г. Киров |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А29-17930/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой К.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.09.2019 по делу N А29-17930/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление"
(ОГРН: 1141103000642, ИНН: 1103012296)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице
Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ОГРН: 1091103000010; ИНН: 1103043696),
Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ОГРН: 1131103000214; ИНН: 1103007560),
Администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ОГРН 1021100807716; ИНН 1103023523)
о взыскании денежной суммы,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ"
(ОГРН: 1121103001062; ИНН: 1103006077),
акционерное общество по добыче угля "Воркутауголь"
(ИНН: 1103019252, ОГРН: 1021100807452),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление) за счет средств казны муниципального образования городского округа "Воркута" 5 327 091 рубля 08 копеек долга за коммунальные услуги (в отношении незаселенного муниципального жилья) за период с 01.04.2016 по 30.06.2016, 3 995 рублей 32 копеек пеней, начисленных за период с 06.12.2018 по 08.12.2018, пеней, начисленных за период с 09.12.2018 по день рассмотрения дела в суде.
Делу присвоен номер А29-17519/2018.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 18.12.2018 по делу N А29-17519/2018 требования о взыскании 342 870 рублей 09 копеек долга, а также пеней:
- по договору от 22.12.2014 N ЖЭУ-2014/62 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Воркута, п. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 32/5;
- по договору от 05.09.2014 N ЖЭУ-2014/37 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Воркута, п. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 32/7,
выделены в отдельное производство с присвоением номера дела А29-17930/2018.
Истец уточнил исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просил взыскать задолженность за поставленную тепловую энергию в размере 342 723 рублей 89 копеек за период с 01.04.2016 по 30.06.2017, 27 174 рублей 05 копеек пени, начисленных за период с 06.12.2018 по 21.05.2019.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет) и Администрация муниципального образования городского округа "Воркута".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ", акционерное общество по добыче угля "Воркутауголь" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.09.2019 исковые требования удовлетворены частично: с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Комитета за счет средств казны муниципального образования городского округа "Воркута" в пользу Общества взыскано 326 399 рублей 07 копеек долга и 25 308 рублей 48 копеек пеней.
Истец с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Истец указывает, что Общество не располагает информацией, которая была представлена в материалы дела, о том, кто является собственником квартиры N 50 в доме N 32/5 и квартиры N 16 в доме N 32/7 по ул. Энтузиастов. В связи с этим истец был лишен возможности представить дополнительные доказательства в обоснование своих возражений.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами истца не согласился.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Акционерное общество по добыче угля "Воркутауголь" заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частично отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьей 8, пунктом 3 статьи 125, статьями 209, 210, пунктами 1, 3 статьи 215, 249, 309, 310, пунктом 1 статьи 329, пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 153, частями 6.2, 7, 14 статьи 155, частью 1 статьи 157, статьей 158, статьей 161, частями 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), пунктами 4, 14, 31, 159 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2019 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам проведенного конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, оформленного протоколами от 25.08.2014 N 22 и от 10.12.2014 N 28, Общество признано победителем конкурса в отношении домов, расположенных в г. Воркуте, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 32/5, 32/7.
22.12.2014 и 05.09.2014 между собственниками помещений, в том числе представителем собственника жилых и нежилых помещений, находящихся в казне муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Управления, и Обществом (управляющая организация) заключены договоры управления многоквартирными домами по адресу: г. Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 32/5, ул. Энтузиастов, д. 32/7.
Собственник помещений в лице Комитета плату за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирном доме не вносил.
По расчету истца задолженность по оплате тепловой энергии (централизованное отопление, тепловая энергий на ОДН, теплоноситель на ОДН) за период с 01.04.2016 по 30.06.2016 составляет 342 723 рубля 89 копеек (лист дела 56 том 2).
Указанная задолженность рассчитана в отношении муниципальных жилых помещений (квартир) N N 22, 28, 33, 36, 38, 39, 42, 45, 50, 52, 53, 54, 55, 57, 58, 61, 63, 64, 66, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 32/5; (квартир) N N 5, 6, 7, 9, 10, 14, 15, 16, 21, 23, 25, 26, 27, 29, 32, 40, 42, 45, 53, 54, 56, 58, 61, 63, 65, 66, 67, 70, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 32/7.
Между тем, согласно материалам дела (информация Воркутинского производственного участка филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Коми от 22.01.2019, договор дарения от 06.08.1998, договор на передачу квартиры в собственность от 23.04.1993 N 3041, листы дела 121-122 том 1, листы дела 162-163 том 2) квартира N 50 в доме N 32/5 по ул. Энтузиастов была передана в собственность физического лица, квартира N 16 в доме N 32/7 по ул. Энтузиастов была передана собственность ОАО "Воркутауголь", и в спорный период данные квартиры не являлись муниципальной собственностью.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.1997 N 1378 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до создания в субъектах Российской Федерации учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определить уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по обеспечению соблюдения правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами технической инвентаризации и жилищными органами - Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике.
Согласно сведениям, представленным Воркутинским производственным участком филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Коми от 22.01.2019, данные о регистрации права содержат сведения по состоянию на 10.11.1999, то есть до создания учреждения юстиции (лист дела 122 (обратная сторона) том 1).
Таким образом, квартира N 50 была передана в собственность физического лица в 1993 году, то есть до вступления в силу Закона N 122-ФЗ. Квартира N 16 была передана в собственность ОАО "Воркутауголь" в 1998 году и в установленном в тот период порядке зарегистрирована органами технической инвентаризации. Доказательств того, что указанные квартиры в спорный период находись в собственности муниципального образования городского округа "Воркута", не представлено.
Комитет также настаивает, что спорные квартиры не находятся в муниципальной собственности.
В связи с этим отсутствуют правовые основания для возложения на муниципальное образование обязанности по оплате рассматриваемых услуг, приходящихся на квартиру N 50 в доме N 32/5 по ул. Энтузиастов и квартиру N 16 в доме N 32/7 по ул. Энтузиастов.
Доводы истца о том, что Общество не располагает информацией, которая была представлена в материалы дела, о том, кто является собственником квартиры, в связи с этим лишено возможности представить дополнительные доказательства в обоснование своих возражений, подлежат отклонению.
Общество, как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, должно было предпринять меры для установления собственников спорных квартир.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
С учетом дат поступления информации о собственниках квартир в материалы дела истец имел возможность ознакомиться с материалами дела и представить доказательства в обоснование своих возражений. Также в материалах дела имеются возражения (пояснения) Общества относительно спорных квартир (лист дела 121 том 2).
По другим делам (указывались истцом в письменных пояснениях в суде первой инстанции) судебные акты приняты в упрощенной порядке, решения судов первой инстанции в виде резолютивных частей не содержат установленных обстоятельств содержанием, указывающим на нахождение спорных квартиры в спорный по настоящему делу период в муниципальной собственности. Предметом исковых требований по делу N А29-15339/2018 также являлось взыскание задолженности за иной период.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно взыскал с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Комитета за счет средств казны муниципального образования городского округа "Воркута" в пользу Общества задолженность по оплате рассматриваемых услуг, оказанных в отношении жилых помещений (квартир) N N 22, 28, 33, 36, 38, 39, 42, 45, 52, 53, 54, 55, 57, 58, 61, 63, 64, 66, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 32/5; (квартир) N N 5, 6, 7, 9, 10, 14, 15, 21, 23, 25, 26, 27, 29, 32, 40, 42, 45, 53, 54, 56, 58, 61, 63, 65, 66, 67, 70, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 32/7, которая за период с 01.04.2016 по 30.06.2016 составляет 326 399 рублей 07 копеек.
В соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ истец начислил ответчику пени в размере 27 174 рублей 05 копеек за период с 06.12.2018 по 21.05.2019.
Расчет пени судом первой инстанции проверен и правильно признан правомерно частично в размере 25 308 рублей 48 копеек, с учетом суммы долга в размере 326 399 рублей 07 копеек и ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату принятия решения - 7% годовых.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.09.2019 по делу N А29-17930/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-17930/2018
Истец: ООО Жилищно-эксплуатационное управление
Ответчик: Администрация МО ГО Воркута, городского округа Воркута в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа Воркута, КУМИ администрации МО ГО Воркута
Третье лицо: АО по добыче угля "Воркутауголь", ООО Воркутинские ТЭЦ, МВД по РК, Управление по вопросам миграции МВД по Республике Коми, УФМС России по РК, отдел адресно-справочной работы, ФГБУ филиал ФКП Росреестра по РК, ФГУП "Ростехинвентаризация" Федеральное БТИ филиал в РК, ФГУП Воркутиснкое отделение филиала Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ по РК