г. Челябинск |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А07-14070/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Аникина И.А., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства культуры Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.10.2019 по делу N А07-14070/2019.
Министерство культуры Республики Башкортостан (далее - Минкультуры РБ, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к региональной общественной организации "Союз писателей Республики Башкортостан" (далее - РОО "Союз писателей Республики Башкортостан", ответчик) о взыскании неосновательно полученных субсидий в размере 837 509 руб. (с учетом принятых уточнений в порядке статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 1, л.д. 59-66).
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.10.2019 в удовлетворении исковых требований отказано (т. 2, л.д. 95-103).
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Минкультуры РБ (далее также податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что выявленные Министерством финансов Республики Башкортостан нарушения, указывают на использование части субсидии на проведение мероприятий, посвященные 125-летию писателя Т. Афзалова, а также расходование части субсидии на проведение литературного вечера, посвященного 60-летию со дня рождения писателя Р. Камалова, соответствуют положениям п. 4 Правил предоставления субсидий, но не соответствуют целям использования субсидии, указанных в договорах на оказание государственной поддержки N 54 от 20.02.2014, о предоставлении субсидии N 46 от 25.02.2015. В соответствии с п. 1 Указа Президента Республики Башкортостан от 18.01.2010 N УП-25 Об упорядочении празднования юбилейных дат" финансированию из бюджета Республики Башкортостан подлежат праздничные мероприятия, связанные с пятидесятилетием, семидесятипятилетием, столетием, далее - через каждые пятьдесят лет, со дня рождения выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие Республики Башкортостан (далее - праздничные мероприятия). Решения о праздничных мероприятиях принимаются органами государственной власти Республики Башкортостан по согласованию с Президентом Республики Башкортостан на основании соответствующих ходатайств руководителей государственных органов Республики Башкортостан, глав администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, руководителей организаций Республики Башкортостан и общественных объединений (п. 2 Указа). Кроме того, Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25.06.2010 N 236 утвержден Регламент празднования юбилейных дат в Республике Башкортостан (далее - Регламент). В соответствии с пунктом 12 Регламента юбилейные мероприятия, как правило, проводятся за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, а также личных средств выдающихся деятелей. На день проведения ответчиком спорных мероприятий решения о признании указанных дат юбилейными не имеется, следовательно, мероприятия, посвященные 125-летию писателя Т. Афзалова, а также расходование части субсидии на проведение литературного вечера, посвященного 60-летию со дня рождения писателя Р. Камалова, не могут финансироваться за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
В отношении пропуска срока исковой давности Минкультуры РБ указывает, что о факте нарушения требований бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения истец узнал из акта ревизии Министерства финансов Республики Башкортостан N 54-16, полученного истцом 10.08.2016, предписания Министерства финансов Республики Башкортостан от 29.03.2017 N 02-07-98, полученного государственным органом 03.04.2017.
РОО "Союз писателей Республики Башкортостан" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Минкультуры РБ и РОО "Союз писателей Республики Башкортостан" представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве культуры Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.03.2013 N 83 (далее - Положение о Минкультуре РБ) Минкультуры РБ является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим на территории республики государственную культурную политику и управление в области культуры, искусства, кинематографии и межнациональных отношений.
Основными задачами Минкультуры РБ является, в частности, сохранение, развитие и совершенствование профессионального искусства, сценического, пластического, музыкального искусства, народного творчества, кинематографии, киновидеообслуживания населения, музейного дела, библиотечного дела, досуговой деятельности, художественных народных промыслов и ремесел (п. 2.4 Положения о Минкультуре РБ), государственная поддержка деятелей культуры и искусства, молодых талантливых авторов и исполнителей, а также творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии (п. 2.10 Положения о Минкультуре РБ).
В целях реализации возложенных задач Минкультуры РБ наделено, в том числе, следующими полномочиями: обеспечение и регулирование процессов развития театрального, музыкального, хореографического и изобразительного искусства, библиотечного и музейного дела, кинематографии, народного творчества, культуры (п. 3.4. Положение о Минкультуре РБ), взаимодействие с общественными организациями по вопросам сохранения и развития культуры и искусства народов, проживающих в Республике Башкортостан (п. 3.22 Положения о Минкультуре РБ), и осуществляет в соответствии с законодательством полномочия главного администратора и администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Башкортостан (п. 3.30 Положения о Минкультуре РБ).
Во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан N 80-р от 10.02.2014 между Минкультуры РБ и РОО "Союз писателей Республики Башкортостан" заключены договоры N 54 20.02.2014 о предоставлении субсидий на государственную поддержку ответчика на 2014 год на сумму 4 000 000 руб. (т. 1, л.д. 13-15) и N 46 от 25.02.2015 о предоставлении субсидии на сумму 3 600 000 руб. (т. 1, л.д. 19-23).
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.3 договоров РОО "Союз писателей Республики Башкортостан" обязуется производить расходы в соответствии с прилагаемым планом мероприятия, являющимся неотъемлемой частью договора, обеспечить целевое использование средств государственной поддержки на 2014 год и 2015 год.
По условиям п. 2.2 договоров в случае образования у РОО "Союз писателей Республики Башкортостан" неиспользованного остатка субсидии, полученной в отчетном финансовом году, объединение обязано в течение 7 дней в письменной форме уведомить об этом Минкультуры РБ.
Неиспользованный остаток субсидии в течение 14 календарных дней со дня получения письменного уведомления Минкультуры РБ о необходимости возврата неиспользованного остатка субсидии подлежит перечислению на лицевой счет Минкультуры РБ.
К договору N 54 от 20.02.2014 утвержден план мероприятий и смета расходов на реализацию программы по проведению литературно-музыкальных мероприятий на 2014 год (т. 1, л.д. 16-18). Впоследствии в связи с заключением дополнительного соглашения N 1 от 21.04.2014 утвержден план мероприятий в новой редакции (т. 2, л.д. 44-46).
К договору N 46 от 25.02.2015 утвержден план мероприятий и смета расходов на реализацию программы по проведению литературно-музыкальных мероприятий по РОО "Союз писателей Республики Башкортостан" на 2015 год (т. 1, л.д. 24-25).
Как указывает истец, Министерством финансов Республики Башкортостан выявлены нарушения бюджетного законодательства ответчиком при расходовании выделенных субсидий, а именно: использование части субсидии на проведение мероприятий, посвященных 125-летию писателя Т. Афзалова, а также расходование части субсидии на проведение литературного вечера, посвященного 60-летию со дня рождения писателя Р. Камалова не соответствуют целям использования субсидии, указанных в договорах на оказание государственной поддержки N 54 от 20.02.2014, о предоставлении субсидий N 46 от 25.02.2015, поскольку 125-летие и 60-летие не являются юбилейными датами в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 18.01.2010 N УП-25 "Об упорядочении празднования юбилейных дат" и Регламентом празднования юбилейных дат в Республике Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан N 236 от 25.06.2010.
Общая сумма денежных средств, подлежащих возврату РОО "Союз писателей Республики Башкортостан" в доход бюджета Республики Башкортостан по расчету истца составляет 837 509 руб.
Минкультуры РБ в адрес РОО "Союз писателей Республики Башкортостан" направлено письмо N 09-11/6727 от 22.10.2018 с требованием о возврате денежных средств в доход бюджета Республики Башкортостан (т. 1, л.д. 33-34).
Поскольку в добровольном порядке ответчик не возвратил ранее выделенные в качестве субсидий денежные средства в размере 837 509 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований, суд первой инстанции учел, что Правила предоставления субсидий общественным объединениям, реализующим общественно полезные (значимые) программы (мероприятия) в сфере культуры и искусства, национальных, утвержденные Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2009 N 510 допускают использование субсидий не только на проведение мероприятий, посвященных юбилейным датам, но и на иные значимые мероприятия. Исходя из доказанности целевого использования полученных средств, указанного в договорах на оказание государственной поддержки N 54 от 20.02.2014 и N 43 от 25.02.2015 с учетом последующих изменений, а также предоставление соответствующей отчетности, подтверждающей осуществление целевого использования, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата предоставленных субсидий в размере 837 509 руб. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора на оказание государственной поддержки N 54 от 20.02.2014, о применении которого заявлено ответчиком, что является самостоятельным основанием для отказа в иске в этой части.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Спорные отношения возникли по поводу предоставления Минкультуры РБ субсидий на финансовое возмещение затрат, связанных с проведением мероприятий, в частности, в области культуры и искусства, национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений (проведение фестивалей, конкурсов, мастер-классов, выставок, творческих встреч, конференций, конгрессов, выездных семинаров, праздничных мероприятий, посвященных юбилейным датам и знаменательным событиям, мероприятий общероссийского и международного значения и других мероприятий в области культуры и искусства).
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2009 N 510 утверждены Правила предоставления субсидий общественным объединениям, реализующим общественно полезные (значимые) программы (мероприятия) в сфере культуры и искусства, национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений (далее - Правила).
Согласно п. 4 указанных Правил субсидии предоставляются общественному объединению на финансовое обеспечение затрат, связанных с проведением мероприятий, в частности, в области культуры и искусства, национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений (проведение фестивалей, конкурсов, мастер-классов, выставок, творческих встреч, конференций, конгрессов, выездных семинаров, праздничных мероприятий, посвященных юбилейным датам и знаменательным событиям, мероприятий общероссийского и международного значения и других мероприятий в области культуры и искусства).
В соответствии с п. 9 данных Правил контроль за целевым использованием субсидий осуществляет Минкультуры РБ. Минкультуры РБ и органы финансового контроля проводят обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии получателем субсидии и лицами, являющимися поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям).
В случае выявления по итогам проверок, проведенных Минкультуры РБ и (или) уполномоченными органами государственного финансового контроля, фактов нарушения целей и условий предоставления субсидий, которые установлены настоящими Правилами, в том числе фактов использования субсидий не по целевому назначению и недостижения плановых значений целевых показателей, установленных в соглашении, средства подлежат возврату в бюджет Республики Башкортостан (п. 10 Правил).
В рамках настоящего дела нецелевое использование получателем полученной за счет бюджета субсидии не доказано; доказательства, на которые сослался истец в обоснование заявленных требований, обоснованно отклонены судом, поскольку они не подтверждают нарушение условий договоров по использованию субсидии РОО "Союз писателей Республики Башкортостан".
По условиям п. 2.1.1 договора от 20.02.2014 N 54 ответчик обязуется производить расходы в соответствии с планом мероприятий на 2014 год.
Планом мероприятий РОО "Союз писателей РБ" на 2014 год (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 21.04.2014 - т. 2, л.д. 44-46), в том числе, предусмотрено проведение литературных вечеров, посвященных 75-летию со дня рождения писателей Гирфанова Т.Х. и Суфиярова Ф.С. Данный план состоит из мероприятий, посвященных юбилейным датам писателей и поэтов в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2014 N 353-р и Устава Союза писателей Республики Башкортостан.
Согласно п. 19 данного плана и прилагаемой смете, ответчик планировал проведение литературных вечеров и вечеров памяти писателей, юбилеи которых будут отмечаться в 2014 году, среди которых проведение литературного вечера, посвященного 60-летию со дня рождения известного башкирского писателя-прозаика, внесшего огромный вклад в дело развития башкирского романа, лауреата Государственной премии имени Салавата Юлаева Рината Камалова.
Между тем, литературные мероприятия, предусмотренные распоряжением Республики Башкортостан от 23.04.2014 N 353-р и приуроченные к 75-летию со дня рождения Гирфанова Т.Х. и Суфиярова Ф.С. ответчиком в планируемое время не проведены в связи с болезнью юбиляров. Названное подтверждается выпиской из протоколов от 19.05.2014 и от 13.11.2014.
Выделенные средства на проведение вышеуказанных мероприятий израсходованы ответчиком на проведение литературного вечера Камалова Р.А., а также другие мероприятия РОО "Союза писателей Республики Башкортостан".
Факт проведения литературного вечера, посвященного 60-летию со дня рождения писателя Камалова Р., подтвержден отчетом о проведении мероприятий, представленному ответчиком истцу за 2014 год (т. 2, л.д. 84-88), и не является спорным.
Кроме того, в 2015 году ответчик провел мероприятие, посвященное 125-летию со дня рождения государственного и общественного деятеля, первого председателя Союза писателей БАССР - Афзала Тагирова, о чем между истцом и ответчиком подписано дополнительное соглашение N 1 от 25.12.2015 к договору N 46 от 25.02.2015 об изменении плана мероприятий по РОО "Союза писателей Республики Башкортостан" на 2015 год (т. 1, л.д. 26-28).
Оснований для вывода об использовании ответчиком субсидии в размере 837 509 руб. не по назначению не имеется.
Как верно отметил суд первой инстанции, за счет средств бюджета могут проводиться юбилейные мероприятия, установленные п. 3 Регламента, а именно 50 лет, 75 лет, 100 лет и каждые последующие 50 лет со дня рождения выдающихся деятелей. Вместе с тем, согласно п. 4 Правил субсидии предоставляются общественному объединению на финансовое обеспечение затрат, связанных с проведением мероприятий в области культуры и искусства, национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений (проведение фестивалей, конкурсов, мастер-классов, выставок, творческих встреч, конференций, конгрессов, выездных семинаров, праздничных мероприятий, посвященных юбилейным датам и знаменательным событиям, мероприятий общероссийского и международного значения и других мероприятий в области культуры и искусства).
Принимая во внимание, что субсидии выделяются не только на проведение юбилейных мероприятий, но и для проведения иных значимых мероприятий в области культуры и искусства, национальных, государственно- конфессиональных и общественно-политических отношений, вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для возврата предъявленных к взысканию бюджетных средств истцом, является правильным.
Довод подателя жалобы о том, что Минкультуры РБ о факте допущения нарушения требований бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения узнало из акта ревизии Министерства финансов Республики Башкортостан N 54-16, полученного истцом 10.08.2016, предписания Министерства финансов Республики Башкортостан от 29.03.2017 N 02-07-98, полученного государственным органом 03.04.2017, судом апелляционной инстанции подлежит отклонению.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Пунктом 7 Правил установлено, что общественные объединения ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Минкультуры РБ отчеты о целевом расходовании и эффективности использования субсидий.
Таким образом, Минкультуры РБ должно было узнать о нарушении своего права при проверке достоверности предоставляемых ответчиком отчетов о целевом расходовании и эффективности использования субсидий.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что срок исковой давности по требованию о возврате неиспользованной субсидии по договору N 54 от 20.02.2014 следует исчислять не ранее 05.05.2015 (с учетом претензионного срока), по договору N 43 от 25.02.2015 не ранее 05.05.2016, является правомерным.
Учитывая, что с исковым заявлением истец обратился в арбитражный суд 30.04.2019, на момент подачи иска по требованиям, вытекающим из договора N 54 от 20.02.2014 срок исковой давности истек.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, взыскание государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявителя не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.10.2019 по делу N А07-14070/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства культуры Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14070/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНАЯ "СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
Третье лицо: Федеральное казначейство УФК по РБ