город Ростов-на-Дону |
|
10 декабря 2019 г. |
дело N А32-31839/2019 |
Судья Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дубинина Дениса Владимировича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2019 по делу N А32-31839/2019
по иску казенного учреждения Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры "Управление автомобильных дорог"
(ОГРН 1028600507990, ИНН: 8601009877)
к индивидуальному предпринимателю Дубинину Денису Владимировичу
(ИНН 230907549213)
о взыскании вреда,
УСТАНОВИЛ:
казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Управление автомобильных дорог" (далее - КУ "Управление автомобильных дорог") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Дубинину Денису Владимировичу (далее - ИП Дубинин Д.В.) о взыскании вреда, нанесенного автомобильной дороге в размере 62 101 руб.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 19.09.2019 суд взыскал с ответчика в пользу истца вред, нанесенный автомобильной дороге в размере 62 101 руб. Суд также взыскал с Дубинина Дениса Владимировича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 484 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Дубинин Д.В. просил изменить решение суда и уменьшить присужденную сумму вреда до 43 639 рублей, соответствующую расчету размера вреда.
От КУ "Управление автомобильных дорог" в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на ее обоснованность. Управление указало, что истцом ошибочно в исковом заявлении заявлено о взыскании 62 101 рубля, в подтверждение направлен нормативно обоснованный расчёт ущерба на сумму 43 639 рублей.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований к изменению решения суда.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2011 года N 783-рп образовано Казённое учреждение Ханты-Мансийского автономного округа -Югры "Управление автомобильных дорог", которому переданы функции по управлению находящимися в собственности ХМАО-Югры автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в том числе: осуществление контроля соблюдения перевозчиками допустимых весовых и габаритных параметров автомобильного транспорта при проезде по автомобильным дорогам; выдаче разрешений на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление расчёта, начисления и взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в отношении автомобильных дорог.
Согласно части 2 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений.
Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждённым постановлением Правительства от 15 апреля 2011 года N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" установлены допустимая масса транспортного средства и допустимая нагрузка на ось транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза.
Приказом Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 марта 2016 года N 21 на период с 23 апреля по 22 мая 2016 года введены временные ограничения движения транспортных средств с грузом и без груза по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения ХМАО-Югры с превышением временно установленной допустимой нагрузки 8 тонн на ось.
Приказ опубликован на сайте департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры, в газете "Новости Югры". Соответствующие знаки размещены на дорогах Югры.
10 июля 2016 года при осуществлении весового контроля на 54 километре автодороги "Нефтеюганск-Сургут" в Сургутском районе ХМАО-Югры, сотрудниками службы весового контроля совместно с сотрудниками ГИБДД, произведено контрольное взвешивание транспортного средства - тягача марки "МАЗ 544 0А9-1320-031", государственный регистрационный знак н641км 123, принадлежащего Дубинину Д.В. с прицепом "KRONE SDP27", государственный регистрационный знак ес7149/23, под управлением водителя Огородникова Д.Ю. При взвешивании выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортных средств, а также отсутствие специального разрешения на движение транспортного средства по автомобильным дорогам ХМАО-Югры.
По результатам взвешивания составлен акт N 843 от 10 июля 2016 года, в котором отражено превышение осевых нагрузок транспортного средства.
Согласно акту N 843 транспортное средство - тягач "МАЗ 544 0А9-ГЗ20-031", государственный регистрационный знак н641км 123, принадлежащий Дубинину Д.В. с прицепом "KRONE SDP27", государственный регистрационный знак ес 7149/23, под управлением водителя Огородникова Д.Ю. следовали из г. Новый Уренгой ЯНАО в г, Тюмень, На пункте весового контроля нарушения осевых нагрузок устранены (акт N 851 от 12.07.2016).
Следовательно, транспортное средство двигалось по территории ХМАО-Югры с превышением допустимых осевых нагрузок по следующим автодорогам, находящимся в ведении истца (кратчайший разрешённый путь); а/д Сургут - Когалым - гр. ХМАО с 242 по 34 км (208 км); а/д Сургут - Нижневартовск с 34 по 18 км (16 км); а/д Северный обход г. Сургут 23 км; а/д Сургут - Лянтор с 12 по 19 км (7 км); а/д Нефтеюганск - Сургут с 60 по 54 км (6 км).
Всего пройдено 260 км.
Результатами взвешивания установлена перевозка груза по региональным и межмуниципальным дорогам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с превышением допустимых ограничений по осевой нагрузке при отсутствии специального разрешения.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-20П - весы автомобильные электронные портативные), заводской N 43149, поверка весового оборудования проведена 01 февраля 2016 года и 25 мая 2016 года, что подтверждается копией паспорта "Ва-П" (раздел 10. Поверка), согласно которому весы автомобильные электронные портативные ВА-20П заводской N 43149 признаны пригодными к применению.
Весовое оборудование установлено 10 марта 2016 года на 54 километре автодороги Нефтеюганск - Сургут. Уклоны площадки контрольного взвешивания для работы весового оборудования отвечают нормативным требованиям.
В 2016 году ООО "СибКэмп" осуществляло функции по содержанию пункта весового контроля и осуществляло весовой контроль на основании государственного контракта N 12/15/534.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортных средств, сумма ущерба, причиненного ответчиком автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, составила 62 101 рублей. Указанная сумма в добровольном порядке оплачена не была. Ответы на направленные извещения о необходимости уплаты суммы ущерба, истцу не поступили, сумма ущерба не оплачена.
Ответ на направленную в качестве досудебного урегулирование спора претензию о необходимости уплаты суммы ущерба, истцу не поступил, сумма ущерба ответчиком не оплачена.
Указанные обстоятельства и явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 934 от 16 ноября 2009 года "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения.
Правоотношения, касающиеся компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам, имеют признаки публично-правовых отношений и подлежат регулированию специальными нормативно-правовыми актами.
Согласно пункту 7 статьи 12 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257 -ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации N 934 от 16 ноября 2009 года "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", а также "Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов" (далее -Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934, предусмотрено взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы в целях компенсации ущерба, наносимого автотранспортом автомобильным дорогам.
Порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда, установлен "Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов" (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934.
Согласно пункту 2 Правил, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Согласно п. 3 Правил осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения.
Факт провоза тяжеловесного груза с превышением нормативных нагрузок подтверждает необходимость возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам при провозе данного груза, так как данный вред не был возмещен в связи с тем, что не было получено разрешение на провоз груза, на что прямо указывает ст. 1064 ГК РФ.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации казенное учреждение -государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
На основании п. 1.1. Устава Истец является казенным учреждением. Учреждение находится в ведении департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМ АО.
В соответствии с п.п. 2.2.9 Устава, истец наделен полномочиями по расчету, начислению и взиманию в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Факт нарушения подтверждается актом о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Российской Федерации от 10.07.2016 N 843, а именно факт того, что водитель, в нарушение требований статьи 29 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", такого разрешения не имел, плата за провоз тяжеловесного груза не вносилась.
Из Акта усматривается наличие факта превышения осевых нагрузок транспортного средства (либо по общей массе). Взвешивание произведено сотрудниками, уполномоченными на осуществление взвешивания транспортного средства и составление акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось по результатам взвешивания в соответствии с положениями Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденного приказом Минтранса РФ от 21 июля 2011 года N 193.
Поскольку осевые нагрузки автотранспортного средства (либо общая масса транспортного средства) превысили предельно допустимые параметры, данное автотранспортное средство являлось тяжеловесным и для его проезда по автомобильным дорогам требовалось специальное разрешение, а также необходимо уплатить соответствующую плату.
Расчет причиненного вреда произведен электронной системой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации. Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов".
Поскольку доказательства добровольной уплаты платежей, носящих обязательный характер, не представлены, требование об их принудительном взыскании с ответчика заявлено правомерно и подлежит удовлетворению.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции ошибочно удовлетворил исковые требования в размере 62 101 руб.
Согласно пояснениям истца указанная сумма была ошибочно указана в иске.
При этом, из представленного в материалы дела акта от 10.07.2016 N 843 и расчета исковых требований следует, что размер вреда составил 43 639 рублей (л.д. 57-58 том 1).
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в размере 43 639 рублей.
Основания для удовлетворения иска в сумме, превышающей 43 639 рублей, отсутствуют.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора.
Судом установлено, что истцом в адрес ответчика направлялось письмо N 404 от 15 мая 2017 с повторной копией извещения о необходимости возместить ущерба. Требование было возвращено истцу по истечении срока хранения почтовой корреспонденции. Доказательства направления требования (копия извещения 1394-с, копия письма 404, реестр отправки требований и отчёт 62840805994773) истцом приложены к исковому заявлению (л.д. 61-64).
Требование о необходимости уплаты ущерба, направленное заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу ответчика, вернулось по истечении установленного Правилами оказания услуг почтовой связи срока хранения, в связи с неявкой адресата за его получением, о чем организация почтовой связи проинформировала путём указания сведений в отчёте 62840805994773.
Юридически значимое сообщение считается доставленным, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165-1 Гражданского кодекса РФ). Риск неполучения поступившей корреспонденции несёт адресат.
При таких обстоятельствах, решение суда от 19.09.2019 подлежит изменению путем уменьшения присужденной ко взысканию с ответчика суммы вреда до 43 639 рублей.
Государственная пошлина за рассмотрение иска относится на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований на основании статьи 110 АПК РФ.
Судебные расходы по уплаченной ответчиком государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на истца.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-31839/2019 от 19 сентября 2019 года изменить.
Уменьшить присужденную ко взысканию с индивидуального предпринимателя Дубинина Дениса Владимировича (ИНН 230907549213) в пользу казенного учреждения Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры "Управление автомобильных дорог" (ОГРН 1028600507990, ИНН: 8601009877) сумму вреда до 43 639 рублей.
Сумму государственной пошлины подлежащей взысканию с индивидуального предпринимателя Дубинина Дениса Владимировича (ИНН 230907549213) в доход федерального бюджета уменьшить до 1746 рублей.
Взыскать с казенного учреждения Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры "Управление автомобильных дорог" (ОГРН 1028600507990, ИНН: 8601009877) в пользу индивидуального предпринимателя Дубинина Дениса Владимировича (ИНН 230907549213) судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 2166 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31839/2019
Истец: Казенное учреждение Хантымансийского автономного округа - Югры "Управление автомобильных дорог", КУ ХМАО-Югры "Управление Автомобильных дорог"
Ответчик: Дубинин Денис Владимирович