г. Саратов |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А12-27697/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поливановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Дионис"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 октября 2019 года по делу N А12-27697/2019 (судья Пильник С.Г.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Дионис" (ОГРН 1023402460806, ИНН 3441014193, 400004, г. Волгоград, ул. Шурухина, N 22а)
к Администрации Тракторозаводского района (ИНН 3441500556, ОГРН 1023402456659, 400006, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, 207)
о признании незаконным распоряжения,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Дионис" (далее - заявитель, ООО "Дионис", Общество) с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации Тракторозаводского района Волгограда от 25.07.2019 N 248-р.
Решением от 07 октября 2019 года Арбитражный суд Волгоградской области заявление ООО "Дионис" о признании незаконным распоряжения Администрации Тракторозаводского района Волгограда от 25.07.2019 N 248-р о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта оставил без удовлетворения.
ООО "Дионис" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 20.11.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 25 июля 2019 года Администрацией Тракторозаводского района Волгограда вынесено распоряжение N 248-р, которым предложено собственнику самовольно установленного нестационарного объекта, расположенного на земельном участке по адресу: ул.Ополченская, 2г в Тракторозаводском районе Волгограда, осуществить добровольный демонтаж объекта в срок не позднее пяти рабочих дней со дня заседания комиссии. В случае неисполнения распоряжения демонтировать самовольно установленный нестационарный объект - торговый павильон площадью 56 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: ул.Ополченская, 2г в Тракторозаводском районе Волгограда, в течение пяти дней со дня истечения срока для добровольного демонтажа.
Не согласившись с указанным распоряжением, ООО "Дионис" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что распоряжение Администрации Тракторозаводского района Волгограда от 25.07.2019 г. N 248-р о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта соответствует требованиям законодательства.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам; нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В настоящее время в г. Волгограде действует схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории г. Волгограда на 2017-2021 гг., утвержденная постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 г. N 132.
В соответствии с пунктом 2.9 решения Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 г. N 52/1513 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда" договор на размещение заключается на срок, установленный пунктом 1.4 раздела 1 настоящего Порядка и не превышающий срок действия Схемы.
Судами установлено следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 34:34:010024:1394, расположенный по адресу: г.Волгоград. ул. Ополченская, 2г, предоставлялся ООО "Дионис" по договору аренды N 5831 от 19.04.2005 для эксплуатации торгового павильона.
31 марта 2017 года Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда в адрес ООО "Дионис" направлено уведомление об одностороннем отказе от договора.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.12.2018 по делу N А12-32227/2018 по заявлению Администрации Волгограда признано отсутствующим право собственности общества с ограниченной ответственностью "Дионис" на здание торгового павильона, с кадастровым номером 34:34:010024:1394, расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Ополченская, 2г.
В рамках дела N А12-32227/2018 установлено, что принадлежащий ООО "Дионис" торговый павильон возведен при отсутствии законных оснований, договор аренды в отношении земельного участка отсутствует.
Торговый павильон, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Ополченская, 2г, принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью "Дионис", в схеме от 01.02.2017 N 132 не значится.
Таким образом, поскольку договор аренды земельного участка прекратил свое действие в 2017 году, спорный нестационарный торговый объект в Схему размещения на 2017-2021 гг. не включен, правовых оснований для размещения заявителем данного объекта по указанному адресу не имеется.
25 июля 2019 года Администрацией Тракторозаводского района г. Волгограда издано распоряжение N 248-р, в соответствии с которым собственнику самовольно установленного нестационарного объекта, расположенного на земельном участке по адресу: ул.Ополченская, 2г в Тракторозаводском районе Волгограда, осуществить добровольный демонтаж объекта в срок не позднее пяти рабочих дней со дня заседания комиссии. В случае неисполнения распоряжения демонтировать самовольно установленный нестационарный объект - торговый павильон площадью 56 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: ул.Ополченская, 2г в Тракторозаводском районе Волгограда, в течение пяти дней со дня истечения срока для добровольного демонтажа.
Постановлением Администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утверждены Порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее - Порядок демонтажа нестационарных объектов), Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Порядок демонтажа регламентирует деятельность администрации Волгограда, ее структурных подразделений, организаций и учреждений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем самовольно установленных на территории Волгограда нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.
Согласно пункту 2 Порядка демонтажа нестационарных объектов, демонтажу подлежат нестационарные объекты, размещенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, располагаемых внутри объектов, находящихся в муниципальной собственности, установленных и (или) эксплуатируемых без правовых оснований на их размещение.
В соответствии с пунктом 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
Согласно пункту 4 Порядка при выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, администрации направляют в Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Департамент) запрос о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект. Департамент с привлечением специалистов администраций, департамента экономического развития администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрации.
В случае установления, что выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - уведомление) и в срок не позднее 5 рабочих дней доводит предложения о добровольном демонтаже объекта до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото - или видеофиксацией.
Одновременно с составлением и размещением уведомления администрациями публикуется на официальном информационно-справочном портале Волгограда в разделе "территориальные подразделения" сообщение с предложением собственнику добровольного демонтажа объекта в срок не позднее 5 рабочих дней со дня публикации сообщения. Сообщение также направляется администрациями в управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда для опубликования в официальном муниципальном печатном издании. Управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда должно опубликовать сообщение не позднее трех дней со дня его получения.
Пунктом 5 Порядка установлено, что в случае неисполнения собственником предложения о добровольном демонтаже объекта в установленный в уведомлении срок материалы дела о незаконном размещении объекта передаются администрациями на рассмотрение комиссии в срок не позднее 3 рабочих дней со дня истечения срока для добровольного демонтажа объекта. Заседание комиссии проводится в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения материалов.
Согласно пункту 6 Порядка, на основании решения комиссии, администрации в 7-дневный срок готовят проект постановления администрации о демонтаже объекта. В день издания распоряжения администрации о демонтаже объекта администрация размещает его на официальном сайте администрации Волгограда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Территориальные подразделения" и направляет в управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда до 15.00 час. дня, предшествующего выходу официального муниципального печатного издания. Управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда публикует распоряжение администрации о демонтаже объекта в ближайшем выпуске официального средства массовой информации, публикующего муниципальные правовые акты.
В данном случае, поскольку судами установлено, что спорный нестационарный объект эксплуатируется заявителем без правовых оснований на его размещение, оспариваемое распоряжение Администрации является законным, оспариваемые действия являются правомерными и не нарушает прав предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что о вынесении указанного распоряжения заявитель надлежащим образом не уведомлен, что, по мнению заявителя, свидетельствует о нарушении Администрацией процедуры демонтажа.
Материалами дела подтверждается, что оспариваемое распоряжение было размещено на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликовано в средствах массовой информации администрации Волгограда (газета "Городские Вести") (л.д. 51-53).
Распоряжение направлено заявителю почтой и им получено 29.07.2019 (л.д. 54-55).
Уведомление о вынесении распоряжения размещено на самом объекте заявителя (л.д. 48).
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что заявителем оспаривается распоряжение как ненормативный акт, однако приводятся доводы и о несогласии с последующими действиями уполномоченных лиц по реализации указанного распоряжения, что предметом спора не является.
Кроме того, порядок демонтажа нестационарных объектов не лишает владельца нестационарного объекта охраняемого Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права собственности на объект, подлежащий переносу, а регламентирует порядок освобождения земельных участков, на которые отсутствуют правоустанавливающие документы, в рамках осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое распоряжение соответствуют установленному Порядку, утвержденному Администрацией Волгограда в Постановлении от 12.04.2013 г. N 764 "Об утверждении порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда".
Суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических лиц.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ООО "Дионис" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Платежным поручением от 01.11.2019 N 243 ООО "Дионис" за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Следовательно, ООО "Дионис" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 октября 2019 года по делу N А12-27697/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Дионис" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 01.11.2019 N 243. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-27697/2019
Истец: ООО "ДИОНИС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА