.2018 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:147.
Из содержания указанного градостроительного плана следует, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 застройки малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами, основной вид разрешенного использования земельного участка - многоквартирные жилые дома в 2 - 4 этажа, чертеж градостроительного плана указывает на место допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что указанный в договоре аренды вид разрешенного использования земельного участка "строительство жилого дома" соответствует основному виду разрешенного использования "многоквартирные жилые дома в 2 - 4 этажа", установленному Правилами землепользования и застройки населенных пунктов Озерского городского округа для территориальной зоны Ж-2, где расположен принадлежащей обществу на праве аренды земельный участок.
При таких обстоятельствах, отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, выраженный в письме от 17.12.2018 N 01-02-11/3204, где указано, что представленные обществом для получения разрешения на строительство документы не соответствуют разрешенному виду использования земельного участка и правомерно признан незаконным.
Поскольку отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство признан судом недействительным, руководствуясь положением части 2, пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно в целях восстановления нарушенного права заявителя возложил обязанность на Администрацию выдать обществу разрешение на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 74:41:0101037:147, в 80 м. по направлению на юго-запад от ориентира - жилой дом, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Озерск, пр. Ленина, д. 3.
Ссылка Администрации на ранее выданное обществу разрешение на строительство земельном участке с кадастровым номером 74:41:0101037:148 индивидуального жилого дома N 74-309-43-2017, но не реализованное обществом, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство по смыслу части 13 статьи 51 ГрК РФ.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.08.2019 по делу N А76-108/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Озерского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-108/2019
Истец: ООО "СВЕЖИЙ ВЕТЕР"
Ответчик: Администрация Озерского городского округа Челябинской области
Третье лицо: ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "МИЛАР", Следственный отдел ЗАТО город Озёрск