г. Пермь |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А50-20314/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от истца Администрации Ленинского района города Перми - Трушкова Т.В., удостоверение, доверенность от 01.01.2019, диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция",
от ответчика товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья "Ленина, 10" - Степанова А.Ю., паспорт, доверенность от 06.06.2019, диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция",
от третьего лица Контрольно-счетной палаты города Перми - Шишкина А.Ф., паспорт, доверенность от 12.02.2019; Радостев С.В., паспорт, доверенность от 12.02.2019, диплом бакалавра;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца Администрации Ленинского района города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 октября 2019 года
по делу N А50-20314/2019,
принятое судьей Торопициным С.В.
по исковому заявлению Администрации Ленинского района города Перми (ОГРН 1025900526277, ИНН 5902290057)
к товариществу собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья "Ленина, 10" (ОГРН 1065902051820, ИНН 5902603849)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Мотор" (ОГРН 1165958060058, ИНН 5948050273);
Контрольно-счетная палата города Перми (ОГРН 1055900216085, ИНН 5902293139)
о взыскании 29834,35 руб.,
установил:
Администрация Ленинского района города Перми (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к товариществу собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья "Ленина, 10" (далее - ответчик, товарищество) о взыскании денежных средств в сумме 29 834,35 руб.
Определением от 24.06.2019 заявление принято к производству суда, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Мотор".
Определением от 20.08.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам судопроизводства и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Контрольно-счетную палату города Перми (далее - Счетная палата).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 октября 2019 года исковые требования администрации оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе истец настаивает на том, что предоставление в администрацию актов выполненных работ от 31.08.2018, которые не соответствуют действительности, является нарушением Порядка предоставления субсидии на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов города Перми в рамках реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды", утв. постановлением администрации города Перми от 05.05.2017 N 342, в результате чего ответчик получил возмещение непроизведенных затрат. Ответчик не опроверг того обстоятельства, что дополнительное соглашение и корректировочные акты выполненных работ он оформил в 2019 г.
В судебном заседании представитель истца на доводах жалобы настаивал.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Счетной палаты поддержал доводы апелляционной жалобы администрации по мотивам, указанным в письменном отзыве; просит решение суда отменить, жалобу администрации удовлетворить в полном объеме.
Третье лицо ООО "Мотор", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды" между администрацией (главный распорядитель бюджетных средств) и товариществом (получатель) заключен договор от 08.08.2018 о предоставлении субсидии из бюджета города Перми на возмещение затрат получателя, связанных с благоустройством дворовой территории многоквартирного дома по ул. Ленина, 10 в г. Перми (ремонт проездов, устройство тротуаров, установка скамеек, обеспечение освещения).
Согласно пункту 2.1 договора размер предоставленной субсидии составляет 2 460 537,94 руб. и подлежит перечислению за счет средств города Перми.
В соответствии с пунктом 3.3 договора товарищество для получения субсидии предоставило в администрацию договор подряда от 08.08.2018 N 1/18, заключенный с подрядчиком ООО "Мотор", на выполнение вышеуказанных работ, акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2 за август-сентябрь 2018 года на общую сумму 2 460 538 руб. и другие необходимые документы.
Платежным поручением от 31.10.2018 товариществу произведено перечисление субсидии в сумме 2 460 537,94 руб.
Платежным поручением от 02.11.2018 на сумму 2 460 537,94 руб. товарищество оплатило работы по договору подряда с ООО "Мотор".
Счетной палатой проведена проверка, по итогам которой составлен акт от 15.04.2019. В указанном акте зафиксировано, что указанные в акте работы по рытью ям для установки стоек и столбов, по устройству оснований под фундаменты, по устройству бетонных фундаментов на общую сумму 29834,35 руб. - фактически не выполнялись; скамьи и урны установлены поверх готового асфальтного покрытия: скамьи без крепления, урны прикреплены к асфальтному покрытию анкерными болтами.
По результатам рассмотрения материалов проверки администрацией выставлено требование от 19.04.2019, согласно которому заявителю предложено возвратить субсидию в сумме 29 834,35 руб.
Поскольку требование о возврате субсидии в добровольном порядке не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с ответчика предоставленной субсидии в сумме 29 834,35 руб.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статья 38 БК РФ устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Из положений статьи 306.4 БК РФ следует, что нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
С учетом изложенного, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Правовые и организационные основы распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды урегулированы Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 169.
Постановлением администрации г. Перми от 05.05.2017 N 342 утвержден Порядок предоставления субсидий на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов города Перми в рамках реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды" (далее - Порядок предоставления субсидии, Порядок).
Согласно пункту 1.4 Порядка субсидии заявителям - получателям субсидий предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат в связи с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов города Перми, включенных в муниципальную программу, для создания наиболее благоприятных условий проживания жителей.
Разделом 4 Порядка установлено, что заявитель - получатель субсидии несет ответственность за целевое использование субсидии в соответствии с настоящим Порядком и действующим законодательством (пункт 4.1).
Согласно пункту 4.5 Порядка в редакции от 15.06.2018, действовавшей до 22.03.2019, возврат субсидии в бюджет города Перми осуществляется ее получателем в случае нарушения условий ее предоставления и в случае недостижения показателей результативности предоставления субсидии.
Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 4.5 Порядка предоставления субсидии для обязания заявителя возвратить субсидию необходимо установить как нарушение условий ее предоставления, так и недостижение показателей результативности предоставления субсидии.
Между тем в настоящем случае недостижение показателей результативности товариществу не вменяется.
Администрация и Счетная палата ссылаются только на нарушение условий предоставления субсидий, поскольку для ее получения товарищество предоставило недостоверный акт КС-2, а представленный впоследствии акт не был утвержден на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2.8.3 Порядка предоставления субсидии в редакции от 15.06.2018, действовавшей до 22.03.2019 (в спорный период), к заявке о предоставлении субсидии прилагается локальный(-ые) сметный(-ые) расчет(-ы) на выполнение каждого вида работ по благоустройству дворовой территории исходя из территориальных единичных расценок, установленных на территории Пермского края, либо из федеральных единичных расценок работ, входящих в состав минимального и дополнительного перечней таких работ, утвержденный(-ые) на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Счетной палатой установлено и товариществом не оспаривается, что для получения субсидии оно предоставило локальный сметный расчет, содержащий работы по рытью ям для установки стоек и столбов, по устройству оснований под фундаменты, по устройству бетонных фундаментов.
Однако судом верно установлено, что дополнительным соглашением к договору подряда от 08.08.2018 N 1/18 был изменен способ монтажа скамеек и урн, вместо рытья ям и устройства бетонного фундамента решено их монтировать на анкерные болты. При этом сметная стоимость договора не изменилась в связи с вынужденным увеличением закупочной стоимости скамеек. Уточненный акт КС-2 на спорные работы от 30.04.2019 был направлен товариществом в администрацию в ответ на требование о возврате субсидии (копии этих документов представлены в дело самой администрацией одновременно с исковым заявлением, л.д.10-15).
Замечаний к выполненным работам, указанным в уточненном акте, администрация или Счетная палата не предъявляют. Не соглашаясь с выводами суда, они настаивают, что уточненный акт не может быть принят во внимание, так как смета на указанные в акте работы не была утверждена на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Однако из представленных в дело документов, подтверждающих фактическое выполнение работ по устройству дворовой территории многоквартирного дома по ул. Ленина, 10 в г. Перми (в том числе фотографий), не следует, что изменение способа установки скамеек могло нарушить права и законные интересы собственников помещений указанного дома.
С учетом изложенного, а также в отсутствие такого условия для возврата субсидии, как недостижение показателей ее результативности (пункт 4.5 Порядка), суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что нецелевого расходования бюджетных средств не установлено, в связи с чем оснований для взыскания с товарищества 29 834,35 руб. в счет возврата субсидии не имеется.
Выводы администрации о неправомерном использовании заявителем денежных средств, перечисленных по договору, противоречат материалам дела и представленным доказательствам.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 октября 2019 года по делу N А50-20314/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20314/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ
Ответчик: ТСЖ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ " "ЛЕНИНА, 10"
Третье лицо: КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА ПЕРМИ, ООО "Мотор"