г. Ессентуки |
|
9 декабря 2019 г. |
Дело N А63-9031/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2019.
Полный текст постановления изготовлен 09.10.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., при участии в судебном заседании: представителя Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края - Сойка Е.В. (доверенность от 14.12.2019), представитель прокуратуры Ставропольского края - Беланова В.В. (доверенность от 28.02.2019) в отсутствие представителей индивидуального предпринимателя Аванесян Павла Айрапетовича и Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" федерального дорожного агентства" (г. Сочи), уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Аванесян Павла Айрапетовича (г. Брянск, ОГРНИП 306325036200010) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.10.2019 по делу N А63-9031/2019,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратился индивидуальный предприниматель Аванесян Павел Айрапетович (далее - предприниматель) с заявлением к прокуратуре Ставропольского края (далее - прокуратура) об оспаривании ответа от 25.03.2019 N 7/4-158/2019, об отказе в возбуждении административного производства в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края по статье 5.63.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Судом первой инстанции к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор "Черноморье").
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.10.2019 в заявленных требованиях предпринимателю отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм процессуального права. Предприниматель полагает, что оспариваемое решение нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку контрагентами по договорам к нему могут быть применены финансовые санкции ввиду срыва договорных обязательств по перевозке крупногабаритного и тяжеловесного груза.
В отзыве на апелляционную жалобу, министерство просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Стороны, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Представители общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, указывая на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, просили суд апелляционной инстанции, решение Арбитражного суда Ставропольского края оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Из материалов дела усматривается.
В адрес прокуратуры 12.03.2019 поступило обращение предпринимателя от 28.02.2019 о несогласии с действиями министерства, выраженных в нарушение сроков согласования маршрутов тяжеловесных и (или) крупногабаритного транспортного средства.
В обращении предпринимателя нарушения не нашли своего подтверждения и определением 21.03.2019 прокуратура отказала предпринимателю в возбуждении дела об
административном правонарушении предусмотренного частью 1 статьи 5.63.1 КоАП РФ, в связи с чем заявителю дан ответ 25.03.2019 N 7/4-158/2019 (далее-ответ).
Данные обстоятельства послужили для обращения в суд первой инстанции с заявлением.
На основании пункта 19.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
На основании пункта 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.
Согласно приказу Минтранса России от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (далее - Порядок) согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, осуществляется уполномоченным органом с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут.
В соответствии с пунктом 16 Порядка установлено, что согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, осуществляется уполномоченным органом с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут (далее - владельцы автомобильных дорог).
На основании пункта 17 Порядка Уполномоченный орган в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления:
1) устанавливает путь следования по заявленному маршруту;
2) определяет владельцев автомобильных дорог по пути следования заявленного маршрута;
3) направляет в адрес владельцев автомобильных дорог, по дорогам которых проходит данный маршрут, часть маршрута, запрос на согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в которой указываются: наименование органа, направившего запрос, исходящий номер и дата запроса, вид перевозки; маршрут движения (участок маршрута); наименование и адрес владельца транспортного средства; государственный регистрационный знак транспортного средства; предполагаемый срок и количество поездок; характеристика груза (наименование, габариты, масса); параметры транспортного средства (автопоезда) (расстояние между осями, нагрузки на оси, количество осей, масса транспортного средства (автопоезда) без груза/с грузом, габариты транспортного средства (автопоезда); необходимость автомобиля прикрытия (сопровождения), предполагаемая скорость движения, подпись должностного лица (в случае направления запроса на бумажном носителе).
Судом апелляционной инстанции и материалами дела установлено, что 21.02.2019 в 18 часов 02 минуты на электронный адрес почты (admdh@mail.ru) министерства поступила заявка ФКУ Упрдор "Черноморье" от 20.02.2019 N КРР0080950-008 (л.д. 27) на согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, которая, в связи с поступлением после окончания рабочего дня, зарегистрирована министерством на следующий рабочий день, то есть 22.02.2019.
Министерством 27.02.2019 (с учетом выходных дней) согласно результатам рассмотрения заявки в ФКУ Упрдор "Черноморье" направлено согласование на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного автопоезда по дорогам общего пользования Ставропольского края N 421 (л.д. 28).
Пунктом 19 Порядка установлен срок согласования маршрута и выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, составляет четыре рабочих дня с даты поступления от уполномоченного органа соответствующего запроса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 260 Инструкции по делопроизводству в аппарате Правительства Ставропольского края, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 26.12.2014 N 435-рп входящая корреспонденция принимается на регистрацию сектором по обработке служебной переписки управления делопроизводства в рабочие дни с 9.00 до 16.00, в предпраздничные дни - с 9.00 до 15.00 и регистрируется в СЭДД "ДЕЛО" в день ее поступления.
Согласно с пунктом 4 административного регламента предоставления министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края государственной услуги "Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) Ставропольского края, при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах территории Ставропольского края и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог, утвержденного приказом Министерства от 18.12.2017 N 149-о/ закреплен режим работы с 09 часов 00 минут до 18 часов 00 минут понедельник - пятница.
Частью 1 статьи 5.63.1 КоАП РФ нарушение установленных сроков согласования маршрутов тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства или срока выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства либо необоснованный отказ в согласовании маршрутов тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства или в выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, а на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Следовательно, нарушений сроков согласования маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, должностными лицами у министерства не допущено, согласование проведено в течение четырех рабочих дней.
Таким образом, суд первой инстанции, верно сделал вывод об отсутствии в действиях министерства нарушений части 1 статьи 5.63.1 КоАП РФ.
В своей жалобе предприниматель не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что срок исчисления срока согласования должен исчисляться с 22.02.2019.
Официальным адресом электронной почты министерства является адрес udhsk@mail.ru, сведения об указанном адресе министерства как официальном содержатся в открытом доступе на сайте в сети "Интернет" по адресу: http://dorogisk.ru/contacts/.
Как следует из материалов дела, ФКУ Упрдор "Черноморье" 20.02.2019 с электронной почты сотрудника - Бойко Марины Алексеевны (boiko_ma@sochi-dor.ru) направило заявки на согласование в министерство на электронную почту (Natasha Korobko) c адресом kna22_86@mail.ru и ГУП "СК ДСАД" с электронным адресом gupskdsad@mail.ru, которое получено и прочтено 20.02.2019 в 09 часов 22 минуты (л.д 59).
Данное письмо переслано с электронной почты kna22_86@mail.ru на электронную почту с адресом admdh@mail.ru, таким образом, предприниматель считает, что министерство получило уведомление 20.02.2019, а не 22.02.2019.
На официальный адрес электронной почты министерства запрос на согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в отношении предпринимателя в рассматриваемые даты (20-22 февраля 2019) не поступал.
Более того, запрос на согласование от ФКУ Упрдор "Черноморье" от 20.02.2019 N КРР0080950-008 в отношении предпринимателя и других лиц, поступил с электронной почты kna22_86@mail.ru в министерство 21.02.2019 в 18 часов 02 минуты на адрес электронной почты admdh@mail.ru (л.л 26), то есть после окончания рабочего времени.
Как указывалось ранее утвержденный приказом министерства от 18.12.2017 г. N 149-о/д режим работы с 09 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, понедельник - пятница.
Пунктом 19 Порядка согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проводится владельцами автомобильных дорог в течение четырех рабочих дней с даты поступления от уполномоченного органа запроса.
Согласно со статьей 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, дата начала течения срока согласования - 22.02.2019, дата окончания - 27.02.2019.
Подписанное согласование министерством направлено в адрес ФКУ Упрдор "Черноморье" 27.02.2019, то есть в установленный Порядком срок.
Как верно отметил суд первой инстанции, согласно скриншоту электронной почты сотрудника ФКУ Упрдор "Черноморье" - Бойко Марины Алексеевны (boiko_ma@sochi-dor.ru) письмо "на согласование предпринимателю заявки" было направлено 20.02.2019 в 9:20 и прочитано 20.02.2019 в 9:22 только ГУП "СК ДСАД", доказательств прочтения названного письма направленного по электронному адресу kna22_86@mail.ru (Natasha Korobko) в указанную дату в материалы дела не представлено.
Предпринимателем обжалуется ответ прокуратуры, который не возлагает на него какие-либо обязанности и не является ненормативное правовым актом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, в качестве объектов оспаривания согласно приведенным нормам называются ненормативные правовые акты, являющиеся актами индивидуального характера, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц, а также действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
На основании части 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Предприниматель полагает, что ответом прокуратуры от 25.03.2019 N 7/4-158/2019 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 4 статьи 30.1 КоАП РФ предусмотрена возможность обжалования определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Ответ прокуратуры от 25.03.2019 N 7/4-158/2019 носит информационный характер, и не является актом индивидуального характера, устанавливающим, изменяющим или отменяющим права и обязанности конкретного лица.
В данном ответе выводов прокурора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не содержится. В оспариваемом ответе предпринимателю сообщается о принятии мер прокурорского реагирования по его обращению.
Обжалованный предпринимателем в рамках настоящего дела ответ прокуратуры не относится к числу ненормативных актов государственных органов, которые могут быть обжалованы в порядке статьи 198 АПК РФ.
Довод предпринимателя о том, что оспариваемое решение нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку контрагентами по договорам к нему могут быть применены финансовые санкции ввиду срыва договорных обязательств по перевозке крупногабаритного и тяжеловесного груза, отклоняется судом апелляционной инстанцией, так как не находит своего подтверждения в материалах дела.
С позиции изложенного, суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Аванесян Павла Айрапетовича.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.10.2019 по делу N А63-9031/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9031/2019
Истец: Аванесян Павел Айраметович
Ответчик: ПРОКУРАТУРА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТРАНСПОРТА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ "ЧЕРНОМОРЬЕ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА", ПРОКУРАТУРА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ