город Ростов-на-Дону |
|
10 декабря 2019 г. |
дело N А32-15945/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудо В.А.
при участии:
от истца: представитель Скляров А.А. по доверенности от 16.01.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2019 по делу N А32-15945/2019,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к ответчику акционерному обществу "Транснефть-Сервис"
(ОГРН: 1072315011042, ИНН: 2315140196)
о взыскании платы, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - дорога, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Транснефть-Сервис" (далее - общество, ответчик) о взыскании платы за нахождение вагонов на ж/д путях общего пользования в размере 78 225, 24 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 117, 01 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение суда первой инстанции отменить. В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на то, что срок исковой давности не пропущен. Основанием железнодорожной перевозки является железнодорожная накладная, тогда как в данном деле не фигурируют железнодорожные накладные, а исковые требования ОАО "РЖД" основаны на ст. 39 УЖТ, в соответствии которой предусмотрено взимание платы за простой вагонов на путях общего пользования, в силу чего, по мнению ОАО "РЖД", в спорных правоотношениях применяется общий срок исковой давности. В случае применения годичного срока исковой давности, истец считает, что он также не пропущен с учетом увеличения срока исковой давности на весь срок рассмотрения претензии и признания претензии истца частично обоснованной.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, которую просил удовлетворить.
Ответчику явку представителя в судебное заседание не обеспечил; направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда оставить без изменения, рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ОАО "РЖД" (перевозчик), АО "Транснефть-Дружба" (владелец) и АО "Транснефть-Сервис" (контрагент) заключен договор N 5/56 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Транснефть-Дружба", примыкающего к станции Никольское Юго-Восточной железной дороги сроком с 15.07.2017 по 14.07.2020.
На условиях договора осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования локомотивом перевозчика.
Пунктом 9 договора установлены технологические нормы на погрузку грузов: общий срок для погрузки 30 цистерн - 2 часа, общий срок для погрузки свыше 30 цистерн - 4 часа.
В соответствии с пунктом 12 договора сдача и прием грузов и вагонов контрагенту производятся на местах погрузки, выгрузки.
Как указывает истец, в период с 31.01.2018 по 27.02.2018 АО "Транснефть-Сервис" нарушались установленные договором технологические нормы на погрузку грузов. В дни задержки спорных вагонов на путях общего пользования, ранее поданные вагоны на путь необщего пользования находились под грузовыми операциями сверх времени, установленного договором: от 2 час. 30 мин. до 93 час. 10 мин.
В связи с превышением технологических норм на погрузку грузов со стороны АО "Транснефть-Сервис" и занятостью путей необщего пользования на путях станции Никольское в ожидании подачи на путь необщего пользования в указанный период простаивали вагоны по причинам, зависящим от АО "Транснефть-Сервис", о чем составлены акты общей формы: N 3/87 от 31.01.2018, N 3/93 от 02.02.2018; N 3/88 от 31.01.2018, N 3/90 от 01.02.2018; N 3/89 от 01.02.2018, N 3/91 от 01.02.2018; N 3/92 от 01.02.2018, N 3/94 от 02.02.2018; N 3/95 от 05.02.2018, N 096 от 05.02.2018; N 3/97 от 06.02.2018, N 3/98 от 06.02.2018; N 3/99 от 07.02.2018, N 3/101 от 07.02.2018; N 3/100 от 07.02.2018. N 3/102 от 07.02.2018; N 3/103 от 08.02.2018, N 3/104 от 08.02.2018; N 3/105 от 09.02.2018, N3/106 от 09.02.2018; N3/107 от 13.02.2018, N3/108 от 13.02.2018; N3/109 от 13.02.2018, N3/111 от 14.02.2018; N3/110 от 13.02.2018, N3/112 от 14.02.2018; N3/П3 от 15.02.2018, N3/114 от 15.02.2018; N3/115 от 16.02.2018, N3/117 от 16.02.2018; N3/116 от 16.02.2018, N3/118 от 16.02.2018; N3/116 от 16.02.2018, N3/119 от 17.02.2018; N3/120 от 17.02.2018, N3/121 от 17.02.2018; N3/122 от 18.02.2018, N3/123 от 18.02.2018; N3/124 от 20.02.2018. N3/125 от 20.02.2018: N3/126 от 21.02.2018, N3/127 от 21.02.2018; N3/128 от 22.02.2018. N3/129 от 22.02.2018; N3/130 от 24.02.2018, N3 131 от 24.02.2018; N3/132 от 25.02.2018, N3/135 от 25.02.2018; N3/133 от 25.02.2018. N3/136 от 25.02.2018; N3/134 от 25.02.2018, N3/137 от 25.02.2018; N3/138 от 26.02.2018, N3/140 от 26.02.2018; N 3/139 от 26.02.2018, N 3/141 от 26.02.2018 N 3/142 от 27.02.2018, N3/143 от 27.02.2018.
Согласно подпункту "б" пункта 16 договора контрагент уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава независимо от принадлежности по причинам, зависящим от владельца или контрагента, по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ от 29.04.2015 г. N 127-т/1. Время нахождения подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования оформляется актами общей формы ГУ-23 (ГУ-23ВЦ).
В актах общей формы указано, что АО "Транснефть-Сервис" уведомлено заблаговременно за 2 часа до предстоящей подачи вагонов. В акты общей формы включено время ожидания подачи вагонов на путь необщего пользования к местам погрузки по истечении двух часов с момента такого уведомления перевозчиком контрагента в соответствии с требованиями ст. 39 УЖТ РФ.
В соответствии со ст. 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользовании порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вправе взимать с грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном УЖТ РФ и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче. Со стороны АО "Транснефть-Сервис" претензии в адрес перевозчика о несвоевременном уведомлении, о предстоящей подаче вагонов не представлено.
Согласно пункту 2.3 Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1. размер платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного подвижного состава, контейнеров (за предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе определяется по ставкам таблицы N 1 Тарифного руководства.
За время задержки вагонов на путях станции Никольское на основании актов общей формы истцом произведен расчет платы, размер которой составляет 78255,24 руб. (с НДС).
В адрес АО "Транснефть-Сервис" была направлена претензия N 2375 от 22.05.2018, в которой было предложено погасить образовавшуюся задолженность в добровольном порядке. Указанная претензия оставлена ответчиком без финансового удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения дороги в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Как следует из материалов дела, ответчик исковые требования не признал в полном объеме, заявив в том числе о пропуске истцом срока исковой давности для защиты нарушенного права.
В соответствии со статей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
При обращении в суд датой, на которую определяется срок исковой давности, является, по общему правилу, дата подачи в суд заявления с требованием к ответчику, в том числе дата отправки заявления в адрес суда почтовой связью.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск.
В силу пункта 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, составляет один год.
В соответствии со статьей 126 УЖТ РФ иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков. Указанный срок исчисляется в отношении: взыскания штрафа за невыполнение заявки - по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа; иных случаев - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков.
В пунктах 35, 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" дано разъяснение, что поскольку подача вагонов, контейнеров к местам погрузки и выгрузки либо на выставочные пути необщего пользования связана с осуществление перевозок груза, спорные вопросы о взыскании платы за пользование вагонами, контейнерами, а в случаях, предусмотренных статьями 62 и 99 Устава, и штрафа, в том числе и при наличии договора о расчетах через ТехПД, должны быть урегулированы в порядке, указанном в Уставе; иски, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, как к перевозчикам, так и перевозчиков к грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, могут быть предъявлены в пределах установленного срока исковой давности - в течение года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления таких исков.
Как следует из положений статьи 1 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", указанный Закон регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Действие настоящего Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.
Таким образом, требования истца на основании ст. 39 УЖТ РФ с учетом заключенного договора N 5/56 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, являются требованиям, возникшими в рамках отношений по перевозке, срок исковой давности по требованиям из которых составляет один год.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку исковые требования основаны на ст. 39 УЖТ, постольку в спорных правоотношениях применяется общий срок исковой давности
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу пунктов 3, 4 статьи 202 ГК РФ, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В силу пунктов 3, 4 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления течения срока исковой давности, течение ее срока продолжается. Остающаяся часть срока исковой давности, если она составляет менее шести месяцев, удлиняется до шести месяцев, а если срок исковой давности равен шести месяцам или менее шести месяцев, до срока исковой давности.
Поскольку истцом заявлены требования о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, в силу статьи 126 Устава срок исковой давности должен исчисляться со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий, то есть со дня составления актов общей формы на окончание простоя вагонов, следовавших в адрес ответчика, на путях общего пользования.
В рассматриваемом случае, как верно установлено судом первой инстанции, основанием для обращения ОАО "РЖД" с иском является факт простоя вагонов, зафиксированный актами общей формы; период начисления платы по актам общей формы - с 31.01.2017 по 27.02.2018.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности" согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку (например, пункт 2 статьи 407 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, статья 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", пункт 1 статьи 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности").
В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, период, в который стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017.
В соответствии со статьей 120 УЖТ РФ до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
Статья 124 УЖТ РФ устанавливает, что перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии.
Таким образом, указанные нормы устанавливают при рассмотрении споров обязательный порядок направления претензии перевозчику в предусмотренных Уставом случаях.
В соответствии с требованием законодательства ОАО "РЖД" направило в адрес ответчика досудебную претензию от 22.05.2018, которую ответчик получил 25.05.2018 г.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку ответ на претензию не получен спустя 30 дней, срок исковой давности продлевается на 30 дней (срок рассмотрения претензии) и на момент направления искового заявления (09.04.2019) был пропущен.
В силу изложенного довод апелляционной жалобы о том, что годичный срок исковой давности не пропущен с учетом увеличения срока исковой давности на весь срок рассмотрения претензии, подлежит отклонении. Судом первой инстанции был учтен срок рассмотрения претензии при определении даты истечения срока исковой давности. Ссылка истца на признание его претензии частично обоснованной, подлежит отклонению как документально не подтвержденная.
Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 199 ГК РФ основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
С учетом изложенного судом первой инстанции было обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований.
Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2019 по делу N А32-15945/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727) в доход федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15945/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала-Юго-Восточной железной дороги, ОАО Юго- Восточная железная дорога - филиал "РЖД"
Ответчик: АО Транснефть-сервис
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги"