г. Чита |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А19-8968/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.Л. Каминского, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 октября 2019 года по делу N А19-8968/2019 по заявлению Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (филиал ОАО "ИЭСК" "Восточные электрические сети") (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, адрес: 664033, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 257; 664047, г. Иркутск, проезд Трудовой, 40) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, 3811020966, адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, д. 17) об отмене постановления N 038/170/19 от 29.03.2019 по делу об административном правонарушении N4-9.21-782/38-18
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица, Денисова Артемия Александровича (г. Иркутск): не было
установил:
Заявитель, Открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области об отмене постановления N 038/170/19 от 29.03.2019 по делу об административном правонарушении N4-9.21-782/38-18.
Решением суда первой инстанции от 29.10.2019 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции сделал ошибочные выводы о наличии в действиях общества состава правонарушения предусмотренного ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именного его субъективной стороны. Общество предприняло все зависящие от него меры по исполнению договора.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Управление просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 15.11.2019.
Согласно пункту 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Постановлением Управления о назначении административного наказания от N 038/170/19 от 29.03.2019 (резолютивная часть оглашена 27.03.2019) ОАО "ИЭСК" признано виновным в совершении правонарушения предусмотренным ч. 2 с т. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем ему назначено наказание в порядке ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Диспозиция ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Диспозиция ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектами ответственности по ч. 1 и 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектом электросетевого хозяйства.
Материалами дела подтверждается, что общество владеет на законном основании объектами электросетевого хозяйства и осуществляет деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии в соответствие с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Объектом посягательства, данного правонарушения являются правоотношения в области электроэнергетики.
Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения состоит, в том числе в повторном нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Как следует из материалов дела, 19.02.2018 Денисовым А.А. в ОАО "ИЭСК" подана заявка (вх. рег. N 1740) на осуществление технологического присоединения бытовых энергопринимающих устройств, (электролампочки, имеющие между собой электрические связи и иное оборудование) в точке присоединения: вводное устройство (ВУ) или вводное распределительное устройство (ВРУ), расположенные (будут располагаться): Иркутская область, Иркутский район, д. Грановщина, ул. Легасова, 6.
02.04.2018 между заявителем и ОАО "ИЭСК" был заключен договор об осуществлении технологического присоединения N 413/18-ВЭС (далее - Договор N 413/18-ВЭС от 02.04.2018).
Приложением к Договору являются Технические условия N 413/18-ВЭС от 02.04.2018 (далее - Технические условия).
В приложении к Договору N 413/18-ВЭС от 02.04.2018 стороны согласовали Технические условия для присоединения к электрическим сетям, в которых определили перечень и объем обязательств для каждой из сторон.
Техническими условиями по Договору N 413/18-ВЭС от 02.04.2018 предусмотрено, что сетевая организация, в том числе, осуществляет строительство ВЛ 10/0,4 кВ и КТП 10/0,4 кВ.
Срок действия указанных технических условий составляет 2 года с момента заключения Договора (пункт 4 Договора, пункт 12 Технических условий).
Согласно пункту 5 Договора N 413/18-ВЭС от 02.04.2018 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения данного договора.
Срок выполнения ОАО "ИЭСК" мероприятий об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства по Договору N 413/18-ВЭС от 02.04.2018 истек 02.10.2018.
Как установил суд первой инстанции, в связи с тем, что на момент окончания срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению (02.10.2018) ОАО "ИЭСК" строительство ВЛ 0,4 кВ до границ земельного участка заявителя не выполнило.
Оценив указанное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что такие действия ОАО "ИЭСК", выразившиеся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя по Договору N 413/18-ВЭС от 02.04.2018, нарушают требования Правил технологического присоединения, что свидетельствует о наличии в действиях общества события правонарушения охватываемого диспозицией ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что ранее общество уже привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а его законность и обоснованность подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 18.07.2017 по делу N А19- 4282/2017 (Постановление Четвертого арбитражного Апелляционного суда от 28.09.2017, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.12.2017) и срок, установленный ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент совершения рассматриваемого правонарушения (02.10.2018) не истек, суд первой инстанции правомерно квалифицировал действия общества по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное повторно.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2).
Как следует из материалов дела, предприятие в силу своего правого статуса не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам дела у него имелась такая возможность.
Так с целью выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями Договора N 413/18-ВЭС от 02.04.2018, ОАО "ИЭСК" осуществило следующие действия.
23.05.2018 подписано дополнительное соглашение N 1 к договору N 84-ВЭС-2017 от 06.10.2017 о продлении сроков выполнения работ на выполнение комплекса работ по разработке и утверждению проектов планировки и межевания территорий для строительства линейных объектов в Уриковском муниципальном образовании Иркутского района Иркутской области - до 15 кВт (включительно) заключенным с ООО "Юнистрой".
31.05.2018 между ОАО "ИЭСК" и ООО "Юнистрой" подписан акт N 5/84-ВЭС2018 об исполнении обязательств по договору N 84-ВЭС-2017 от 06.10.2017.
19.06.2018 утвержденные проекты планировки и межевания территории переданы ООО "Восточно-Сибирская Кадастровая Компания (ООО "ВСКК").
14.08.2018 заключен договор по результатам закупки с ООО "Сибпроектстрой". 20.08.2018 - получено согласование со стороны Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области по объекту: "КТП 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Урик-Грановщина А (ул. Легасова. 6, ул. Сахарова, 11, ул. Курчатова, 16).
19.09.2018 ОАО "ИЭСК" с ООО "ВСКК" подписано дополнительное соглашение N 1 к договору N 231-ВЭС-2016 от 21.11.2016 о продлении сроков выполнения работ.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, поскольку указанные мероприятия не привели в конечном итоге с своевременному исполнению ОАО "ИЭСК" обязательств перед потребителем на присоединение его энергопринимающих приборов к электрическим сетям, то нет оснований утверждать, что обществом приняты все надлежащие меры для соблюдения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Ссылки общества на то, что несвоевременное исполнение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств обусловлено неисполнением контрагентами общества принятых на себя обязательств по межеванию земельных участков и строительства сетей, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку указанное вытекает из гражданско-правовых отношений сторон этих правоотношений и не влияет на правоотношения потребителя и с субъектом естественной монополии, сетевой организацией.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 Ю5-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер, Указанный договор является публичным.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
ОАО "ИЭСК" как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу ст.4 Федерального закона N 147-ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях", определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, следовательно, обязано соблюдать установленный порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Согласно пункту 6 названных Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В подпункте "б" пункта 16 Правил технологического присоединения определены сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям. Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для физических лиц, подавших заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, используемых для бытовых нужд, максимальной мощностью до 15 кВт включительно, составляет 6 месяцев при условии, что расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Продление сроков технологического присоединения законодательством не предусмотрено.
Таким образом, срок, предусмотренный пунктом 16 Правил технологического присоединения, является предельным и его исчисление начинается с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил технологического присоединения, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что указанное свидетельствует о наличии в действиях общества события и состава вменяемого ему правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст.9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Размер санкции определен обществу в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, с учетом требований ч. 1 и 3, 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "29" октября 2019 года по делу N А19-8968/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8968/2019
Истец: ОАО "Иркутская электросетевая компания "ИЭСК" в лице филиала ОАО "ИЭСК" "Восточные электрические сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Денисов Артемий Александрович