г. Челябинск |
|
26 января 2024 г. |
Дело N А47-6547/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ширяевой Е.В., судей Лукьяновой М.В., Тарасовой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трапезниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Геронтологический центр "Долголетие" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.11.2023 по делу N А47-6547/2023
В судебном заседании посредством видеоконференц-связи принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" Котина О.Г. (паспорт, доверенность от 01.01.2024, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - истец, ООО "Оренбург Водоканал") обратилось в суд с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Оренбургской области "Геронтологический центр "Долголетие" (далее - ответчик, ГБУСО "ГЦ "Долголетие") о взыскании 53 489 руб. 10 коп. задолженности за услуги поставки холодной воды и приему сточных вод за период с 01.10.2022 по 28.02.2023.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 10.11.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ГБУСО "ГЦ "Долголетие" (далее - апеллянт, податель жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Выражая несогласие с принятым по делу судебным актом, заявитель со ссылкой на пункт 43 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, указывает на то, что в договоре водоснабжения и водоотведения сторонами не согласована точка приема поверхностных сточных вод. При этом суд не обосновывает на основании какого акта при отсутствии ливневой канализации отведение поверхностных сточных вод через централизованную систему водоотведения является презюмируемым фактом.
По мнению апеллянта, истцом не доказан факт оказания услуг по отведению поверхностных сточных вод с территории учреждения. Акт проверки от 26.10.2022 не является доказательством того, что поверхностные сточные воды с территории ответчика поступают в спорные колодцы.
Отмечает, что канализационная система ГБУСО "ГЦ "Долголетие" является закрытой и на его территории отсутствуют какие-либо иные системы водоотведения, посредством которых поверхностные стоки могут попасть в централизованную систему водоотведения истца.
Также податель жалобы указывает на ошибочность расчета истца в связи с неверным применением коэффициента 0,7 для кровли и асфальтобетонных покрытий, тогда как территория ответчика помимо асфальтового покрытия имеет и грунтовые поверхности, и газоны.
От ООО "Оренбург Водоканал" к дате судебного заседания поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил отклонить изложенные в ней доводы, полагая их несостоятельными. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного заседания представитель истца настаивал на доводах, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направил.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителя истца, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договорами ресурсоснабжения N 635/9-р на обеспечение водой и (или) водоотведение от 29.12.2021 и от 07.12.2022 ООО "Оренбург Водоканал" обязалось оказывать ГБУСО "ГЦ "Долголетие" услуги по поставке холодной воды и приему сточных вод (пункты 1, 12), а ответчик обязался своевременно оплачивать оказываемые услуги (пункты 1, 14.).
В ходе обследования канализационных сетей 26.10.2022 сотрудниками истца (инженер-инспектор Комшена Н.В. и Скибицкий Е.В.) в присутствии представителя ответчика (энергетик Суховеев В.Ю.) было зафиксировано, что на объекте ответчика по ул. Мало-Восточная, 1А имеются канализационные колодцы в кол-ве 17-ти шт., 4 к.к. - ниже уровня земли, 4 к.к. выше уровня земли, 9 к.к. - на уровне земли. Имеется - возможность сброса ливневых и талых вод с кровли зданий, твердого покрытия в централизованную - систему канализации истца, что зафиксировано актом, который подписан ответчиком без каких - либо замечаний.
В результате чего, истец пришел к выводу, что имеется возможность приема ливневых и талых вод в централизованную систему канализации истца с кровли зданий и территории объекта ответчика. Площадь земельного участка ответчика согласно свидетельства о государственной регистрации права на объект составляет 26 271 кв. м.
Истец пояснил, что отведение (прием) поверхностных сточных вод без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения осуществляется на объектах абонента при отсутствии дренажно-ливневой канализации.
На основании формул, предусмотренных пунктами 15-16 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Министерства строительства Российской Федерации от 17.04.2014 N 639/пр (далее - Методические указания N639/пр), истец произвел ответчику расчет поверхностных сточных вод за период с октября 2022 по февраль 2023 на общую сумму 53 489 руб. 10 коп.
Ссылаясь на то, что задолженность ответчика за сброс поверхностных сточных вод составила 53 489 руб. 10 коп., истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 8, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 20, 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ, Правилами N 644, N 776, и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения ответчика от оплаты услуг по принятию и транспортировке поверхностных сточных вод, поступивших в централизованную систему водоотведения. Проверив произведенный истцом расчет объема сточных вод, выполненный в соответствии с Методическими указаниями N 639/пр. суд посчитал правильным, арифметически верным и соответствующим нормам действующего законодательства расчет ответчика.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не установил оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны возражениям ответчика, заявленным при рассмотрении дела по существу, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены в силу следующего.
Суд первой инстанции верно квалифицировал возникшие между сторонами отношения. По своей правовой природе последние относятся к отношениям по снабжению, следовательно, регулируются главой 30 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 12 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. Из пункта 2 названной статьи следует, что к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное договору водоотведения применяются положения договора не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования) тарифы в сфере водоотведения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями с учетом следующих параметров: а) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем водоотведения; б) категории сточных вод: жидкие бытовые отходы; поверхностные сточные воды; хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями и другими лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, жителями индивидуальных жилых домов и другими абонентами, отводящими преимущественно сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов; сточные воды, отводимые абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов; сточные воды, отводимые иными абонентами; в) объем сточных вод.
Вместе с тем, вопреки доводам ответчика, вышеприведенные положения не предусматривают возможность дифференцированного установления тарифов на отведение поверхностных сточных вод.
В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения (часть 11 статьи 20 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 2 Правил N 644 к поверхностным сточным водам относятся принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.
В соответствии с пунктом 38 Правил N 644 отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.
На основании пункта 40 Правил N 644 зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод.
В пункте 32 Правил N 644 указано, что при заключении договоров водоотведения с организациями, осуществляющими неорганизованный сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по ближайшему дождеприемному колодцу, в который поверхностные сточные воды абонента поступают по рельефу местности.
В соответствии с пунктом 41 названных Правил отведение поверхностных сточных вод может осуществляться без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.
В силу пункта 25 Правил N 776 коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстроем России).
По смыслу пункта 3 Методических указаний по расчету объемов принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Минстроя России от 17.10.2014 N 639/пр (далее - Методические указания N 639/пр), отведение атмосферных осадков в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при отсутствии подключения дренажей, через неплотности, негерметичные соединения элементов, трещины и отверстия, образующиеся как в процессе эксплуатации существующих канализационных сетей, так и при строительстве новых сетей), а также дренажных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при подключении к ним дренажей является объективным процессом, обусловленным текучестью воды.
Такому водоотведению корреспондирует обязанность по оплате оказанных услуг.
При отсутствии ливневой канализации отведение поверхностных сточных вод через централизованную систему водоотведения является презюмируемым фактом, и, как следствие, объем поверхностных сточных вод определяется расчетным методом (пункт 25 Правил N 776, пункт 7.2 Свода правил СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/11; далее - СНиП 2.04.03-85).
Судом апелляционной инстанции поддержан вывод суда о том, что при наличии стока (земли общего использования) закон презюмирует их отведение через систему централизованной канализации, согласуется с пунктом 13 Методических указаний N 639/пр, в силу которого территории, не оформленные в установленном порядке в качестве земельного участка, поверхностный сток с которых поступает в централизованные системы водоотведения, допускается определять в пределах кратчайшего расстояния 50 метров в обе стороны от системы водоотведения (канализационной сети). Согласно действующим нормам права на расстоянии 50 метров в обе стороны от системы водоотведения ливневые стоки в любом случае попадают в централизованную канализацию.
С учетом изложенного, доводы о том, что акт проверки от 26.10.2022 не является доказательством поступления поверхностных сточных вод с территории ответчика в спорные колодцы отклоняются.
Доводы ответчика о том, что между истцом и ответчиком не согласованны точки приема поверхностных сточных вод, в виду чего у истца отсутствуют доказательства факта оказания услуг по отведению поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения истца, являются необоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 50 договора N 635/9-р предусматривающем отведение (прием) поверхностных сточных вод, указано, что сведения о точках приема поверхностных сточных вод указываются по форме приложению N7.
Вопреки доводам ответчика, поскольку на территории ГБУСО "ГЦ "Долголетие" отсутствует дренажно-ливневая канализация, поверхностный сток проникает в централизованную систему водоотведения, в том числе через грунт, естественные соединения составных частей канализационного оборудования, неплотности, негерметичности соединения элементов, трещины и отверстия канализационных сетей.
Истец определил объем принятых поверхностных сточных вод расчетным способом в соответствии с пунктами 15, 16 Методических указаний N 639/пр. с учетом "СП 131.13330.2020. Свод правил. Строительная климатология. СНиП 23-01-99*" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.12.2020 N 859/пр).
Представленный истцом в материалы дела расчет задолженности выполнен в соответствии с действующим законодательством, повторно проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
Доводы ответчика о том, что сточные воды отводятся естественным путем и без участия централизованной системы водоотведения, подлежат отклонению ввиду вышеизложенного как не нашедшие своего надлежащего документального подтверждения в ходе судебного разбирательства (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы ответчика о неправомерности произведения расчета истцом объема ливневого стока, в связи с неправильным применением коэффициента 0,7 для асфальтобетонного покрытия поверхности, поскольку территория ответчика помимо асфальтового покрытия имеет и грунтовые поверхности и газоны, являются необоснованными.
Указанные доводы не являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Ответчиком расчет ливневых стоков с примененным коэффициентом 0,7 для асфальтобетонного покрытия не оспаривался, фактические доказательства о имеющихся иных покрытий на территории ответчика не представлено, как и в суде первой инстанции не предоставлялись так и к апелляционной жалобе не приложены.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.11.2023 по делу N А47-6547/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Геронтологический центр "Долголетие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6547/2023
Истец: ООО "Оренбург Водоканал"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ "ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ДОЛГОЛЕТИЕ", Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Оренбургской области "Геронтологический центр"Долголетие"
Третье лицо: Арбитражный суд Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд