г. Владимир |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А43-33877/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Наумовой Е.Н., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сырф К.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения культуры "Творческо-досуговое объединение городского округа город Выкса" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.08.2019 по делу N А43-33877/2017, принятое судьей Игнатьевой О.В., по иску муниципального бюджетного учреждения культуры "Творческо-досуговое объединение городского округа город Выкса" (ИНН 5247047635, ОГРН 1075247001895) к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (ИНН 5260294552, ОГРН 1115260001449), индивидуальному предпринимателю Чуровой Галине Николаевне (ОГРНИП 31125621700053) о разделе земельного участка, третье лицо: администрация городского округа город Выкса по Нижегородской области (ИНН 5247051127, ОГРН 1115247001748), при участии в судебном заседании: от заявителя - муниципального бюджетного учреждения культуры "Творческо-досуговое объединение городского округа город Выкса" - Лаврентьева А.В. (по доверенности от 18.11.2019 N 325 сроком на 1 год, диплом от 06.06.2006 N ВСВ 0875220); от Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - Казакова П.С. (по доверенности от 10.01.2019 N 1 сроком на 3 года); от индивидуального предпринимателя Чуровой Галины Николаевны - Донцовой Е.Ю. (по доверенности от 11.10.2019 сроком на 3 года); от третьего лица - администрации городского округа город Выкса по Нижегородской области - Архаровой Т.А. (по доверенности от 28.10.2019 N 144, диплом от 28.06.2019 N 1575), Лаврентьева А.В. (по доверенности от 19.03.2019 N 39 сроком на 1 год, диплом от 06.06.2006 N ВСВ 0875220).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Творческо-досуговое объединение городского округа город Выкса" (далее - Учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) и индивидуальному предпринимателю Чуровой Галине Николаевне (далее - Предприниматель) с требованиями:
- разделить по правилам пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок из состава земель лесного фонда, с кадастровым номером 52:53:0000000:821 на два земельных участка, образовав из него новый земельный участок площадью 49 531 кв.м в границах согласно схемы раздела земельного участка, подготовленной кадастровым инженером Меньшовой Е.П., с описанием следующих характерных точек:
Обозначение характерных точек |
Координаты, м |
|
Х |
Y |
|
3 |
401848,95 |
1271469,95 |
4 |
401927,20 |
1271504,27 |
5 |
401963,35 |
1271516,38 |
6 |
401993,61 |
1271525,86 |
7 |
402006,54 |
1271529,81 |
8 |
402018,68 |
1271531,22 |
1 |
402026,26 |
1271534,75 |
2 |
402109,41 |
1271592,14 |
9 |
402105,06 |
1271598,11 |
10 |
402103,32 |
1271597,84 |
11 |
402099,75 |
1271600,51 |
12 |
402098,65 |
1271601,13 |
13 |
401994,85 |
1271571,36 |
14 |
401985,66 |
1271589,66 |
15 |
401982,40 |
1271592,63 |
16 |
401913,08 |
1271593,40 |
17 |
401834,63 |
1271568,82 |
18 |
401533,46 |
1271457,84 |
19 |
401572,61 |
1271355,53 |
с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером 52:53:0000000:821 в измененных границах;
* обязать Департамент обеспечить постановку на кадастровый учет вновь образованного земельного участка из состава земель лесного фонда площадью 49 531 кв.м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 52:53:0000000:821, в месячный срок с даты получения межевого плана на земельный участок;
* прекратить за Предпринимателем право пользования на условиях аренды вновь образованным земельным участком из состава земель лесного фонда площадью 49 531 кв.м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 52:53:0000000:821.
В процессе рассмотрения дела Учреждение уточнило свои требования и просило:
- разделить по правилам пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок из состава земель лесного фонда, с кадастровым номером 52:53:0000000:821 на два земельных участка, образовав из него новый земельный участок площадью 49 531 кв.м в границах согласно схемы раздела земельного участка, подготовленной кадастровым инженером Меньшовой Е.П., с описанием следующих характерных точек:
Обозначение характерных точек |
Координаты, м |
|
Х |
Y |
|
3 |
401848,95 |
1271469,95 |
4 |
401927,20 |
1271504,27 |
5 |
401963,35 |
1271516,38 |
6 |
401993,61 |
1271525,86 |
7 |
402006,54 |
1271529,81 |
8 |
402018,68 |
1271531,22 |
1 |
402026,26 |
1271534,75 |
2 |
402109,41 |
1271592,14 |
9 |
402105,06 |
1271598,11 |
10 |
402103,32 |
1271597,84 |
11 |
402099,75 |
1271600,51 |
12 |
402098,65 |
1271601,13 |
13 |
401994,85 |
1271571,36 |
14 |
401985,66 |
1271589,66 |
15 |
401982,40 |
1271592,63 |
16 |
401913,08 |
1271593,40 |
17 |
401834,63 |
1271568,82 |
18 |
401533,46 |
1271457,84 |
19 |
401572,61 |
1271355,53 |
с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером 52:53:0000000:821 в измененных границах;
* обязать Департамент обеспечить постановку на кадастровый учет вновь образованного земельного участка из состава земель лесного фонда площадью 49 531 кв.м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 52:53:0000000:821, в месячный срок с даты получения межевого плана на земельный участок;
* прекратить за Предпринимателем право пользования на условиях аренды вновь образованным земельным участком из состава земель лесного фонда площадью 49 531 кв.м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 52:53:0000000:821.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа город Выкса по Нижегородской области (далее - Администрация.)
Решением от 16.08.2019 Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Обжалуя судебный акт, заявитель ссылается на то, что Учреждением предпринимались меры по получению согласия на раздел исходного земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 52:53:0000000:138 от арендатора - Предпринимателя. Полагает, что принятым решением суд лишил Учреждение, как правообладателя объекта недвижимости, предусмотренного законом исключительного права на оформление прав на земельный участок. Указал на то, что удовлетворение заявленных требований позволит Учреждению обратиться в Департамент за оформлением прав на уже сформированный и поставленный на кадастровый учет свободный от прав третьих лиц земельный участок.
Департамент и Предприниматель в отзывах на апелляционную жалобу возразили по доводам заявителя, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы заявителя - несостоятельными.
Администрация отзыв по существу апелляционной жалобы не представила.
В судебном заседании от 28.11.2019 представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить; представители Департамента, Предпринимателя возразили по доводам заявителя, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения; представители Администрации поддержали позицию заявителя апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.07.2018 по делу N А43-46994/2017, Департаментом (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Выксалес" (далее - ООО "Выксалес") (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 16.02.2009 N 300, по условиям которого арендатору на срок до 16.02.2058 для заготовки древесины передан участок лесного фонда площадью 18 783 га, находящийся по адресу: Нижегородская область, Выксунский район, Выксунское районное лесничество, Пристанское участковое лесничество, кварталы 1-79, 82-96, 104116, 124-130, 138-142, 150-154, 158, 160-164, 169, 170, 177-226.
По соглашению от 26.08.2014 обязанности арендатора по договору аренды от 16.02.2009 N 300 от ООО "Выксалес" переданы Предпринимателю.
На части указанного участка площадью 4,95 га находится центр досуга "Сосновый бор", в который входят следующие объекты: гаражи здание кирпичное, площадью 225,5 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:85 (здание N 4); нежилое здание деревянное, площадью 38,7 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:87 (здание N 5); нежилое здание деревянное, площадью 51,7 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:86 (здание N 6); нежилое здание деревянное, 2-этажное, площадью 180,3 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:84 (здание N 3); нежилое здание деревянное, 2-этажное, площадью 347 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:83 (здание N 1); жилой 2-этажный дом площадью 78,1 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:82 (здание N 2); водонапорная башня кадастровый номер 52:53:0050705:88 (сооружение 7с); вагончик для сторожа, складское помещение, забор.
Водонапорная башня, домик лесника, база отдыха "Сосновый бор", жилой дом переданы Учреждению Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации на основании договора от 14.02.2013 N 2/2013 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют зарегистрированные права на: гаражи здание кирпичное, площадью 225,5 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:85 (здание N 4); нежилое здание деревянное, 38,7 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:87 (здание N 5); нежилое здание деревянное, 51,7 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:86 (здание N 6); нежилое здание деревянное, 2-этажное, 180,3 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:84 (здание N 3); нежилое здание деревянное, 2-этажное, 347 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:83 (здание N 1).
Указанные объекты приняты Администрацией на учет как бесхозяйные.
На объекты - жилой 2-этажный дом площадью 78,1 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:82 (здание N 2) и водонапорную башню кадастровый номер 52:53:0050705:88 (сооружении 7с) зарегистрировано право муниципальной собственности за Администрацией (свидетельство от 01.06.1999 и 27.12.2017).
03.05.2017 на жилой 2-этажный дом площадью 78,1 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:82 (здание N 2) осуществлена государственная регистрация права оперативного управления за Учреждением.
В целях оформления землепользования под объектами недвижимости для осуществления рекреационной деятельности Учреждение обратилось в Департамент с заявлением об осуществлении выбора лесного участка и оформлении акта натурного технического обследования лесного участка площадью 4,95 га (от 27.03.2014. N 17). Расчет указанной площади осуществлен Учреждением на основании строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78.
30.08.2014 руководителем Выксунского районного лесничества, специалистом Пристанского участкового лесничества и директором Учреждения составлен акт натурного технического обследования лесного участка N 8, согласно которому площадь под комплексом сооружений и зданиями центра досуга "Сосновый бор" составляет 4,95 га.
Названный акт утвержден приказом Департамента от 14.11.2014 N 1426. Учреждение подготовило и направило в адрес Департамента схему раздела лесного участка с кадастровым номером 52:53:0000000:138.
В связи с отсутствием согласования раздела названного участка с Предпринимателем, Департамент 25.03.2016 отказал Учреждению в согласовании схемы.
Постановлением руководителя Выксунского районного лесничества Департамента от 29.12.2016 Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование земельного участка лесного фонда, расположенного в выделах N N 3,6 квартала 13, выделах NN 1,2 квартала N 26 Пристанского участкового лесничества Выксунского районного лесничества, площадью примерно 4,95 га, без специальных разрешений на использование указанных участков, а именно, без предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. В ходе проведенной проверки было установлено, что Учреждение использует названный участок лесного фонда площадью примерно 4,95 га для осуществления центром досуга "Сосновый бор" рекреационной деятельности по организации отдыха и досуга граждан, в частности, для размещения трех корпусов для проживания граждан, вагончика для сторожа, двух бань, бассейна, гаражей и складского помещения, без специальных разрешений.
Учреждение привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 200 000 руб.
Решением Выксунского городского суда Нижегородской области от 17.05.2017 по делу N 12-26/2017 подтверждено нарушение со стороны Учреждения действующего лесного и земельного законодательства, при этом суд счел возможным снизить размер штрафа до 100 000 руб.
Полагая, что отказ Департамента в разделе земельного участка с кадастровым номером 52:53:0000000:138 нарушает право Учреждения на оформление земельного участка в пользование, порождает для него негативные последствия в виде привлечения к административной ответственности, последнее в октябре 2017 года обратилось в арбитражный суд с иском, заявив следующие требования:
- прекратить за Предпринимателем право пользования на условиях аренды частью земельного участка площадью 4,95 га, расположенного в границах выделов N N 3, 6 квартала 13 и выделов NN 1, 2 Пристанского участкового лесничества Выксунского районного лесничества, который находится в составе земельного участка с кадастровым номером 52:53:0000000:138;
- разделить земельный участок с кадастровым номером 52:53:0000000:138 на два земельных участка по правилам пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, образовав из него новый земельный участок площадью 4,95 га (49 500 кв.м) в границах согласно схемы раздела земельного участка, подготовленного кадастровым инженером Пеговым Александром Захаровичем, квалификационный аттестат 52-11-136, с описанием следующих характерных точек
Обозначение характерных точек |
Координаты, м |
|
|
X |
Y |
1 |
402026,00 |
1271534,75 |
2 |
402109,77 |
1271593,07 |
н3 |
402105,69 |
1271598,46 |
н4 |
402103.32 |
1271597,84 |
н5 |
402099,75 |
1271600,51 |
н6 |
402098,65 |
1271601,13 |
н7 |
401994,85 |
1271571,36 |
н8 |
401985,66 |
1271589,66 |
н9 |
401982,40 |
1271592,63 |
н10 |
401913,08 |
1271593,40 |
н11 |
401834,63 |
1271568,82 |
н12 |
401533,46 |
1271457,84 |
н13 |
401572,61 |
1271355,53 |
н14 |
401848,95 |
1271469,05 |
н15 |
401927,20 |
1271504,27 |
н16 |
401963,35 |
1271516,38 |
н17 |
401923,61 |
1271525,86 |
н18 |
402006,54 |
1271529,81 |
н19 |
402018,66 |
1271531,22 |
- обязать Департамент обеспечить постановку на кадастровый учет вновь образованного земельного участка площадью 4,95 га (49 500 кв.м) в месячный срок с даты получения межевого плана на земельный участок.
В соответствии с приказом Департамента от 21.12.2017 N 1603 земельный участок с кадастровым номером 52:53:0000000:138 площадью 105 821,6879 га разделен:
- на земельный (лесной) участок кадастровый номер 52:53:0000000:821 площадью 22 182,9922 га, категория земель - земли лесного фонда;
- на земельный (лесной) участок кадастровый номер 52:53:0000000:138 площадью 83 638,6957 га, категория земель - земли лесного фонда.
Земельный (лесной) участок кадастровый номер 52:53:0000000:821 площадью 22 182,9922 га обременен правом аренды Предпринимателя.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.07.2018 по делу N А43-46994/2017 признаны самовольными постройками:
- гаражи здание кирпичное, площадью 225,5 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:85 (здание N 4);
* нежилое здание деревянное, 38,7 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:87 (здание N 5);
* нежилое здание деревянное, 51,7 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:86 (здание N 6);
* нежилое здание деревянное, 2-хэтажное, 180,3 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:84 (здание N 3 );
- нежилое здание деревянное, 2-этажное, 347 кв.м., кадастровый номер 52:53:0050705:83 (здание N 1).
Суд обязал Администрацию и Учреждение, в месячный срок с момента вступления в силу решения суда освободить лесной участок, площадью 4,95 га, расположенный в Нижегородской области, г.о.г. Выкса, Выксунском районном лесничестве, Пристанском участковом лесничестве, квартале 13, в части выделов 3 и 6, в квартале 26 в части выделов 1 и 2, от указанных самовольных построек, а также вагончика для сторожа, складского помещения и забора; в удовлетворении остальной части иска отказал.
27.05.2019 Администрация обратилась в Департамент по поводу согласования схемы раздела земельных участков с кадастровыми номерами 52:53:0000000:138 и 52:53:0000000:821.
Письмом от 17.06.2019 N Сл-414-07-139469/19 Департамент отказал в согласовании схемы раздела вышеназванных земельных участков, указав, что относительного объекта недвижимости кадастровый номер 52:53:0050705:88, право муниципальной собственности на который зарегистрировано в 2017 году, неприменима норма пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; в отношении объекта кадастровый номер 52:53:0050705:82, право собственности на который зарегистрировано в 1999 году, заявителю необходимо подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения с иском в суд.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Часть 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Согласно части 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (статья 9 Лесного кодекса Российской Федерации).
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена в пункте 8 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации
Согласно части 1 статьи 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01.01.2016, зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации такого лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ установлен запрет на отказ в согласовании схемы расположения, подготовленный для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01.01.2016, зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов.
Порядок подготовки и утверждения данной схемы определен пунктами 2 - 5 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
С учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области от 02.07.2018 по делу N А43-46994/2017 в пользовании истца находятся жилой 2-этажный дом площадью 78,1 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:82 и водонапорная башня кадастровый номер 52:53:0050705:88, права муниципальной собственности на которые зарегистрированы соответственно 01.06.1999 и 27.12.2017.
Из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области от 02.07.2018 по делу N А43-46994/2017 следует, что водонапорная башня построена в 1985 году и в 1992 году включена в реестр муниципальной собственности Администрации. Следовательно, право муниципальной собственности на здание водонапорной башни возникло до 01.01.2016, в связи с чем в отношении как здания жилого 2-этажный дом площадью 78,1 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:82, так и водонапорная башня кадастровый номер 52:53:0050705:88 возможно применение пункта 7 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ.
Учреждение и Администрация обращались в Департамент по поводу согласования схемы заявленного участка лесного фонда и получали отказы от ответчика. Обжалование полученных отказов ими не производилось.
Не пройдя указанную процедуру образования земельного участка как условие возможного предоставления такого участка из состава земель лесного фонда под объектами недвижимости, права на которые зарегистрированы до 01.01.2016, Учреждение сразу же обратилось в суд с иском о разделе лесного участка и понуждении ответчика поставить на кадастровый учет вновь образованные земельные участки.
Суд первой инстанции, придя к выводу о несоблюдении истцом публичной процедуры предоставления земельного участка, обоснованно посчитал заявленные требования преждевременными и не подлежащими удовлетворению.
При этом судом первой инстанции также учтено, что истец полагает необходимым предоставление ему земельного участка из состава земель лесного фонда площадью 49 531 кв.м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 52:53:0000000:821.
Между тем, с учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области от 02.07.2018 по делу N А43-46994/2017 в пользовании истца находятся жилой 2-этажный дом площадью 78,1 кв.м, кадастровый номер 52:53:0050705:82 и водонапорная башня кадастровый номер 52:53:0050705:88.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле материалы, суд первой инстанции обоснованно указал на недоказанность Учреждением площади испрашиваемого земельного участка.
Согласно пункту 3 письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.09.2017 N 26268-ВА/23и "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ" при подготовке и согласовании схемы расположения земельного участка, занятого объектом недвижимости, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 г. (пункт 7 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ), значение площади образуемого земельного участка оценивается, в отличие от положений пунктов 1 и 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, на соответствие предельным максимальным размерам, установленным согласно статье 33 Земельного кодекса Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При отсутствии установленных предельных размеров площадь образуемого земельного участка оценивается исходя из площади земельного участка, занятой объектом недвижимого имущества, и площади, необходимой для использования этого объекта недвижимости. В таком случае принимается во внимание фактическое использование земельного участка, в частности объекты искусственного и природного происхождения, указывающие на сложившиеся с течением времени границы земельного участка, а также практика предоставления земельных участков в период создания объекта недвижимости для размещения аналогичных объектов недвижимости. Например, если для размещения жилого дома в конкретном муниципальном образовании предоставлялись земельные участки размером 1500 кв.м, то и размер земельного участка, образуемого в случае, указанном в пункте 7 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ, должен быть сопоставимым по площади.
Акт натурного технического обследования лесного участка от 30.08.2014 N 8, согласно которому площадь под комплексом сооружений и зданиями Центра досуга "Сосновый бор" составляет 4,95 га, а также Постановление руководителя Выксунского районного лесничества Департамента от 29.12.2016, решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 17.05.2017 по делу N 12-26/2017 приняты без учета вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области от 02.07.2018 по делу N А43-46994/2017 о признании построек самовольными.
Довод Учреждения о необходимости предоставления ему земельного участка площадью 49 531 кв.м, сопоставимой с площадями занятыми другими организациями, осуществляющими рекреационную деятельность на территории Выксунского района, судом рассмотрен и отклонен как не учитывающий фактическое использование спорного земельного участка и его индивидуальные характеристики.
Наличие у Предпринимателя права аренды участка лесного фонда подтверждено заключенным с Департаментом договором аренды, который не признан недействительным в установленном законом порядке, что также исключает удовлетворение иска в части прекращения права пользования на условиях аренды лесного участка.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Выбор способа защиты права и формулирование предмета иска являются правом истца, который в соответствии с пунктами 4, 5 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации формулирует в исковом заявлении исковое требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), и фактическое обоснование заявленного требования - обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования (основание иска).
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение указанной нормы права истец не представил доказательств, свидетельствующих о том, что удовлетворение иска приведет к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав, а именно, к оформлению землепользования.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил все имеющие значение для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, не допустив при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судом обстоятельств дела. Вместе с тем, оснований для иной оценки представленных в дело документов суд апелляционной инстанции при проверке правильности принятого по делу судебного акта не установил.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.08.2019 по делу N А43-33877/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения культуры "Творческо-досуговое объединение городского округа город Выкса" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Устинова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-33877/2017
Истец: МБУК "Творческо-досуговое объединение городского округа город Выкса"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, ИП Чурова Галина Николаевна
Третье лицо: Администрация городского округа город Выкса Нижегородской области, МБУК ТДО