г. Москва |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А41-74437/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от Федерального агентства лесного хозяйства: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО "Полбино" в лице конкурсного управляющего Пономаревой Л.Г.: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Михайлюк И.Г., по доверенности от 21.12.2018;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО КБ "СПЕЦСЕТЬСТРОЙБАНК" в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 30.09.2019 по делу N А41-74437/19 по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Обществу с ограниченной ответственностью "Полбино" об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка, третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "СПЕЦСЕТЬСТРОЙБАНК" в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов",
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Полбино" (далее - ответчик, ООО "Полбино", общество), в котором просило:
- истребовать из незаконного владения общества часть земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050609:89, площадью 2 890 268 кв.м, налагающуюся на земли лесного фонда Ступинского лесничества, Ступинского сельского участкового лесничества в координатах, указанных в просительной части искового заявления;
- исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:34:0050609:89.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "СПЕЦСЕТЬСТРОЙБАНК" в лице Конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.09.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Федеральное агентство лесного хозяйства подало апелляционную жалобу. в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования
ООО "Полбино" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Комитет лесного хозяйства Московской области также представил отзыв, в котором поддерживает апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержала доводы апелляционной жалобы, просила обжалуемый судебный акт отменить.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Федерального агентства лесного хозяйства, ООО "ПОЛБИНО", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ООО КБ "СПЕЦСЕТЬСТРОЙБАНК" в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Комитета лесного хозяйства Московской области, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, истцу - ООО "Полбино" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:34:0050609:89, общей площадью 3 018 703 кв.м, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир жилой дом; участок находится примерно в 1400 м от ориентира по направлению на юг; почтовый адрес ориентира: Московская область, Коломенский район, с/пос Биорковское, п. Запрудный, д. 1, о чем 02.10.2009 в ЕГРН внесена соответствующая регистрационная запись.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:34:0050609:89 были внесены в Государственный кадастр недвижимости 31.07.2008, что подтверждается кадастровой выпиской.
Считая, что земельный участок с кадастровым номером 50:34:0050609:89 имеет пересечение с землями лесного фонда, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
В обоснование своей позиции истец ссылается на заключение N 125
ФГБУ "Рослесинфорг" о пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Права всех собственников защищаются равным образом.
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 данного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Между тем, 11.08.2017 в силу вступил Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
В частности, указанным законом внесены изменения в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции закона N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Как указывалось ранее, право собственности ООО "Полбино" на спорный земельный участок было зарегистрировано за обществом еще в 2009 году.
При этом из материалов дела следует, что указанный земельный участок был образован из земельного участка, принадлежавшего с 1992 года на праве постоянного (бессрочного) пользования совхозу им Димитрова, а затем ООО "Русь".
Следовательно, в силу прямого указания закона спорный земельный участок не может относиться к землям лесного фонда.
Доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 50:34:0050609:89, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения не используется по целевому назначению или его использование осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации, истцом в материалы дела не представлено.
Арбитражному апелляционному суду такие доказательства также не представлены.
Оснований для исключения из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:34:0050609:89 судом также не установлено.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Федеральным агентства лесного хозяйства требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, сводящиеся к несогласию с выводами суда первой инстанции, рассмотрены арбитражным апелляционным судом и отклонены, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:34:0050609:89 был образован на основании постановления главы Коломенского муниципального района от 28.03.2008 N 274 "Об утверждении проекта границ земельных участков сельскохозяйственного назначения ООО "Русь", находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании и на праве аренды".
Указанный земельный участок был предоставлен в бессрочное пользование правопредшественнику СЗАО "Русь" - совхозу им. Димитрова в 1992 году, который владел и использовал земельный участок для осуществления сельскохозяйственной деятельности, при этом статус земли уже был определен: для сельскохозяйственного использования".
Земельный участок с кадастровым номером 50:34:0050609:89 с указанием координат границ был поставлен на кадастровый учет 31 июля 2008 года.
Право собственности СЗАО "Русь" на земельный участок в установленных координатах границ было внесено в ЕГРП в 2009 году.
Ответчик приобрел спорный земельный участок в собственность у ООО "Русь" по договору купли-продажи от 27.08.2009 N 05/27-08-09.
Доказательств наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:34:0050609:89 на земли лесного фонда в материалы дела не представлено.
Представленное истцом в материалы дела заключение ФГБУ "Рослесинфорг", содержащее выводы об имеющемся наложении спорного земельного участка на земли лесного фонда, не может являться достаточным доказательством, подтверждающим факт наложения земельного участка, находящегося в собственности общества, на земли лесного фонда, поскольку они не свидетельствуют о том, что на момент образования земельного участка часть территории, которая была включена в его границы, входила в земли лесного фонда.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Федерального агентства лесного хозяйства и отмены решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2019 года по делу N А41-74437/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-74437/2019
Истец: Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчик: ООО "Полбино"
Третье лицо: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "СПЕЦСЕТЬСТРОЙБАНК", ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "ФКП Росреестра"