г. Самара |
|
11 декабря 2019 г. |
Дело N А49-12327/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Засыпкиной Т.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Нугаевой Альфии Жафяровны на решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 августа 2019 года по делу N А49-12327/2018 (судья Стрелкова Е.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Нугаевой Альфии Жафяровны (ОГРН 304583708600113, ИНН 681300050731), г.Пенза, к администрации города Пензы (ОГРН 1025801358945, ИНН 5836010360), г.Пенза, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, Министерства сельского хозяйства Пензенской области (ОГРН 1035803002443, ИНН 5836013019), г.Пенза, об оспаривании ненормативного правового акта,
с участием в судебном заседании:
в отсутствии представителей лиц, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Нугаева Альфия Жафяровна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением об оспаривании отказа администрации города Пензы (далее также - администрация) в проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее также - НТО), выраженного в письме от 18.09.2018 N 4-Н-6/732, об обязании администрации организовать проведение аукциона на размещение НТО согласно заявке от 11.09.2018.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство сельского хозяйства Пензенской области.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20.08.2019 по делу N А49-12327/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению предпринимателя, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 11.09.2018 предприниматель обратился в администрацию города Пензы с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора на размещение НТО по адресу: г. Пенза, остановка: "ул. Токарная" на месте, предусмотренном схемой размещения НТО на территории г. Пензы, утверждённой постановлением администрации города Пензы от 18.01.2018 N 74.
Письмом от 18.09.2018 N 4-Н-6732 администрация сообщила предпринимателю о принятом решении об отказе в проведении аукциона на том основании, что "размещение НТО в месте, указанном в заявке, не соответствует Схеме размещения НТО, утвержденной постановлением администрации города Пензы от 15.05.2018 N 835 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы".
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления предпринимателя.
В соответствии с частью 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Нормами Закона N 381-ФЗ определены основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.
По правилам статьи 10 Закона N 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Постановлением администрации города Пензы от 09.04.2015 N 470 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы. В данную схему было включено место размещения НТО, указанное в обращении предпринимателя.
Порядок разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области утвержден приказом Минсельхоза Пензенской области от 23.11.2010 N 1174 (далее - Порядок N 1174).
Пунктом 6 Порядка N 1174 предусмотрено, что схема должна содержать информацию об адресе или адресном обозначении нестационарного торгового объекта, типе нестационарного торгового объекта в соответствии с ГОСТ Р 51303-2013. "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", группе товаров, размере площади места размещения нестационарного торгового объекта, периоде размещения и предельной высоте нестационарного торгового объекта.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 1174 включение (исключение) нестационарных торговых объектов в схему, изменение данных, содержащихся в схеме, осуществляется по инициативе уполномоченного органа местного самоуправления, в том числе при поступлении предложений от федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочия собственника имущества, а также от заинтересованных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Исключение нестационарных торговых объектов из схемы, изменение данных, содержащихся в схеме, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе, при истечении установленного в схеме периода размещения нестационарного торгового объекта (подпункт 2).
В соответствии с Порядком N 1174 постановлением администрации города Пензы от 18.01.2018 N 74 в схему были включены сведения об адресе или адресном обозначении НТО, типах НТО и установлен период размещения НТО (с 09.04.2015 по 09.04.2018). Такой период размещения был установлен и для испрашиваемого предпринимателем места размещения НТО.
С 19.05.2018 на территории города Пензы действует схема размещения НТО, утвержденная постановлением администрации города Пензы от 15.05.2018 N 835. В данной схеме отсутствует адрес места размещения НТО, указанный предпринимателем: г.Пенза, остановка "ул. Токарная". На момент обращения предпринимателя в администрацию (11.09.2018) схема действовала в редакции постановления администрации города Пензы от 03.08.2018 N 1411, в которой также отсутствовал НТО по адресу: г.Пенза, остановка "ул. Токарная".
Право на размещение НТО в местах, определенных схемой, предоставляется уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 N 32 (далее - Порядок N 32).
Согласно пункту 3 Порядка N 32 (здесь и далее в редакции на дату спорных правоотношений) предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение НТО в местах, определенных схемой, осуществляется на основании договора на размещение НТО, заключаемого по результатам аукциона, либо без проведения аукциона - в случаях, установленных данным Порядком. При проведении аукциона договор заключается на срок, установленный по инициативе уполномоченного органа местного самоуправления, но не может быть более пяти лет.
Решение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение НТО в местах, определенных Схемой, принимается уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявок хозяйствующих субъектов о проведении аукциона или по инициативе уполномоченного органа местного самоуправления (пункт 4 Приказа N 32).
Договор на размещение НТО заключается между хозяйствующим субъектом и уполномоченным органом местного самоуправления.
Уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об отказе в проведении аукциона по заявкам хозяйствующих субъектов о проведении аукциона при наличии хотя бы одного из следующих оснований: размещение НТО, указанного в заявке хозяйствующего субъекта о проведении аукциона, не соответствует положениям пункта 1 данного Порядка; наличие договора на размещение НТО в указанном в заявке хозяйствующего субъекта о проведении аукциона месте, определенном схемой, с иным хозяйствующим субъектом, заключенного ранее дня подачи хозяйствующим субъектом заявки.
Из пункта 1 Порядка N 32 следует, что размещение НТО осуществляется на основании схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных органом местного самоуправления, определенным Уставом муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством и договора на размещение НТО.
Постановлением администрации города Пензы от 29.04.2016 N 654 "О порядке проведения открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Пензы" утвержден, в том числе, Порядок проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Пензы - приложение N 3 (далее - Порядок N 654).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка N 654 (здесь и далее в редакции на дату спорных правоотношений) отбор хозяйствующих субъектов осуществляется путем проведения открытого аукциона, предметом которого является право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города Пензы от 09.04.2015 N 470 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы".
Решение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта принимается организатором аукциона на основании заявок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о проведении аукциона, в которых указываются место размещения, площадь, высота, вид, цель использования нестационарного торгового объекта и площадь, предназначенных для их размещения земельных участков.
В силу пунктов 2.3, 2.3.1 Порядка N 654 организатор аукциона в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявок осуществляет их рассмотрение и принимает решение об отказе в проведении аукциона, в том числе, если место размещения нестационарного торгового объекта, указанное в заявке о проведении аукциона не соответствует Схеме, утвержденной постановлением администрации города Пензы от 15.05.2018 N 835 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы" (в рассматриваемом случае - с учётом изменений, внесённых постановлением администрации города Пензы от 03.08.2018 N 1411).
Таким образом, законодательством установлено, что заключение договоров на размещение НТО возможно лишь в местах, указанных в Схеме.
Суд первой инстанции установил, что на дату обращения предпринимателя в администрацию города Пензы с заявкой (11.09.2018) спорное место размещения НТО (г.Пенза, остановка "ул. Токарная") не было предусмотрено в Схеме (ни в Схеме, утверждённой постановлением администрации города Пензы от 15.05.2018 N 835, ни в Схеме с учётом изменений, внесённых постановлением администрации города Пензы от 03.08.2018 N 1411).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае оснований для проведения аукциона на право размещения НТО по указанному предпринимателем адресу у администрации не имелось ввиду отсутствия данного места в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы, действовавшей на момент принятия обжалуемого решения. Исключение объекта из схемы НТО предпринимателем в установленном порядке обжаловано не было.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с правоприменительной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 05.08.2019 N 306-ЭС19-12485 по делу N А49-7414/2018).
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании части 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на предпринимателя расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 августа 2019 года по делу N А49-12327/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-12327/2018
Истец: Нугаева Альфия Жафяровна
Ответчик: Администрация города Пензы
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ