г. Ессентуки |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А63-4308/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Казаковой Г.В., Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ставропольский бройлер" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.08.2019 по делу N А63-4308/2019, принятого по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ставропольский бройлер" (ОГРН 1192651006679), к государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (ОГРН 1022601934630), о признании действия (бездействия) ответчика, выразившегося в отказах в согласовании плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод с реализацией мероприятий за период с 20.11.2015 по 09.01.2018, отказах в корректировке сроков завершения мероприятий согласованного плана за период с 01.08.2018 по 24.10.2018 незаконными; признании плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод согласованным с реализацией мероприятий за период с 20.11.2015 по 09.01.2018, а также скорректированным за период с 01.08.2018 по 24.10.2018, при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Ставропольский бройлер" - Моргуновой К.Р. по доверенности от 10.04.2019, от государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" - Дибиров Р.М. по доверенности от 27.06.2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ставропольский бройлер" (далее - общество, ООО "Ставропольский бройлер") обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие) о признании действия (бездействия) ответчика, выразившегося в отказах в согласовании плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод с реализацией мероприятий за период с 20.11.2015 по 09.01.2018, отказах в корректировке сроков завершения мероприятий согласованного плана за период с 01.08.2018 по 24.10.2018 незаконным; о признании плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, согласованным с реализацией мероприятий за период с 20.11.2015 по 09.01.2018, а также скорректированным за период с 01.08.2018 по 24.10.2018.
Решением суда первой инстанции от 23.08.2019 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда от 23.08.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в исковые требования удовлетворить. Заявитель жалобы полагает несостоятельными выводы суда первой инстанции об избрании ненадлежащего способа защиты права, так как положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяют ему обратиться в суд с иском о признании действия ответчика, выразившегося в отказах в согласовании плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" (организация ВКХ) и ЗАО "Ставропольский бройлер" (абонент) заключен единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения от 05.10.2015 N 255 (далее - договор), согласно которому организация ВКХ обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется, в том числе соблюдать нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Организация ВКХ в течение действия договора производила плановый контроль отбора проб сточных вод, сбрасываемых абонентом. По результатам проведенных исследований контрольных проб были выявлены факты не соответствия состава и свойств сточных вод абонента нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВО, предусмотренных приложением N 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В связи с чем в целях соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых с филиала МПК "Благодарненский" ЗАО "Ставропольский бройлер", проведены совещания по вопросу строительства локальных очистных сооружений ЗАО "Ставропольский бройлер" и реконструкции очистных сооружений канализации г. Благодарного (протоколы от 15.05.2014, от 24.11.2015), по результатам которых обществу и предприятию поручено подготовить техническое задание на строительство локальных очистных сооружений, а также график выполнения работ по проектированию и строительству сооружений и направить на согласование ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"; министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК (далее - министерство), а также сторонам по результатам рассмотрения технического решения утвердить техническое задание, график выполнения работ по расширению очистных сооружений канализации г. Благодарного; обществу заключить договор на проектирование реконструкции очистных сооружений; предусмотреть окончание выполнения проектных работ на реконструкцию очистных сооружений до 31.03.2015 и др.
Письмами N 784 от 30.10.2014, N 830 от 14.11.2014, N 393 от 07.08.2015, N 715 от 02.11.2015, N 1171 от 03.12.2015, N 1659 от 11.11.2016, N 1375 от 04.10.2017, N 858 от 17.11.2017, N 429 от 10.08.2018 общество информировало предприятие и министерство об этапах реализации решения о строительстве локальных очистных сооружений, давало ответы на запросы о предоставлении плана мероприятий снижения сброса концентраций загрязняющих веществ сточных вод, обоснование по запланированным мероприятиям, информацию о состоянии строительства локальных очистных сооружений биологической очистки.
Письмами от 22.03.2017 общество в соответствии с пунктом 115 Правил N 644 обратилось к предприятию о согласовании плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения с 11.01.2016 по 31.12.2017, а также на основании пункта 116 (3) указанных Правил просило заключить соглашение, предусматривающее вычет из суммы платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения затрат на реализацию плана мероприятий по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод в размере 79 752 457, 03 рублей.
31.03.2017 предприятие письмом N 02-15/1635 отказало обществу в согласовании плана по причине отсутствия его согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор согласно части 3 статьи 27 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
11.04.2017 ООО "Ставропольский бройлер" N 245 обратился к предприятию о повторном рассмотрении обращений от 22.03.2017.
Письмом от 02.05.2017 N 02-15/2244 ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" снова отказало в согласовании плана по причине непредставления декларации о составе и свойствах сточных вод согласно пункту 115 Правил N 644, приказа территориального органа Росприроднадзора об установлении нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты согласно статье 27 Закона о водоснабжении, а также ввиду указания в плане периода проведения мероприятий за предыдущий период времени с 20.11.2015 по 31.12.2017, чем нарушены требования пункта 116(5) Правил N 644.
02.06.2017 общество письмом N 337 обратилось к предприятию о повторном рассмотрении и согласовании плана, с обоснованием незаконности отказа.
Письмом от 19.06.2017 N 773 в дополнение к ранее направленным письмам общество обратилось к предприятию сообщив, что в соответствии с планом в 2016 году общество выполнило следующие работы на сумму 26 004 945, 14 рублей: работы по инженерно-геодезическим, инженерно-геологическим, инженерно-экологическим изысканиям; разработка проектной и рабочей документация на строительство очистных сооружений сточных вод истца; проведена негосударственная экспертиза проекта. В 2017 году выполнены работы на сумму 55 797 511, 73 рублей: по сносу емкостей для воды и вертикальной планировке площадки строительства; закуплено оборудование для очистных сооружений.
Предприятие письмом от 20.06.2017 N 18-03/3212 отказало заявителю в согласовании плана, указав на ненадлежащее оформление представленной декларации, а также ввиду указания в плане периода проведения мероприятий за предыдущий период с 20.11.2015 по 31.12.2017.
28.08.2017 общество письмом N 369 обратилось к предприятию с приложением уточненного плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод с 31.12.2016 по 31.12.2017.
Письмом от 13.09.2017 N 18-03/5189 предприятие отказало в утверждении плана по аналогичным с ранее указанными основаниям.
24 ноября 2017 года письмом N 416 заявитель обратился к предприятию о повторном согласовании плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод с 10.01.2017 по 31.07.2018.
Письмом от 12.12.2017 N 18-03/6847 в согласовании плана обществу было отказано.
17.01.2018 общество письмом N 27 направило в адрес предприятия откорректированный план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод с 10.01.2018 по 31.07.2018.
Письмом от 29.01.2018 N 04-09/461 предприятие согласовало заявителю план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод с 10.01.2018 по 31.07.2018.
30.07.2018 общество письмом N 379 обратилось к предприятию о корректировке сроков завершения мероприятий согласованного плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод до 30.06.2019, в связи с объективными причинами, по которым мероприятия не были выполнены в полном объеме до 31.07.2018, а именно: выявление непредвиденных дополнительных работ в период строительства, внесение изменений в проектную документацию, ее согласование; приобретение дополнительного оборудования, необходимость в котором возникла в связи с выявленными дополнительными работами; субподрядная организация, выполнившая общестроительные работы на блоке емкостей не выполнила взятые на себя обязательства, проведение нового тендерного отбора подрядной организации на четыре месяца сдвинуло сроки окончания строительства. При этом заявитель проинформировал также о том, что на 30.07.2018 были выполнены следующие мероприятия: проведены геологические, геодезические и экологические изыскания; изготовлена проектная документация; проведена экспертиза проектной документации; приобретено технологическое оборудование. Затраты на выполнение указанных мероприятий составили 87 479 402, 69 рублей, затраты на выполнение общестроительных работ составили 132 845 140, 97 рублей.
07.08.2018 предприятие письмом N 04-09/4224 отказало в корректировке сроков завершения мероприятий согласованного плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод до 30.06.2019 по причине указания в плане периода проведения мероприятий за предыдущий период времени с 10.01.2018 по 30.06.2019 в нарушение пункта 116(5) Правил N 644.
25.10.2018 общество повторно обратилось к предприятию о корректировке сроков завершения мероприятий согласованного плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод до 31.12.2019, при этом указав, что в случае отказа в утверждении скорректированного плана мероприятий, согласовать и утвердить план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод с 25.10.2018 по 31.12.2019.
Письмом от 07.11.2018 N 02-07/5969 предприятие согласовало план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод с 25.10.2018 по 31.12.2019.
12.11.2018 общество обратилось к предприятию о предоставлении разъяснения о возможности заключении соглашения по вопросу вычета из суммы платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в связи с утверждением и согласованием плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод с 25.10.2018 по 31.12.2019, с учетом расходов, затраченных на фактически выполненные работы по утвержденному ранее плану за период с 10.01.2018 по 31.07.2018.
Письмом от 21.11.2018 N 02-15/6244 предприятие отказало в заключении соглашения по вопросу вычета из суммы платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 10.01.2018 по 31.07.2018, поскольку согласован новый план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод с 25.10.2018 по 31.12.2019 и затраты на реализацию плана мероприятий, фактически произведенные абонентом до утверждения и согласования плана, не подлежат вычету из суммы платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
Ссылаясь на незаконность действий (бездействий) предприятия, выразившихся в отказах в согласовании плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод с реализацией мероприятий, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Таким образом, истец должен доказать, каким образом нарушены его права и законные интересы, или каким образом его права в отношении имущества оспариваются ответчиком.
По общему правилу иск к конкретному ответчику подлежит удовлетворению, если судом будут установлены следующие факты: наличие у истца права (законного интереса), нарушение или оспаривание ответчиком этого права (интереса).
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. При этом защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, которые применяются с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
Обращение лица в суд должно преследовать цель восстановления его нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, то есть в результате удовлетворения требований должен удовлетворяться его материально-правовой интерес.
Общество заявило требование о признании незаконными действий предприятия, которое является коммерческой организацией и не наделено властными функциями по отношению к другим участникам гражданского оборота, в том числе по отношению к истцу.
Истец при рассмотрении дела не указал, какие действия ответчика необходимо пресечь, если они нарушают субъективные права истца или создают угрозу их нарушения, либо каким конкретным путем будет восстановлено положение, существовавшее до нарушения этих прав, в случае удовлетворения иска.
Следовательно, заявитель избрал не предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.
Принимая во внимание вышеизложенное, обстоятельства спора, учитывая, что требование истца о признании незаконными действия ответчика, выразившегося в отказах в согласовании плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод с реализацией мероприятий не связано с защитой или восстановлением нарушенного права или законного интереса истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные исковые требования являются неправомерными и удовлетворению не подлежат.
Таким образом, решение суда первой инстанции, несмотря на иные мотивы, по существу является правильным.
Довод апелляционной жалобы общества о том, что выводы суда первой инстанции об избрании истцом ненадлежащего способа судебной защиты являются ошибочными, отклоняется в связи с вышеизложенным, так как основан на неверном толковании норм права.
С учетом изложенного судебный акт отвечает нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены либо изменения решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.08.2019 по делу N А63-4308/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4308/2019
Истец: ЗАО "СТАВРОПОЛЬСКИЙ БРОЙЛЕР"
Ответчик: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬКРАЙВОДОКАНАЛ"