город Томск |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А03-6101/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Киреевой О.Ю., |
судей |
|
Павловой Ю.И., |
|
|
Стасюк Т.Е., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хасанзяновым А.И., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Краснощёковского района Алтайского края (N 07АП-10681/2019) на решение от 06.09.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6101/2019 по иску Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай (ИНН 2221067818, ОГРН 1052201876946) к Администрации Краснощёковского района Алтайского края, с. Краснощёково Краснощёковского района Алтайского края (ИНН 2251001941, ОГРН 1022202218422), об обязании Администрацию Краснощёковского района Алтайского края привести земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 22:21:020007:26, расположенный в 800 метрах на юго-запад от с. Краснощеково Краснощековского района Алтайского края, в состояние, пригодное для его использования по целевому назначению, путем проведения рекультивации в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,
В судебном заседании приняли участие:
от ответчика: Фролов В.Г. по доверенности от 12.11.2019 (по 31.12.2019), диплом рег. N 2264/3 от 10.03.2017 N 137724 2748264, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Администрации Краснощёковского района Алтайского края, с. Краснощёково Краснощёковского района Алтайского края, (далее - Администрация, ответчик) об обязании Администрацию Краснощёковского района Алтайского края привести земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 22:21:020007:26, расположенный в 800 метрах на юго-запад от с. Краснощеково Краснощековского района Алтайского края, в состояние, пригодное для его использования по целевому назначению, путем проведения рекультивации в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела истец уточнял исковые требования, просил обязать Администрацию Краснощёковского района Алтайского края привести земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 22:21:020007:26, расположенный в 800 метрах на юго-запад от с. Краснощеково Краснощековского района Алтайского края, в состояние, пригодное для его использования по целевому назначению, путем проведения рекультивации в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 06.09.2019 исковые требования удовлетворены, на ответчика возложена обязанность привести земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 22:21:020007:26, расположенный в 800 метрах на юго-запад от с. Краснощеково Краснощековского района Алтайского края, в состояние, пригодное для его использования по целевому назначению, путем проведения рекультивации в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель в течение 10 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить в части срока рекультивации, установив проведение рекультивации в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда, ссылаясь, в том числе на то, что ответчик является муниципальным образованием, в связи с чем, выделение бюджетных средств на изготовление проекта рекультивации и проведение самой рекультивации производится в определенном порядке, для чего также требуется дополнительное время. Кроме этого, необходимо учесть предстоящий длительный зимний период, в течение которого какие-либо работы по рекультивации невозможны. Установленный оспариваемым судебным актом срок 10 месяцев, является недостаточным, так как для исполнения решения арбитражного суда в полном объеме требуются изготовление проекта рекультивации земельного участка и его утверждение, а также сама рекультивация, для проведения которой с учетом размера площади земельного участка и значительного объема ТБО требуется дополнительное время.
От Управления в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, отмечая, что указанный в решении срок проведения рекультивации учитывает время, необходимое для проведения процедуры включения денежных средств в бюджет муниципального образования и проведения работ по рекультивации.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направил.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Учитывая, что до начала судебного заседания от лиц, участвующих в деле, соответствующих возражений не поступило, апелляционным судом проверяется законность и обоснованность обжалуемого решения только в части установленного срока рекультивации.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 22:21:020007:26, расположенный в 800 метрах на юго-запад от с. Краснощеково Краснощековского района Алтайского края, площадью 92396 кв.м. находится в постоянном (бессрочном) пользовании Администрации Краснощековского района Алтайского края, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13.12.2017 года. Согласно указанной выписке земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Управлением федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай в период с 13.12.2017 года по 17.01.2018 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации Краснощековского района Алтайского края по адресу: земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 22:21:020007:26, площадью 9,2 га, расположенный по адресу: Алтайский край, Краснощековский район, с. Краснощеково.
Проверкой было установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 22:21:020007:26, общей площадью 9,2396 га расположенном в 800 метрах на юго-запад от ориентира (ориентир - Алтайский край, Краснощёковский район, с. Краснощёково), (географические координаты земельного участка: 51,6502° С.Ш., 82,7004° В.Д.; 51,6522° С.Ш., 82,6979° В.Д.; 51,6541° С.Ш., 82,7025° В.Д.; 51,6531° С.Ш., 82,7040° В.Д.), выявлена свалка отходов производства и потребления, площадью 9,2396 га в виде строительного мусора, толи (рубероида), металлосайдинга, пластиковых панелей, полипропиленовых пакетов, стеклотары, остатков древесины, бытовой техники, упаковок от чистящих и моющих средств, твердых и жидких бытовых отходов со следами горения, которые не разделены и складируются без соблюдения каких-либо норм в кучи неправильной геометрической формы высотой до 2 м. Мощность гумусового горизонта составляет 1 м.
В ходе проверки старшим государственным инспектором Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай с земельного участка отобрано 10 проб почвы: проба N 10 - с контрольного не нарушенного участка (сейф пакет N 26490493); пробы N 1-9 (сейф пакеты N с 26490484 по 26490492) - с нарушенного земельного участка.
По результатам отобранных проб заключениями установлено, что в результате проведения хозяйственной деятельности, на земельном участке с кадастровым номером 22:21:020007:26 произошла порча плодородного слоя почвы данного земельного участка, на исследуемом земельном участке наблюдается загрязнение солями тяжелых металлов (цинк, кадмий, медь, свинец), нефтепродуктами, бензапиреном, хлоридами.
Исходя из вышеперечисленного, эксперт пришел к выводу, что земельный участок с с кадастровым номером 22:21:020007:26, расположенный в Краснощековском районе Алтайского края для сельскохозяйственного производства не пригоден без проведения соответствующих рекультивационных работ.
Актом проверки N 09-08/01-01/2018 от 17.01.2018 года, проведенной Управлением федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай в отношении Администрации Краснощековского района Алтайского края, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Отходы размещены на земельном участке, не включенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, Администрацией Краснощёковского района допущено незаконное размещение отходов потребления и бытового мусора на земельном участке сельскохозяйственного назначения, что повлекло за собой порчу плодородного слоя почвы.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 09-09/01-04/2018 от 30.03.2018 года Администрация Краснощековского района Алтайского края признана виновной в совершении административного правонарушения, привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнута административному штрафу в размере 40 000 руб.
В результате совершенного ответчиком правонарушения земельному участку был причинён ущерб в результате незаконного размещении отходов производства и потребления, что подтверждается материалами административного дела.
18.03.2019 года Управлением федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай проведен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 22:21:020007:26, расположенного по адресу: Алтайский край, Краснощековский район, в 800 метрах на юго-запад от с. Краснощеково, по результатам которого составлен акт осмотра и установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 22:21:020007:26, общей площадью 9,2396 га, расположенный по адресу: Алтайский край, Краснощековский район, в 800 метрах на юго-запад от с. Краснощеково (географические координаты земельного участка: 51,6502° С.Ш., 82,7004° В.Д.; 51,6522° С.Ш., 82,6979° В.Д.; 51,6541° С.Ш., 82,7025° В.Д.; 51,6531° С.Ш., 82,7040° В.Д.) по периметру не огорожен, доступ свободный.
Осмотром установлено, что на земельном участке находится размещение твердых коммунальных отходов (ТКО) в виде металлосайдинга, пластиковых панелей, полипропиленовых пакетов, стеклотары, остатков древесины, бытовой техники, упаковок от чистящих и моющих средств, твердых и жидких бытовых отходов со следами горения, которые не разделены и складируются без соблюдения каких-либо норм в кучи неправильной геометрической формы. Отходы складируются без соблюдения каких-либо норм. Общая площадь под буртами составляет 92396 кв.м. Перед размещением твердых коммунальных отходов плодородный слой почвы не снимался. Отходы находятся в кучах, имеющих не правильную геометрическую форму, кучи расположены на естественном почвенном покрове. Место размещения отходов не огорожено, то есть, не ограничен доступ для животных, запрещающие размещение отходов аншлаги отсутствуют.
Руководствуясь Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 года N 1, Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2004 года N 327, Федеральным законом от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Земельным кодексом РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика указанной обязанности.
Из апелляционной жалобы следует, что в части возложения на ответчика обязанности привести земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 22:21:020007:26, расположенный в 800 метрах на юго-запад от с. Краснощеково Краснощековского района Алтайского края, в состояние, пригодное для его использования по целевому назначению, путем проведения рекультивации в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, решение суда не обжалуется.
Податель апелляционной жалобы не согласен решение суда только в части установления срока рекультивации - 10 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В соответствии со статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Исследовав обстоятельства дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, учитывая, предстоящий зимний период времени, а также на необходимость выделения бюджетных денежных средств на проект рекультивации и саму рекультивацию, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности установления срока для проведения рекультивации - 10 месяцев.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются в качестве оснований для отмены/изменения судебного акта в обжалуемой части, поскольку ответчик не представил в материалы дела доказательства, свидетельствующие о том, что срок, установленный судом для рекультивации, является недостаточным.
Доказательства, свидетельствующие о реальности исполнения решения суда в течении 12 месяцев, ответчиком также не представлены. При этом, устанавливая срок в течение 10 месяцев, суд учел все вышеуказанные обстоятельства, на которые ссылается апеллянт. Кроме того, как обоснованно указывает истец в отзыве на жалобу, что еще 17.01.2018 года Управлением было выдано предписание Администрации об устранении нарушений земельного законодательства, которое не исполнено.
Апелляционный суд также обращает внимание на то, что ответчик не лишен возможности обратиться в арбитражный суд с заявлением о предоставлении отсрочки/рассрочки судебного акта в случае недостаточности установленного судом срока с соответствующим его обоснованием.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены/изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.09.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6101/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6101/2019
Истец: Управление ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору по АК и Республике Алтай
Ответчик: Администрация Краснощековского района АК