г. Пермь |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А50-37321/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н. А.
судей Бородулиной М.В., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальцевой Н.А.,
при участии:
от истца: Гилева Ж.В., доверенность от 27.12.2017,
от ответчика: Баяндин Р.П., доверенность от 12.08.2019,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, публичного акционерного общества "Т Плюс",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 сентября 2019 года
по делу N А50-37321/2018,
принятое судьей Неклюдовой А.А.,
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946; ОГРН 1056315070350)
к обществу с ограниченной ответственностью "Домен" (ИНН 5904277446, ОГРН 1125904016699)
об урегулировании разногласий по договору,
установил:
Истец, публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", обратился в суд с требованием к ответчику, обществу с ограниченной ответственностью "Домен" (далее - ООО "Домен"), предъявив исковые требования о понуждении к заключению договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя на условиях, предложенных в оферте истца.
В ходе рассмотрения спора истец уточнил предмет исковых требований, просил урегулировать разногласия по абз.3 п. п. 2.2.2. п. 2.2.; абз.4 п. п. 2.2.2. п. 2.2.; абз.4 п. п. 2.2.6. п. 2.2.; п. п. 2.3.3., п. п. 2.3.9., 2.3.12., 2.3.15., 2.3.19., п. 2.3.; п. 2.4.; абз.2 п. 4.4.; абз.2 п. 4.5.; п. 5.2.; абз.2 п. 5.4.; п. 5.9.; п. 7.3.; п. 8.4. договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 сентября 2019 года (резолютивная часть решения от 16 сентября 2019 года) урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, между публичным акционерным обществом "Т Плюс" и обществом с ограниченной ответственностью "Домен", суд определил спорные пункты в следующей редакции:
Абзац 3 п. п. 2.2.2. п. 2.2. исключить.
Абзац 4 п. п. 2.2.2. п. 2.2. "Перерывы в подаче тепловой энергии, теплоносителя на цели отопления в пределах отопительного периода допускаются в случаях обусловленных законодательством действий Теплоснабжающей организации, направленных на обеспечение надежности теплоснабжения."
Абзац 4 п. п. 2.2.6 п. 2.2. "О дате и продолжительности проведения всех испытаний и отключений в тепловых сетях Теплоснабжающей организации в срок, не позднее 5 дней до проведения мероприятий любым доступным способом, позволяющим установить факт такого уведомления, в том числе письмом, телефонограммой или телеграммой)."
Подпункт 2.3.3. п. 2.3. "Обеспечить передачу тепловой энергии, теплоносителя из точки приема в точку передачи, качество и параметры которых должны соответствовать требованиям технических регламентов, настоящих Правил и иным обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации".
Подпункт 2.3.9. п. 2.3. "Соблюдать режим подачи тепловой энергии в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Теплосетевой организации при условии соблюдения Теплоснабжающей организацией аналогичных параметров на источнике тепловой энергии.
В случае несоблюдения температурного графика по вине Теплосетевой организации, Стороны оформляют двухсторонний акт. После нормализации температурного режима Теплосетевая организация обязана уведомить об этом Теплоснабжающую организацию с составлением двухстороннего акта."
Подпункт 2.3.12. п. 2.3. "Беспрепятственно допускать представителей теплоснабжающей организации в пункты контроля и учета количества и качества переданной тепловой энергии с целью контроля исполнения настоящего Договора. О необходимости допуска представителей Теплоснабжающая организация уведомляет Теплосетевую организацию не позднее, чем за 3 рабочих дней до даты события."
Подпункт 2.3.15. п. 2.3. "Выполнять предусмотренные действующим законодательством требования Теплоснабжающей организации об устранении недостатков в устройстве, эксплуатации и обслуживании оборудования ЦТП теплосетевой организации, в разумные сроки."
Подпункт 2.3.19. п. 2.3. "Приобретать у Теплоснабжающей организации тепловую энергию в целях компенсации нормативных потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях Теплосететвой организации, объем которых определяется в соответствии с действующим законодательством."
Пункт 2.4. Исключить.
Абзац 2 пункт 4.4. "Теплоснабжающая организация обязана передать данный акт Теплосетевой организации до 04 числа месяца, следующего за расчетным. В случае определения объемов тепловой энергии по данным конечных потребителей, Теплоснабжающая организация обязана приложить к акту оказания услуг расчетную ведомость и первичную документацию по каждому потребителю. После получения указанного акта, при отсутствии возражений, теплосетевая организация обязана в течении 3-х рабочих дней рассмотреть предоставляемый акт и направить один экземпляр акта и счета на оплату по передаче тепловой энергии."
Абзац 2 пункт 4.5. "При наличии замечаний Сторона, получившая акт сверки, обязана в течении пяти рабочих дней предоставить таковые в адрес другой стороны с указанием первичных учетных документов, не принятых к учету и причине их непринятия."
Пункт 5.2. "За нарушение сроков оплаты, предусмотренных п. 4.6. Договора Теплоснабжающая организация выплачивает Теплосетевой организации проценты за пользование чужими средствами в размере и порядке, установленном законодательством Российской Федерации."
Абзац 2 п. 5.4. "В случае невыполнения обусловленных настоящим Договором требований Теплоснабжающей организации по ограничению, прекращению подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям Теплоснабжающей организации, Теплосетевая организация несет ответственность перед Теплоснабжающей организацией в размере, равном стоимости тепловой энергии, отпущенной потребителям после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, указанной в уведомлении о полном и (или) частичном ограничении режима потребления."
Пункт 5.9. Не включать в договор.
Пункт 7.3. "Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 90 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении."
Пункт 8.4. Исключить.
Истец обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции изменить в части, принять по делу новый судебный акт, в соответствии с которым разногласия по подпункту 2.3.19 пункта 2.3, пункту 2.4, абзацу 2 пункта 4.4, абзацу 2 пункта 4.5 договора урегулировать в редакции истца, полагая, что предложенная им редакция спорных пунктов соответствует требованиям законодательства.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, лишь в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, ПАО "Т Плюс" является теплоснабжающей организацией для потребителей, расположенных по адресам: г. Пермь, ул. Подлесная, 13а. ул. Веры Засулич, 44, 46а, 46, 48, 50, 50а.
Тепловая энергия поступает на вышеуказанные объекты, в том числе посредством тепловых сетей ООО "Домен", которое является теплосетевой организацией, оказывающей ПАО "Т Плюс" услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении), теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
В силу частей 1 и 5 статьи 17 Закона N 190-ФЗ передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
Возникшие при заключении договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии разногласия сторон не урегулированы, что является основанием для их урегулирования в судебном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и исходил из того, что требование о понуждении заключить договор, обязательный для одной или обеих сторон, перешедшее в спор об условиях этого договора, должно быть рассмотрено и разрешено судом путем урегулирования разногласий по спорным условиям. Разрешение судом спора при возникновении у сторон разногласий по конкретным условиям договора в силу статьи 173 АПК РФ сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий договора (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11 по делу N А76-15904/2010).
Поскольку истцом решение суда обжалуется лишь в части подпункта 2.3.19 пункта 2.3, пункта 2.4, абзаца 2 пункта 4.4, абзаца 2 пункта 4.5 договора, судебный акт проверяется лишь в обжалуемой части, в отсутствие возражений участников спора.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости изменения решения суда в связи со следующим.
По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги (пункт 17 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 808 от 08.08.2012, далее - Правила N 808).
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 4 ст. 421 названного Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
Разногласия у сторон возникли по изложению подпункта 2.3.19 пункта 2.3 договора, содержащего обязанности теплосетевой организации.
Истец изложил подпункт 2.3.19 пункта 2.3 договора в редакции: "Приобретать у Теплоснабжающей организации тепловую энергию (мощность), теплоноситель для целей компенсации потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях Теплосетевой организаций в объеме потерь, определяемых в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя к настоящему Договору и действующим законодательством РФ."
Ответчик предлагает изложить пункт 2.3.19 договора в редакции: "Приобретать у Теплоснабжающей организации тепловую энергию в целях компенсации нормативных потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях Теплосететвой организации, объем которых определяется в соответствии с действующим законодательством", полагая, что формулировка указанного пункта, предложенная ответчиком, не нарушает прав истца, т.к. имеет более широкое правовое толкование.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 указанного закона.
В соответствии с п. 11 ст. 15 указанного Закона теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
К существенным условиям договора относится, в частности, расчетный порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями каждой организации при отсутствии приборов учета на границе смежных тепловых сетей (пункт 4 статьи 17 Закона "О теплоснабжении", пункт 74 Правил N 808).
Из анализа названных норм права следует, что в силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети.
Во исполнение Закона о теплоснабжении Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила N 1034), которыми, в том числе, регулируется порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.
Правилами N 1034 и разработанной в соответствии с ними Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, предусмотрен порядок распределения потерь тепловой энергии, которые складываются из потерь через изоляцию трубопроводов на участке тепловой сети и потерь тепловой энергии со всеми видами утечки теплоносителя из систем теплопотребления и участков тепловой сети.
Как следует из пункта 9 Инструкции по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденной приказом Минэнерго Российской Федерации от 30.12.2008 N 325 (далее - Инструкция N 325), к нормативам технологических потерь относятся потери и затраты энергетических ресурсов, обусловленные техническим состоянием теплопроводов и оборудования и техническими решениями по надежному обеспечению потребителей тепловой энергией и созданию безопасных условий эксплуатации тепловых сетей. Перечень нормируемых технологических затрат и потерь теплоносителя определен пунктах 10.1.1, 10.1.2 Инструкции N 325.
Таким образом, законодатель различает два вида потерь тепловой энергии: нормативные (технологические) потери, которые на основе утверждаемых государственным органом нормативов используются при установлении тарифов в сфере теплоснабжения; и сверхнормативные потери, возникающие при передаче тепловой энергии, которые должны быть компенсированы собственнику теплового ресурса со стороны теплосетевой организации.
В соответствии с положениями пункта 54 Правил N 808 по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя для компенсации потерь единая теплоснабжающая организация (поставщик) определяет объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Следовательно, имеет место императивное регулирование правовыми нормами правоотношений сторон по оказанию услуг, которое не предполагает возможности применения сторонами иных порядков расчетов, нежели в соответствии с предусмотренными законодательством.
Таким образом, в силу прямого указания закона теплосетевая организация несет обязанность по оплате потерь тепловой энергии, возникающих при передаче тепловой энергии, вырабатываемой теплоснабжающей организацией, через принадлежащие теплосетевой организации сети и теплотехническое оборудование. При этом оплате подлежат все виды потерь тепловой энергии - как нормативные, так и сверхнормативные. Объем таких потерь должен определяться в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти.
В связи с изложенным принятая судом редакция подпункта 2.3.19 пункта 2.3 договора, предусматривающая обязанность теплосетевой организации по оплате лишь нормативных потерь, не соответствует законодательству.
Подпункт 2.3.19 пункта 2.3 договора следует изложить в следующей редакции:
"Приобретать у теплоснабжающей организации тепловую энергию (мощность) в целях компенсации потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях теплосетевой организации в объеме потерь, определяемых в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034".
При этом указание на определение объема потерь в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, соответствует положениям пункта 54 Правил N 808.
Также между сторонами возник спор относительно включения в текст договора пункта 2.4 в следующей предложенной истцом редакции: "Стороны ежегодно в срок до 1 апреля совместно разрабатывают гидравлические режимы и режимные карты тепловых сетей для отопительного и межотопительного периодов."
Истец в обоснование своих требований ссылается на пункт 7 части 4 статьи 17 Закона N 190-ФЗ, пункт 74 Правил N 808.
Ответчик просил исключить указанный пункт из текста договора, т.к. гидравлические режимы и режимные карты тепловых сетей после ЦТП определены проектной документацией и согласованы с теплоснабжающей организацией.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанный пункт подлежит исключению из договора, т.к. истец не обосновал необходимость его включению в договор исходя из положений действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2.5.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, теплосетевая организация обязана периодически, но не реже одного раза в 5 лет, проводить режимно-наладочные испытания и работы, по результатам которых составляются режимные карты, а также разрабатываются нормативные характеристики работы элементов системы теплоснабжения. По окончании испытаний разрабатывается и проводится анализ энергетических балансов и принимаются меры к их оптимизации.
Таким образом, указанным нормативным актом предусмотрена обязанность теплосетевой организации по составлению режимных карт энергоустановок не реже одного раза в пять лет.
Обязанность теплосетевой организации ежегодно разрабатывать гидравлические режимы и режимные карты тепловых сетей для отопительного и межотопительного периодов совместно с теплоснабжающей организацией каким-либо нормативным актом не предусмотрена, в связи с чем, при наличии возражений ответчика, не подлежит включению в договор.
Ссылка истца пункт 7 части 4 статьи 17 Закона о теплоснабжении, пункт 74 Правил N 808, предусматривающие в качестве существенного условия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии порядок согласования графиков ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данные положения не возлагают на теплосетевую организацию обязанность ежегодно разрабатывать гидравлические режимы и режимные карты тепловых сетей для отопительного и межотопительного периодов совместно с теплоснабжающей организацией.
Доводы истца о том, что информация о гидравлических режимах тепловых сетей, данные режимных карт являются необходимыми для актуализации схемы теплоснабжения, также не свидетельствуют о необходимости включения в договор пункта 2.4, поскольку в силу п. 3 Методических указаний по разработке схем теплоснабжения, утвержденных Приказом Минэнерго России от 05.03.2019 N 212, такая информация предоставляется теплоснабжающими, теплосетевыми организациями в соответствии с запросами, направленными разработчиками схемы теплоснабжения.
Также между сторонами возник спор относительно редакции абзаца 2 п. 4.4. договора.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4.4 договора основанием для расчетов по настоящему договору является акт оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя за фактически переданное количество тепловой энергии, теплоносителя, который оформляется теплоснабжающей организацией.
В соответствии с абзацем 2 п. 4.4 в предложенной истцом редакции "Теплоснабжающая организация обязана передать данный акт Теплосетевой организации до 4 числа месяца, следующего за расчетным. На основании указанного акта Теплосетевая организация обязана до 7 числа месяца, следующего за расчетным, предоставить в Теплоснабжающую организацию счет-фактуру (счет) и один экземпляр акта оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подписанные уполномоченными лицами."
Ответчик предлагает изложить абзац 2 пункта 4.4 договора в следующей редакции: "Теплоснабжающая организация обязана передать данный акт Теплосетевой организации до 04 числа месяца, следующего за расчетным. В случае определения объемов тепловой энергии по данным конечных потребителей, Теплоснабжающая организация обязана приложить к акту оказания услуг расчетную ведомость по каждому потребителю, а также первичную документацию, в том числе отчеты теплопотребления, на основании которых определен объем конечных потребителей по поставке тепловой энергии в целях отопления. После получения указанного акта, при отсутствии возражений, теплосетевая организация обязана в течении 3-х рабочих дней рассмотреть предоставляемый акт и направить один экземпляр акта и счета на оплату по передаче тепловой энергии".
Ответчик полагает, что предложенная ответчиком формулировка направлена на минимизацию споров по объемам переданной тепловой энергии, что будет способствовать оперативной оплате оказываемых услуг.
Суд первой инстанции счел указанные доводы ответчика обоснованными и принял абзац 2 пункта 4.4 договора в редакции: "Теплоснабжающая организация обязана передать данный акт Теплосетевой организации до 04 числа месяца, следующего за расчетным. В случае определения объемов тепловой энергии по данным конечных потребителей, Теплоснабжающая организация обязана приложить к акту оказания услуг расчетную ведомость и первичную документацию по каждому потребителю. После получения указанного акта, при отсутствии возражений, теплосетевая организация обязана в течении 3-х рабочих дней рассмотреть предоставляемый акт и направить один экземпляр акта и счета на оплату по передаче тепловой энергии."
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами, поскольку ни Закон о теплоснабжении, ни Правила N 808 не устанавливают обязанность теплоснабжающей организации по ежемесячному предоставлению теплосетевой организации расчетных ведомостей и первичной документации по каждому потребителю. Пункт 74 Правил N 808, содержащий существенные условия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, не содержит указание на обязательное включение в договор соответствующего условия. При таких обстоятельствах, при наличии возражений истца относительно возложения на него договором соответствующей обязанности, оснований для включения такого условия в заключаемый договор у суда не имелось.
Таким образом, абзац 2 пункта 4.4 договора следует изложить в редакции истца.
Относительно разногласий, возникших у сторон по содержанию абзаца 2 пункта 4.5 договора, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции обоснованно данный пункт принят в редакции ответчика.
Согласно абзацу 1 пункта 4.5 договора стороны обязуются не реже 1 (одного) раза в квартал, а также в случае расторжения настоящего договора, либо по просьбе одной из сторон проводить сверку взаиморасчетов, оформив ее актом сверки взаимных расчетов (далее - Акт сверки), подписанным уполномоченными лицами сторон.
Истец, в целях исключения оставления направленных документов без ответа и надлежащего оформления, настаивал на следующей редакции абзаца 2 п. 4.5. договора: "При наличии замечаний Сторона, получившая Акт сверки, обязана в течение 5 (пяти) рабочих дней предоставить таковые в адрес другой стороны с указанием первичных учетных документов, не принятых к учету, и причин их непринятия. В случае неполучения подписанного Акта сверки или замечаний к нему Стороной, заинтересованной в подтверждении взаиморасчетов, в указанный срок, Акт сверки является согласованным".
Ответчик предложил следующую редакцию: "При наличии замечаний Сторона, получившая акт сверки, обязана в течении пяти рабочих дней предоставить таковые в адрес другой стороны с указанием первичных учетных документов, не принятых к учету и причин их непринятия."
Принимая данный пункт в редакции ответчика, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в законе императивно не закреплено положение о том, в случае направления одной стороной акта сверки и неполучения подписанного акта или замечаний к нему, акт считается согласованным. Исходя из принципа свободы договора, при отсутствии законодательных требований, устанавливающих содержание соответствующего правоотношения, и при наличии возражений ответчика о включении в договор соответствующего условия, оснований для принятия данного пункта в редакции истца не имелось.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости изменения решения суда первой инстанции в части подпункта 2.3.19 пункта 2.3, абзаца 2 пункта 4.4 договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя между публичным акционерным обществом "Т Плюс" и обществом с ограниченной ответственностью "Домен" на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ в связи с удовлетворением апелляционной жалобы расходы истца по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 сентября 2019 года по делу N А50-37321/2018 изменить в части подпункта 2.3.19 пункта 2.3, абзаца 2 пункта 4.4 договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя между публичным акционерным обществом "Т Плюс" и обществом с ограниченной ответственностью "Домен".
Подпункт 2.3.19 пункта 2.3 договора изложить в следующей редакции:
"Приобретать у теплоснабжающей организации тепловую энергию (мощность) в целях компенсации потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях теплосетевой организации в объеме потерь, определяемых в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034".
Абзац 2 пункта 4.4. договора изложить в следующей редакции:
"Теплоснабжающая организация обязана передать данный акт теплосетевой организации до 4 числа месяца, следующего за расчетным. На основании указанного акта теплосетевая организация обязана до 7 числа месяца, следующего за расчетным, предоставить в теплоснабжающую организацию счет-фактуру (счет) и один экземпляр акта оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подписанные уполномоченными лицами".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Домен" в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-37321/2018
Истец: ПАО "Т ПЛЮС"
Ответчик: ООО "ДОМЕН"