город Томск |
|
26 января 2024 г. |
Дело N А67-9820/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Апциаури Л.Н.,
судей Киреевой О.Ю.,
Лопатиной Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чепенко Т.В., без использования средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Томской области в лице Департамента финансов Томской области (N 07АП-10608/2023) на решение от 27.11.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-9820/2023 (судья Бирюкова А.А.) по иску муниципального образования городской округ Стрежевой Томской области в лице муниципального казенного учреждения Администрации городского округа Стрежевой (ИНН 7022005647, ОГРН 1027001619501) к Томской области в лице Департамента финансов Томской области (ИНН 7000000885, ОГРН 1037000100719) о взыскании 1 133 000 руб. в возмещение убытков,
третьи лица: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области (ИНН 7021016928, ОГРН 1027000908010),
при участии в судебном заседании: без участия (извещены),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование городской округ Стрежевой Томской области в лице муниципального казенного учреждения Администрации городского округа Стрежевой (далее - Администрация городского округа Стрежевой, истец) обратилось в суд к Томской области в лице Департамента финансов Томской области (далее - Департамент финансов) с иском о взыскании 1 133 000 руб. в возмещение убытков, причиненных вследствие предоставления квартиры для обеспечения инвалида жилым помещением.
Решением от 27.11.2023 Арбитражного суда Томской области с субъекта Российской Федерации - Томской области в лице Департамента финансов Томской области (ИНН 7000000885, ОГРН 1037000100719) за счет средств казны Томской области в пользу муниципального образования городской округ Стрежевой Томской области в лице муниципального казенного учреждения Администрации городского округа Стрежевой (ИНН 7022005647, ОГРН 1027001619501) 1 133 000 руб. в возмещение убытков.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Томской области от 27.11.2023 по делу N А67-9820/2023 и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что обеспечение за счет средств областного бюджета жилыми помещениями лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, Закон Томской области от 10.09.2003 N 109-03 "О социальной поддержке инвалидов в Томской области" не предусматривает; вывод Арбитражного суда Томской области о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации (стр.6 решения), не соответствует действующему законодательству; обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, не является расходным обязательством Томской области; действующее бюджетное законодательство предусматривает особенности финансового обеспечения вышеуказанных полномочий органов местного самоуправления путем предоставления местным бюджетам дотации; в 2022 году в соответствии с Законом Томской области от 29.12.2021 N 136-03 "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования "Городской округ Стрежевой" составила 201 083,3 тыс. рублей, дотации не имеют прямого целевого назначения, и предоставить дотации на конкретную цель не представляется возможным, указанного объема дотации достаточно для покрытия расходов муниципального образования городской округ Стрежевой Томской области, связанных с предоставлением жилого помещения инвалиду, указанному в исковом заявлении.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к моменту ее рассмотрения не поступили.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, что согласно статье 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.01.2022 Лукиных М.А. принята к учету в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании пп. 1 ч. 1 ст. 51, ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (выписка из протокола N 2 заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Стрежевой от 19.01.2022) (л.д. 11).
Прокурор г. Стрежевого Томской области обратился в Стрежевской городской суд Томской области с исковым заявлением в интересах Лукиных М.А., в котором просил суд обязать Администрацию городского округа Стрежевой во внеочередном порядке предоставить Лукиных Марии Анатольевне, 13.01.1998 года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте муниципального образования "городской округ Стрежевой", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью 40 кв.м в соответствии с нормами предоставления, установленными решением Думы городского округа Стрежевой от 04.05.2001 N 75 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", а также с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Решением Стрежевского городского суда Томской области от 23.03.2022 по делу N 2-162/2022, вступившим в законную силу, исковые требования прокурора г. Стрежевого в интересах Лукиных Марии Анатольевны к муниципальному казенному учреждению Администрация городского округа Стрежевой о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещения по договору социального найма удовлетворены. Администрацию городского округа Стрежевой обязали предоставить Лукиных Марии Анатольевне, 13.01.1998 года рождения во внеочередном порядке по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, установленными решением Думы городского округа Стрежевой от 04.05.2001 N 75 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", в черте муниципального образования "Городской округ Стрежевой" жилое помещение общей площадью не менее 40 кв.м, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам (л.д. 15-17).
08.07.2022 между муниципальным образованием городской округ Стрежевой (наймодателем) и Лукиных М.А. (нанимателем) заключен договор социального найма жилого помещения от N 25/22, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности муниципального образования городского округа Стрежевого, общей площадью 35,60 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Томская область, г. Стрежевой, 4-й микрорайон, д. 446, кв. 45, для проживания в нем.
По договору передачи в собственность жилого помещения от 25.08.2022 N 31-п/22 Администрация городского округа Стрежевой бесплатно передала Лукиных М.А. на основании Постановления Администрации городского округа Стрежевой от 22.06.2023 N537ж в собственность, занимаемое на условиях договора социального найма от 25.08.2022 N691ж жилое помещение (квартиру), общей площадью 35,6 кв. м, в том числе жилой площадью 19,50 кв.м., расположенное на третьем этаже жилого дома по адресу: Российская Федерация, Томская область, г. Стрежевой, 4-й микрорайон, д. 446, кв. 45, а гражданин принял в собственность указанное жилое помещение в том техническом состоянии, в котором оно находилось на момент подписания данного договора (л.д. 14).
Согласно отчету N 384 об оценке квартиры, расположенной по адресу: Томская область, г. Стрежевой, 24-й микрорайон, д. 446, кв. 45 рыночная стоимость указанного жилого помещения составляет 1 133 000 руб.
В претензии от 21.09.2023 N 01-18-4079, адресованным заместителю Губернатора Томской области - начальнику департамента финансов, администрация городского округа Стрежевой просила выделения денежных средств для компенсации расходов, понесенных в связи обеспечением жильем Лукиных М.А., вставшей на учет после 01.01.2005.
Департамент финансов Томской области ответил отказом в связи с отсутствием оснований для включения рассматриваемых расходов в областной бюджет (письмо от 28.09.2023 N 50-07/14-800).
Уклонение ответчика от возмещения расходов в связи с предоставлением жилого помещения явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Таким образом, возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях. При отсутствии договорных отношений правовой режим возмещения убытков, наряду с положениями статей 15 и 16 ГК РФ, определяется нормами главы 59 ГК РФ.
В силу положений статей 15, 1064, 1069, 1071 ГК РФ возникновение у субъекта Российской Федерации в лице соответствующего органа обязанности по возмещению вреда в форме возмещения убытков за счет казны субъекта Российской Федерации обусловлено юридическим составом, образуемым, по общему правилу, совокупностью следующих элементов: фактом нарушения права, виновным противоправным действием (бездействием), наличием и размером понесенных убытков, а также наличием причинной связи между нарушением права и возникшими убытками.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями государства, определенными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым этими органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, касающихся социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление названных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) закреплено, что установленные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 181-ФЗ, в силу части 1 статьи 17 которого инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, что прямо вытекает из преамбулы Федерального закона N 181-ФЗ.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в пределах своих полномочий, самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Статьями 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и положениями статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона N 131-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), устанавливает только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации, толкуя положения статьи 57 ЖК РФ, отметил, что содержащееся в ней условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в соответствии с решениями органов местного самоуправления.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, применительно к вышеперечисленным нормам подлежит финансированию, за счет субъектов Российской Федерации. Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации будет противоречить статье 84 БК РФ, в которой приведен перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации, равно как к расходным обязательствам муниципального образования, что будет противоречить перечисленным выше нормам жилищного законодательства.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872, от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12441, от 02.03.2016 N 309-ЭС15-14045, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 (пункт 12).
Материалами дела подтверждается факт выполнения администрацией за счет средств муниципального образования обязательств, предусмотренных частью третьей статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, и отсутствия со стороны субъекта Российской Федерации - Томской области какой-либо компенсации понесенных при этом расходов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалидов является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации, ответчиком не доказано, что бюджетным законодательством Томской области предусматривались расходы на субсидирование муниципальных образований для выполнения функции по предоставлению жилых помещений семьям, имеющим детей-инвалидов и поставленным на учет нуждающихся после 01.01.2005, суд первой инстанции пришел к выводу, что невыполнение Томской областью в лице Департамента этой обязанности влечет за собой возникновение убытков у муниципального образования городской округ Стрежевой Томской области на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов.
Размер предъявленных к взысканию убытков в размере рыночной стоимости переданного Лукиных М.А. жилого помещения из муниципального жилого фонда определен истцом на основании отчета оценщика N 385, документально не оспорен ответчиком. Размер проверен судом и признан обоснованным.
Апеллянт в жалобе указывает, что обеспечение за счет средств областного бюджета жилыми помещениями лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, Закон Томской области от 10.09.2003 N 109-03 "О социальной поддержке инвалидов в Томской области" не предусматривает, действующее бюджетное законодательство предусматривает особенности финансового обеспечения вышеуказанных полномочий органов местного самоуправления путем предоставления местным бюджетам дотации.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данные доводы, поскольку реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалидов является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а бюджетным законодательством Томской области не предусматривались расходы на субсидирование муниципальных образований для выполнения функции по предоставлению жилых помещений инвалидам, поставленным на учет нуждающихся после 01.01.2005, в связи с чем невыполнение Томской областью в лице Департамента финансов Томской области этой обязанности влечет за собой возникновение убытков у муниципального образования городской округ Стрежевой Томской области в лице муниципального казенного учреждения Администрации городского округа Стрежевой на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов.
Позиция департамента не соответствуют действующему законодательству и сложившейся судебной практике его применения.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что департамент финансов не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы, приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апеллянт в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем на основании статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина и судебные расходы с лиц, участвующих в деле, не взыскиваются.
Руководствуясь статьями 268, частью 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.11.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-9820/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Томской области в лице Департамента финансов Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд принявший решение.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Л.Н. Апциаури |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-9820/2023
Истец: Муниципальное казенное учреждение Администрация городского округа Стрежевой
Ответчик: Департамент финансов Томской области
Третье лицо: в лице Министерства Финансов Российской Федерации, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ