г. Вологда |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А44-7576/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 декабря 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Ралько О.Б. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 03 октября 2019 года по делу N А44-7576/2019,
установил:
Министерство инвестиционной политики Новгородской области (адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 507; ОГРН 1025300805254, ИНН 5321026264; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (адрес: 173002, Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 17; ОГРН 1045300293411, ИНН 5321100694; далее - Управление) о признании незаконными действий Управления по государственному кадастровому учету недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером 53:23:7814701:969, площадью 2 796 кв. м, расположенного по адресу: Новгородская обл., Великий Новгород, ул. Шелонская, земельный участок 38, и обязании Управления снять с государственного кадастрового учета данный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Крайнев Александр Анатольевич.
Решением суда от 03 октября 2019 года заявленные Министерством требования удовлетворены.
Управление не согласилось с решением суда и обратилось с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что предоставление согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) не предусмотрено. Положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) также не предусматривают обязанность заявителя представлять такие документы в орган регистрации прав при подаче заявления об осуществлении государственного кадастрового учета. Отмечает, что перечень документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, предусмотрен статьей 14 Закона N 218-ФЗ и является исчерпывающим. Со ссылкой на положения пункта 11 статьи 39.29 ЗК РФ, Управление указывает, что получение согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории - обязанность лица, которое обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета. Соответственно действия Управления в настоящем случае соответствуют требованиям действующего законодательства. Также обращает внимание суда на пропуск Министерством трехмесячного срока на обжалование действий Управления.
Министерство в отзыве с доводами подателя жалобы не согласилось.
Отзыв на жалобу от Крайнева А.А. не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, 03.12.2018 Управлением осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 53:23:7814701:969, площадью 2 796 кв. м, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования - спортивные площадки, спортивно-оздоровительные сооружения, для размещения объектов физической культуры и спорта.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 53:23:7814701:737 и земель находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельный участок с кадастровым номером 53:23:7814701:737, площадью 1 340 кв. м, расположенный по адресу: Новгородская обл., Великий Новгород, ул. Шелонская, земельный участок 42/2, с видом разрешенного использования - для эксплуатации жилого дома, принадлежит на праве собственности Крайневу А.А.
Земельный участок с кадастровым номером 53:23:7814701:969, площадью 2 796 кв. м, поставлен на кадастровый учет на основании заявления Крайнева А.А. и межевого плана от 16.11.2018.
Полагая, что кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 53:23:7814701:969 произведен с нарушением действующего законодательства Министерство 02.07.2019 обратилось в Управление с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка.
В уведомлении от 05.07.2019 N КУВД-001/2019-7988772/1 Управление сообщило Министерству о невозможности снятия земельного участка с кадастрового учета ввиду того, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 53:23:7814701:969 имеют статус "актуальные".
Считая действия Управления неправомерными, Министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции требования Министерства удовлетворил.
Апелляционная инстанция находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, законными и обоснованными.
В соответствии с нормами статей 198, 200, а также 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ одним из способов образования земельных участков является перераспределение земельных участков или выделе из земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент проведения кадастровых работ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.28 названного Кодекса предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В силу пункта 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Пунктом 5 статьи 39.28 ЗК РФ предусмотрено, что увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления такого заявления уполномоченный орган по результатам его рассмотрения обязан направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо принять решение об отказе в его заключении при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых предусмотрен пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ (пункт 8 статьи 39.29 ЗК РФ).
В силу пункта 11 статьи 39.29 ЗК РФ лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ установлены основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Пунктом 10 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Таким образом, из приведенных положений пункта 11 статьи 39.29 ЗК РФ и пункта 10 статьи 14 Закона N 218-ФЗ следует, что кадастровый учет в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, осуществляется на основании решения уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В рассматриваемом случае государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 53:23:7814701:969 площадью 2 796 кв. м осуществлен Управлением на основании заявления Крайнева А.А. и межевого плана, при этом проверка наличия согласия уполномоченного органа не проверялось.
Между тем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Ссылка Управления на то, что земельный участок с кадастровым номером 53:23:7814701:969 поставлен на кадастровый учет на основании заявления и межевого плана, подготовленного с учетом проекта межевания территории, утвержденного постановлении Администрации Великого Новгорода от 04.05.2009 N 135 в редакции постановления Администрации Великого Новгорода от 25.07.2018 N 3255, не принимается апелляционным судом. Наличие утвержденного проекта межевания территории не может служить достаточным основанием для осуществления перераспределения земельного участка, поскольку в силу пункта 2 статьи 39.28, пункта 8 статьи 39.29 ЗК РФ обязательным условием является получение согласия уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления. В данном случае согласие уполномоченного органа на перераспределение земельных участков отсутствует, соответствующее соглашения между уполномоченными органами и собственником земельного участка 53:23:7814701:737 не заключалось.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В рассматриваемой ситуации основанием для обращения Министерства в суд с настоящим заявлением послужило уведомление Управления от 05.07.2019.
С заявлением в суд первой инстанции Министерство обратилось 08.08.2019, в связи с этим апелляционная инстанция считает, что установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обжалование заявителем не пропущен.
В свете изложенного апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда. Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права при рассмотрении спора судом не допущено.
Таким образом, апелляционная жалоба Управления по приведены в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 03 октября 2019 года по делу N А44-7576/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-7576/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Крайнев А.А.