г. Пермь |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А50-24058/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Голубцова В.Г.
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 19 сентября 2019 года,
принятое судьей Мухитовой Е.М.,
путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-24058/2019
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (ОГРН 1065919024380, ИНН 5919005188)
к обществу с ограниченной ответственностью "СТРОЙДЕТАЛЬ" (ОГРН 1075919001740, ИНН 5919007918)
о взыскании 500,00 руб.,
установил:
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СТРОЙДЕТАЛЬ" (далее - ответчик, страхователь, должник) о взыскании финансовых санкций в размере 500 руб. за представление неполных и (или) недостоверных сведений за отчетный период октябрь 2018 года.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.09.2019, принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято при неправильном применении судом норм материального права, а именно: к настоящим правоотношениям нормы Налогового кодекса Российской Федерации не применимы, процедура привлечения страхователя к ответственности прописана в федеральном законе N 27-ФЗ, при этом трехгодичный срок со дня составления акта и вынесения решения, управлением при обращении в суд соблюден. Кроме того, указывает, что платеж заявителя от 12.02.2019 в сумме 500 руб. произведен за несвоевременное предоставление сведений за январь 2018 года.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу ответчиком не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙДЕТАЛЬ" зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
16.11.2018 страхователем представлены в управления сведения по форме СЗВ-М с типом "исх" за отчетный период октябрь 2018 года, т.е. позже срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Управлением проведена проверка с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в ходе которой выявлено нарушение срока представления сведений, что зафиксировано протоколом проверки от 16.11.2018.
Указанное обстоятельство нашло отражение в акте от 20.11.2018, в котором предлагалось привлечь страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц" (далее - закон N 27-ФЗ).
21.12.2018 по результатам рассмотрения материалов проверки управлением вынесено решение N 203S19180026312, которым страхователь привлечен к ответственности по абзацу 3 статьи 17 закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.
Требованием от 23.01.2019 N 203S01190001780, направленным должнику 24.01.2019 страхователю предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок до 12.02.2019.
Поскольку в установленный требованием срок задолженность не была уплачена, 19.07.2019 управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
В удовлетворении иска суд первой инстанции отказал.
Управление по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, считает, что решение подлежит отмене.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
Согласно статье 1 закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ, в редакции, действующей после 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно положениям, предусмотренным пунктом 2 статьи 8 федерального закона N 27-ФЗ, порядок представления сведений определяется численностью работающих: если она составляет 24 человека и менее, то работодатели вправе представить форму СЗВ-М как на бумажном носителе, так и в электронном виде; при численности 25 человек и более представление формы СЗВ-М возможно только в электронном виде.
Статьей 17 федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. за каждое нарушение.
В части 17 статьи 17 закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Ответственность, предусмотренная абзацем 4 статьи 17 федерального закона N 27-ФЗ, может наступать только при наличии вины страхователя в совершении соответствующего правонарушения. При рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
С учетом обстоятельств настоящего дела, фонд правомерно привлек общество к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 500 руб.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что ответчиком в материалы дела представлены возражения, а также письмо в адрес истца от 20.02.2019 с приложением чека об операции, подтверждающего оплату 12.02.2019, произведенную во исполнение требования от 23.01.2019 N 203S01190001780 на сумму 500 руб.
Оспаривая оплату, истец указывает, что сумма штрафных санкций в размере 500 руб. по платежному документу от 12.02.2019 была оплачена ответчиком за несвоевременное предоставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за январь 2018 года, в связи с чем, требования, изложенные в настоящем заявлении обоснованы.
При этом, как следует из чека об операции от 12.02.2019 N операции 2234852 в назначении платежа истцом указано "треб.23.01.2019 N203S01190001780 ООО СТРОЙДЕТАЛЬ 069-017-016857".
В связи с чем, суд находит необоснованными доводы Управления об отнесении данного платежа в счет оплаты нарушения выявленного за январь 2018 года, поскольку при оплате финансовой санкции ответчиком указано именно спорное требование, являющееся предметом рассмотрения по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, учитывая, что требование от 23.01.2019 N 203S01190001780 добровольно исполнено ответчиком в установленный Управлением срок, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Взыскание с общества финансовой санкции за спорное нарушение в судебном порядке привело бы к привлечению общества к двойной ответственности за одно и тоже нарушение, что является недопустимым.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе взысканию с управления не подлежат в силу освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 сентября 2019 года принятое в порядке упрощенного производства по делу N А50-24058/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24058/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СОЛИКАМСКЕ И СОЛИКАМСКОМ РАЙОНЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СОЛИКАМСКЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ООО "СТРОЙДЕТАЛЬ"
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16181/19