г. Чита |
|
13 декабря 2019 г. |
дело N А58-2565/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 декабря 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Макарцева А.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Юнусовой К.О., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу истца на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 марта 2019 года по делу N А58- 2565/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоКомплекс" (ИНН 1414016110, ОГРН 1131450000373, адрес: 678144, Республика Саха (Якутия), Ленский улус, г. Ленск, ул. Дальняя, 1) к администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (ИНН 1414009962, ОГРН 1031400599152, адрес: 678144, Республика Саха (Якутия), Ленский улус, г. Ленск, ул. Ленина, 65) о взыскании денежных средств, с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования "Ярославский наслег" Ленского района Республики Саха (Якутия) (ИНН 1414011979, ОГРН 1061414000251, адрес: 678168, Республика Саха (Якутия), Ленский улус, село Ярославский, ул. Полярная, д. 1),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоКомплекс" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее - администрация, ответчик) с требованием о взыскании 7 836 243,70 руб. неосновательного обогащения, возникшего в результате незаконного подключения к системе водоснабжения, пользования системой водоснабжения за период с 01.01.2015 по 16.04.2015.
К участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, стороне истца привлечена Ярославская наслежная администрация (далее - наслежная администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04.03.2019 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец его обжаловал в апелляционном порядке, просило отменить, принять новый судебный акт.
Жалоба мотивирована тем, что суд не имел оснований для отказа в иске со ссылкой на взыскание спорной задолженности в деле N А58-924/2018, поскольку в том деле был иной период установления; суд необоснованно принял расчет платы за расход воды, составленный на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.08.2006 N 387 и постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер взыскания должен быть рассчитан в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с доводами истца, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
В связи с заменой в составе суда на судью Скажутину Е.Н., судьи Макарцева А.В., с участием которого рассматривалось дело, судебное разбирательство в заседании 05.12.2019 начато сначала на основании пункта 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующие в деле лица извещены о возбуждении судебного производства, однако в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание истца, ответчика и третьего лица не препятствовала судебному разбирательству.
В заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 05.12.2019, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 12.12.2019. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением главы муниципального образованиям "Ярославский наслег" от 27.09.2013 N 9-34р и договором аренды муниципального имущества муниципального образованиям "Ярославский наслег" от 27.09.2013 N 1 общество арендовало муниципальное имущество (котельную, скважину, тепловые и водопроводные сети с оборудованием и другое имущество) с целью жизнеобеспечения населения в районах Крайнего Севера, тепловой энергией в период отопительного сезона.
Н основании договора безвозмездного пользования имуществом от 18.08.2015 N 2 общество осуществляет эксплуатацию котельной с. Ярославский и снабжение потребителей холодной и горячей водой, а также тепловой энергией.
01.09.2016 в присутствии представителя администрации общество составило акты о незаконном (без заявки и заключения договора на поставку воды) подключении 3-х этажного здания общей площадью 2 317,6 кв. м, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, с. Ярославский, ул. Полярная, д. 1, к системе теплоснабжения и водоснабжения.
Общество направило администрации претензию от 28.12.2017 с расчетом задолженности за бездоговорное потребление холодной и горячей воды за период с 01.01.2015 по 14.04.2015 в сумме 7 836 244,03 руб., в том числе за холодную воду - 2 356 695,77 руб., за горячую воду - 5 479 548,26 руб. (л.д. 22 т.1). Неисполнение администрацией этого требования послужило основанием обращения общества в арбитражный суд с иском.
Предметом спора в деле стало взыскание с ответчика 7 836 243,70 руб. неосновательного обогащения, возникшего в результате потребления коммунального ресурса горячего и холодного водоснабжения за период с 01.01.2015 по 16.04.2015.
Принимая решение, суд первой инстанции сослался на положения статей 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в пунктах 14, 16, 17, 18, 19, 82 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.08.2006 N 387 "О нормативах расхода воды организациями, учреждениями и предприятиями Республики Саха (Якутия) независимо от форм собственности". Суд исходил из отсутствия оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку в спорный период собственником здания являлось муниципальное образование "Ярославский наслег" Ленского района Республики Саха (Якутия), администрация МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) - ненадлежащий ответчик по требованиям истца. Кроме того, суд полагал, что истец реализовал свое право на получение оплаты за поставленные коммунальные ресурсы в деле N А58-924/2018, в котором с наследной администрации, как собственника здания взыскана денежная сумма.
Между тем, вывод суда ошибочен, поскольку не соответствует фактическим обстоятельствам.
В настоящем деле истец определил спорный период для взыскания заявленной денежной суммы с 01.01.2015 по 16.04.2017.
В деле N А58-924/2018 истец потребовал взыскания за потребленные коммунальные ресурсы без подписания договора горячего и холодного водоснабжения с 17.04.2015 по 15.05.2015. Вступившим в законную силу постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 с наследной администрации (участвующей в настоящем в деде в качестве третьего лица), как собственника 3-х этажного здания детского сада, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, с. Ярославский, ул. Полярная, д. 1 (далее - здание), взыскано 1 080,90 руб. неосновательного обогащения за потребленные коммунальные ресурсы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и принятые в его исполнение Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N776).
В пункте 82 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Коммерческий учет осуществляется путем измерения количества воды и приборами учета (средствами измерения) воды в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом N 416-ФЗ (пункт 3 Правил N776).
В соответствии с пунктом 10 статьи 20 Закона N 416-ФЗ и пунктом 14 Правил N 776 осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается при отсутствии прибора учета, в том числе, в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно правовой позиции, неоднократно высказанной Конституционным Судом Российской Федерации (Постановления от 06.06.1995 N 7-П, от 13.06.1996 N 14-П), суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Применительно к данному спору это означает, что исчисление количества ресурса для потребителя не должно вести к явному неосновательному обогащению лица, осведомленного о максимальном объеме ресурса, который мог быть потреблен ответчиком, но несмотря на это претендующего на получение денежного эквивалента, большего его количества. Применение норм права не должно приводить к неосновательному обогащению одной стороны обязательства за счет другой его стороны, даже если формальное содержание нормы при грамматическом ее толковании ведет к такому результату.
Порядок подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям установлен в статье 18 Закона N 416-ФЗ.
Действующее законодательство исходит из принципа однократности технологического присоединения к сетям.
В деле N А58-924/2018 установлено отсутствие самовольного присоединения и пользования собственников здания централизованными системами водоснабжения, поскольку здание строилось как детский сад и ранее таковым и являлось, что предусматривает его присоединение к сетям водоснабжения. Кроме того, в соответствии с договорами от 01.01.2011 N 09-У, от 01.01.2012 N 4/12-вс, от 01.06.2013 N 1/2013Ф задание было подключено к сетям холодного и горячего водоснабжения. Эти факты имеют преюдициальное значение и не подлежат доказыванию вновь в настоящем деле (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку факт самовольного подключения к централизованным системам тепло- и водоснабжения не нашел своего подтверждения, то не имелось основания для применения гарантирующей организацией при расчете метода пропускной способности устройств в порядке пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенного ему коммунального ресурса (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на снабжение теплоэнергией может быть заключен только с потребителем, имеющим отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации.
Муниципальному образованию "Ленский район" Республики Саха (Якутия) на праве собственности принадлежало 3-х этажное здание, общей площадью 2 317,6 кв. м, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, с. Ярославский, ул. Полярная, дом 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 15.01.2003.
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.02.2015 N 101-р утвержден перечень муниципального имущества муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия), передаваемого в муниципальную собственность муниципальному образованию "Ярославский наслег" Ленского района Республики Саха (Якутия). По передаточному акту от 19.02.2015 спорное здание передано ответчиком в собственность муниципального образования "Ярославский наслег" Ленского района Республики Саха (Якутия).
Следовательно, в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с даты подписания передаточного акта прекратилось право собственности муниципального образования "Ленский района" Республики Саха (Якутия) и администрация не обязана нести расходы на оплату коммунального ресурса, поставленного в здание в период с 19.02.205 по 16.04.2015. Это обстоятельство не оспаривали и не опровергли ни истец, ни третье лицо.
Согласно положениям пункта 18 Правил N 776 при отсутствии у абонента прибора учета воды (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 Правил) коммерческий учет воды осуществляется расчетным методом гарантированного объема подачи воды.
В связи с изложенным не принят довод истца о необоснованности применения положений постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.08.2006 N 387 "О нормативах расхода воды организациями, учреждениями и предприятиями Республики Саха (Якутия) независимо от форм собственности" (далее - Постановление N 387), постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 354) при расчете платы за расход воды.
Объем потребленной услуги по водоотведению (объем стока) приборами учета в рассмотренном случае не фиксировался.
В спорный период в здании располагались общеобразовательная школа, клуб, библиотека, администрация с. Ярославский. Согласно решению районного совета депутатов "Ленсот 01.07.2014 в общеобразовательной школе было 8 учащихся (л.д. 109-110 т. 2). По штатному расписанию с 01.01.2015 МКУ "Ленская межпоселенческая централизованная библиотечная система" значится 1,25 ставки работника (л.д. 113 т. 2). Из справки администрации муниципального образования "Ярослвский наслег" Ленского района Республики Саха (Якутия) от 01.02.21018 в период с 01.01.2015 по 16.04.2015 по штатному расписанию значится 5,5 ставки работника (л.д. 114 (на обороте) т. 2). По штатному расписанию с 01.01.2015 МКУ "ЛКРУ" (клуб) значится 1,5 ставки работника (л.д. 115 (на обороте) т. 2).
Администрация в материалы дела представила расчет платы за расход горячей и холодной воды за 68 рабочих дней с 01.01.2015 по 16.04.2015, составленный на основании пункта 18 Правил N 776, в соответствии с Постановлением N 387, в порядке, предусмотренном Методикой расчета размера плата за коммунальные услуги, утвержденной Постановлением N 354, по тарифам, установленным постановлениями Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 03.12.2013 N 213 "Об установлении одноставочных тарифов в сфере холодного водоснабжения, оказываемые организациями коммунального комплекса потребителям Ленского улуса (района) Республики Саха (Якутия) и от 20.12.2013 N 309 "Об установлении одноставочных тарифов в сфере горячего водоснабжения, оказываемые организациями коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2014 год", от 19.12.2014 N 356 "Об установлении тарифов на горячу воду, поставляемую теплоснабжающими организациями Республики Саха (Якутия) в 2015 году", от 15.12.2014 N 311 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую организациями, коммунального комплекса потребителям муниципального образования Ленский улус (район) Республики Саха (Якутия) в 2015 - 2017 годы", от 16.12.2015 N 307 "Об установлении тарифов на горячее водоснабжение, поставляемую теплоснабжающими организациями Республики Саха (Якутия) в 2016 - 2018 годах".
Суд апелляционной инстанции за спорный период 01.01.2015 по 18.02.2015 (28 рабочих дней; л.д. 108, 112, 114, 115 т. 2), когда здание находилось в собственности ответчика, установил размер задолженности за поставленные в здание коммунальные ресурсы горячего и холодного водоснабжения в общей сумме 635,54 руб., исходя из установленных Постановлением N 387 норматив расхода воды на одного учащегося в общеобразовательной школе (холодное водоснабжение - 7 л в смену (сутки), горячее водоснабжение - 3 л в смену (сутки), на одного работника клуба (холодное водоснабжение - 6 л в смену (сутки), горячее водоснабжение - 2,6 л в смену (сутки), на одного работника библиотеки и одного работника администрации (холодное водоснабжение - 12 л в смену (сутки), горячее водоснабжение - 5 л в смену (сутки); и документально подтвержденного количества учащихся в общеобразовательной школе (8 учащихся), работников клуба (1,5 ставки работника), библиотеки и администрации (1,25 ставки работникам и 5,5 ставки работника, соответственно).
В рассмотренном случае иск подлежал удовлетворению в размере 635,54 руб.
Решение арбитражного суда по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит отменить полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в размере 635,54 руб.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
По таким же правилам распределяются судебные расходы между сторонами в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при цене иска 7 836 243,70 руб. государственная пошлина составила 62 181 руб.
Платежным поручением от 23.02.2018 N 12 истец уплатил 62 181 руб. государственной пошлины за рассмотрение искового заявления. При подаче апелляционной жалобы истец по платежному поручению от 02.04.2019 N 26 уплатил 3 000 руб. государственной пошлины, согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так как исковые требования подлежали частичному удовлетворению - в размере 635,54 руб., что составило 0,01% от цены иска 7 836 243,70 руб., в указанном размере на ответчика необходимо отнести расходы истца на государственную пошлину по исковому заявлению и апелляционной жалобе, а именно - 6,51 руб. ((62 181 руб. + 3 000 руб.) х 0,01%).
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 марта 2019 года по делу N А58-2565/2018 отменить, принять новый судебный акт.
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоКомплекс" 635,54 руб. задолженности и 6,51 руб. расходов на уплату государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Капустина Л.В. |
Судьи |
Макарцев А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2565/2018
Истец: ООО "Теплоэнергокомплекс"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Ярославский наслег" Ленского района Республики Саха (Якутия)