г. Хабаровск |
|
09 декабря 2019 г. |
А73-12456/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Восточный экспресс банк": представитель не явился;
от Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска: Кундель Е.Д. представителя по доверенности от 01.07.2019 N 7250-12/08-37 (сроком по 31.12.2019);
от Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
на решение от 10.10.2019
по делу N А73-12456/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению публичного акционерного общества "Восточный экспресс-банк" (ОГРН 1022800000112; ИНН 2801015394)
к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587; ИНН 2700001290)
о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, выраженного в письме от 05.04.2019 N 13-06/3890
об обязании заключить соглашение о перераспределении земельных участков
третье лицо: Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Восточный экспресс банк" (далее - ПАО "Восточный экспресс банк"; общество; банк; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - Департамент МС администрации города Хабаровска; ДМС администрации города Хабаровска; Департамент МС; Департамент) о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, выраженного в письме от 05.04.2019 N 13-06/3890, об обязании заключить соглашение о перераспределении земельных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечен Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска (далее - Департамент архитектуры).
Решением суда от 10.10.2019 требования банка удовлетворены: оспариваемый отказ Департамента в заключении соглашения о перераспределении земельных участков признан недействительным, с обязанием последнего повторно рассмотреть заявление банка (вх. от 21.03.2019 N 3310); с Департамента в пользу банка взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Суд установил, что отказ Департамента в заключении соглашения не соответствует пп. 14 п. 5 статьи 27, статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), так как, утверждая о том, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 27:23:0050704:771 площадью 2539 кв. м. расположен во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в связи с чем является ограниченным в обороте, Департамент не представил доказательств того, что зона второго пояса санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения реки Амур установлена в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: зоны санитарной охраны, в которых расположен спорный земельный участок, определены проектом "Зоны санитарной охраны водозаборов централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и ТЭЦ-3 города Хабаровска, разработанным институтом ОАО "Сибгипрокоммунводоканал", проект имеет санитарно-эпидемиологическое заключение ТУ "Роспотребнадзор по Хабаровскому краю" и утвержден Министром ЖКХ ХК, таким образом, границы зон санитарной охраны, в которых расположен спорный земельный участок, имелись и были внесены в названную выше информационную систему, и то обстоятельство, что органом исполнительной власти Хабаровского края до си пор, возможно, не утверждены границы зон санитарной охраны, не свидетельствует об их отсутствии.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, банк отклонил доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Представители ПАО "Восточный экспресс банк" и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие ПАО "Восточный экспресс банк" и третьего лица согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав представителя Департамента, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ПАО "Восточный экспресс банк" является собственником земельного участка с кадастровым номером 27:23:0050704:7, площадью 2 168,4 кв. м.; 23.08.2018 Администрацией города Хабаровска выдано согласие N 01-109/9785 на перераспределение земельного участка, находящегося в собственности банка и земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью 370,6 кв. м., в соответствии с проектом межевания территории, утверждённым Постановлением администрации города Хабаровска от 09.02.2007 N 473-р "Об утверждении документации по планировке территорий (проекта межевания) в границах ул. Краснореченской - ул. Бийской - ул. Урицкого в Индустриальном районе города Хабаровска"; на основании данного согласия банк осуществил кадастровые работы; в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 27:23:0050704:7, находящегося в частной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, образован земельный участок площадью 2539кв.м. с кадастровым номером 27:23:0050704:771, поставленный на государственный кадастровый учёт.
21.03.2019 банк обратился в ДМС администрации города Хабаровска с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: город Хабаровск, ул. Краснореченская, д,131А с кадастровым номером 27:23:0050704:771, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 27:23:0050704:7 и земель, собственность на которые не разграничена площадью 370,6 кв. м.
Письмом от 05.04.2019 N 13-06/3890 Департамент отказал в заключении
соглашения о перераспределении земельных участков на основании подпункта
4 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, в связи с тем, что в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 27 ЗК РФ испрашиваемый земельный участок ограничен о обороте, а именно: по сведениям представленной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности заявленный земельный участок расположен в границах территории, предназначенной для целей жилищного и иного разрешенного строительства; на участок распространяется действие ограничений по условиям размещения: в нормативных границах II и III поясов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, в установленной шумовой зоне.
Не согласившись с отказом Департамента в заключении соглашения, ПАО "Восточный экспресс банк" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со статьей 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при
разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены
главой V.4 названного Кодекса.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены в статье 39.28 ЗК РФ.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение
земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Положениями статьи 39.29 ЗК РФ регламентирован порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - соглашение), пунктом 9 которой установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении соглашения, в том числе если проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса.
Статьей 27 ЗК РФ закреплено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункты 1 и 2).
По подпункту 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
При этом, Федеральный закон, предусматривающий случаи предоставления в частную собственность земельных участков, находящихся в первом, втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не принят.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения; в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение
территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.
В силу пункта 5 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
Пунктом 3.91 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 N 69-пр предусмотрено, что Министерство ЖКХ края, в соответствии с возложенными на него функциями, утверждает проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1); целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (часть 3); информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя: 1) сведения: а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; б) о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию; г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них
изменений; д) о документации по планировке территории; е) об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий; ж) о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; з) о геодезических и картографических материалах; и) о создании искусственного земельного участка; 2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках; 3) иные документы и материалы (часть 4).
Из оспариваемого отказа Департамента в заключении соглашения следует, что основанием для такого отказа является нахождение участка в границах территории, предназначенной для целей жилищного и иного разрешенного строительства; на участок распространяется действие ограничений по условиям размещения: в нормативных границах II и Ш поясов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, в установленной шумовой зоне ( пп. 14 п. 5 статьи 27 ЗК РФ).
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок с кадастровым номером 27:23:0050704:771 расположен в зоне многоэтажной жилой застройки Ж-4.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе под размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения организаций, оказывающих банковские и страховые услуги в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки Ж-4 установлены Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск", утверждённых решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 211.
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов; зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; при этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам; Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Суд первой инстанции верно установил, что наряду с тем, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 27:23:0050704:771 в площадью 2 539 кв. м. расположен в поясе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (второй пояс), исходный земельный участок с кадастровым номером 27:23:0050704:7 площадью 2168 кв. м., принадлежащий на праве собственности заявителю, также расположен в зоне многоэтажной жилой застройки Ж-4, однако, доказательств того, что зона второго пояса санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлена в соответствии со статьей 18 Федерального закона N 52-ФЗ решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Кроме того, в представленных в материалы дела выписках из ЕГРН на спорный земельный участок не содержится сведений о каких-либо обременениях, наложенных на земельный участок, в том числе о нахождении земельного участка в границах зоны санитарной охраны.
То есть, в отсутствие сведений об установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утвержденных границах зон санитарной охраны, а также отсутствие таких сведений об обременениях земельного участка в ЕГРН, утверждение Департамента об отнесении и нахождении земельного участка с кадастровым номером 27:23:27:23:0050704:771, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 131А, во втором поясе санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, не подтверждено документальными доказательствами (часть 1 статьи 65 АПК РФ), соответственно, оформленный письмом от 05.04.2019 N 13-06/3890 Департамента отказ в заключении соглашения, правомерно признан судом первой инстанции недействительным как не соответствующий положениям подпункта 14 пункта 5 статьи 27, статье 39.29 ЗК РФ.
Учитывая, что вопрос о наличии оснований перераспределения земельного участка и земель, собственность на которые не разграничена, в соответствии с положениями статьи 39.28 ЗК РФ, Департаментом не рассматривался, суд первой инстанции обоснованно посчитал необходимым обязать Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска повторно рассмотреть заявление ПАО "Восточный экспресс банк" (вх. от 21.03.2019 N 3310).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения решения суда.
Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 октября 2019 года по делу N А73-12456/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12456/2019
Истец: ПАО "ВОСТОЧНЫЙ БАНК"
Ответчик: Администрация г.Хабаровска
Третье лицо: Департамент архитектуры, стрительства и землепользования администрации города Хабаровска, Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска