г. Чита |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А19-8963/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Каминского В.Л., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" в лице филиала ОАО "ИСК" "Восточные электрические сети" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 октября 2019 года по делу N А19-8963/2019 по заявлению Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" в лице филиала ОАО "ИСК" "Восточные электрические сети" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, 3811020966) об отмене постановления N 038/171/19 от 29 марта 2019 года по делу об административном правонарушении N 4-9.21-784/38-18,
третье лицо Лапшина Валентина Савельевна,
в отсутствие в судебном заседании участвующих в деле лиц,
установил:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" в лице филиала ОАО "ИСК" "Восточные электрические сети" (далее - заявитель, общество или ОАО "ИСК" "Восточные электрические сети") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - УФАС по ИО, Управление) об отмене постановления N 038/171/19 от 29.03.2019 по делу об административном правонарушении N 4-9.21-784/38-18.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 28 мая 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Лапшина Валентина Савельевна (далее - Лапшина В.С., либо третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 октября 2019 года в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление антимонопольного органа соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Общество, не согласившись с данным решением, обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что обществом были предприняты все зависящие от него действия для исполнения своих обязательств по договору.
Управление в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представила.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что в Иркутское УФАС России поступило заявление представителя по доверенности гражданки Лапшиной В.С. - Казанцева С.А. (вх. N 14966-ЭП/18 от 19.10.2018 г.) о совершении ОАО "ИЭСК" административного нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выразившегося в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя по договору N 347/18 -ВЭС от 02.04.2018 г.
Определением от 19.11.2018 N 2943/18 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО "ИЭСК".
В результате административного расследования в связи с выявленными нарушениями 18.01.2019 должностным лицом административного органа в отношении ОАО "ИЭСК" составлен протокол об административном правонарушении N 18/19 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением N 038/171/19 от 29.03.2019 по делу об административном правонарушении N 4-9.21-784/38-18 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в повторном нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, а именно: в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя по договору N347-ВЭС от 02.04.2018 г., обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Заявитель, полагая, что указанное постановление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления и предписания правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
На основании статьи 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса. Рассматривать указанные дела об административных правонарушениях от имени названных органов вправе руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
Обжалуемое постановление вынесено заместителем руководителя - начальником отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России, т.е. уполномоченным должностным лицом.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
Пунктом 2 Правила технологического присоединения предусмотрено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 3 Правила технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 16 Правила технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Пунктом 14 Правила технологического присоединения установлено, что в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил;
г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 13.02.2018 Лапшиной В.С. в филиал ОАО "ИЭСК" "Восточные электрические сети" подана заявка (вх. рег N 1740) на осуществление технологического присоединения бытовых энергопринимающих устройств, (электролампочки, имеющие между собой электрические связи и иное оборудование) в точке присоединения: вводное устройство (ВУ) или вводное распределительное устройство (ВРУ), расположенные (будут располагаться): Иркутская область, Иркутский район, д. Грановщина, ул. Сазарова, 11.
02.04.2018 между заявителем и филиалом ОАО "ИЭСК" "Восточные электрические сети" был заключен договор об осуществлении технологического присоединения N 347/18-ВЭС (далее - Договор N 347/18-ВЭС от 02.04.2018 г.). Приложением к Договору являются Технические условия N 347/18-ВЭС от 02.04.2018 (далее - Технические условия).
В приложении к Договору N 347/18-ВЭС от 02.04.2018 стороны согласовали Технические условия для присоединения к электрическим сетям, в которых определили перечень и объем обязательств для каждой из сторон. Срок действия указанных технических условий составляет 2 года с момента заключения Договора (пункт 4 Договора, пункт 12 Технических условий).
Согласно пункту 5 Договора N 347/18-ВЭС от 02.04.2018 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения данного договора.
Срок выполнения ОАО "ИЭСК" мероприятий об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства по Договору N 347/18-ВЭС от 02.04.2018 истек 02.10.2018.
Техническими условиями по Договору N 347/18-ВЭС от 02.04.2018 предусмотрено, что сетевая организация, в том числе осуществляет строительство ВЛ 10/0,4 кВ и КТП 10/0,4 кВ.
В связи с тем, что на момент окончания срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению (02.10.2018 г.) ОАО "ИЭСК" строительство ВЛ 0,4 кВ до границ земельного участка заявителя не выполнило и у заявителя отсутствует возможность в полном объеме выполнить мероприятия по технологическому присоединению, определенные в пункте 11 Технических условий, Лапшина В.С. с заявлением обратилась в Иркутское УФАС России.
ОАО "ИЭСК" с целью выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями Договора N 347/18 -ВЭС от 02.04.2018, осуществило следующие действия:
24.08.2017 проведена закупка по выбору организации для выполнения комплекса работ по разработке и утверждению проектов планировки и межевания территорий для строительства линейных объектов в Уриковском муниципальном образовании Иркутского района Иркутской области.
По результатам закупки с ООО "Юнистрой" заключен договор N 84-ВЭС-2017 на выполнение комплекса работ по разработке и утверждению проектов планировки и межевания территорий для строительства линейных объектов в Уриковском муниципальном образовании Иркутского района Иркутской области - до 15 кВт (включительно).
Администрацией Уриковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области вынесено постановление об утверждении проектов планировки и межевания территорий.
23.05.2018 подписано дополнительное соглашение N 1 к договору N 84-ВЭС-2017 от 06.10.2017 о продлении сроков выполнения работ.
31.05 2018 между ОАО "ИЭСК" и ООО "Юнистрой" подписан акт N 5/84 -ВЭС- 2018 об исполнении обязательств по договору N 84-ВЭС-2017 от 06.10.2017.
19.06.2018 утвержденные проекты планировки и межевания территории переданы ООО "Восточно-Сибирская Кадастровая Компания (ООО "ВСКК").
21.11.2016 между ОАО "ИЭСК" и ООО "ВСКК" заключен договор N 231-ВЭС- 2016 на выполнение комплекса работ по получению разрешений на строительство (реконструкцию) объектов в Иркутском районе Иркутской области - диапазон мощности до 15 кВт.
30.08.2018 ООО "ВСКК" получена доверенность в Министерстве имущественных отношений в Иркутской области для постановки на кадастровый учет земельного участка в соответствии с постановлением администрации Уриковского муниципального образования от 20.03.2018 N 282 "Об утверждении проектов планировки и межевания территории" для строительства объекта: "Электрическая сеть д. Грановщина, ул. Курчатова, ул. Легасова, ул. Флерова, ул. Сахарова (СР 1040/16)", расположенного на территории Уриковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области.
19.09.2018 с ООО "ВСКК" подписано дополнительное соглашение N 1 к договору N 231 -ВЭС-2016 от 21.11.2016 о продлении сроков выполнения работ.
24.08.2017 проведена закупка по выбору организации на оказание комплекса услуг по получению разрешений на строительство.
14.08.2018 заключен договор по результатам закупки с ООО "Сибпроектстрой".
20.08.2018 получено согласование со стороны Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области по объекту: "КТП 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Урик-Грановщина А (ул. Легасова. 6, ул. Сахарова, 11, ул. Курчатова, 16).
23.10.2018 ООО "СИБПРОЕКТРОЙ" направлено письмо исх. N 101-421/18-421 от 23.10.2018 в адрес главы Администрации Уриковского муниципального образования об утверждении проекта планировки и межевания территории на строительство объекта: "КТП 10/0,4 кВ с ВЛ 0,4 кВ и линейным ответвлением от ВЛ 10 кВ Урик-Грановщина А (ул. Легасова,6, ул. Сахарова, 11, ул. Курчатова, 16).
29.10.2018 Администрацией Уриковского муниципального образования вынесено постановление о назначении публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки и межевания территории.
Одновременно ОАО "ИЭСК" представлен реестр исполненных договоров технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей по адресу: Иркутская область, Иркутский район, из которого следует, что ОАО "ИЭСК" в 2018 году осуществляло технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, в том числе, по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д.Грановщина (улицы Ярославского, Июльская, Матвеева) по договорам, заключенным в 2018 году.
Администрация Уриковского муниципального образования - сельского поселения указало на то, что 23.10.2018 (т. е. после истечения срока выполнения мероприятий по договору N 347-ВЭС/18) в ее адрес поступило заявление от ООО "Сибпроектстрой" (организация, определенная ОАО "ИЭСК" для оказания комплекса услуг по получению разрешений на строительство) об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории для строительства линейного объекта.
В результате рассмотрения указанного заявления, в соответствии со статьями 45,46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации от 29.10.2018 N 1623 назначены публичные слушания по вопросу утверждения проектов планировки и проектов межевания территории (размещено на официальном сайте www.урик-адм.рф).
Проекты планировки и межевания территории утверждены постановлением от 30.11.2018 N 1739.
Мероприятия ОАО "ИЭСК" не выполнены, технологическое присоединение энергопринимающих устройств Лапшиной В.С. в соответствии с договором N 347-ВЭС/18 не осуществлено.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Правила технологического присоединения определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
ОАО "ИЭСК" как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона N 147-ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях", определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, следовательно, обязано соблюдать установленный порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Согласно пункту 6 названных Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В подпункте "б" пункта 16 Правил технологического присоединения определены сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям. Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для физических лиц, подавших заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, используемых для бытовых нужд, максимальной мощностью до 15 кВт включительно, составляет 6 месяцев при условии, что расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Продление сроков технологического присоединения законодательством не предусмотрено.
Таким образом, срок, предусмотренный пунктом 16 Правил технологического присоединения, является предельным и его исчисление начинается с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил технологического присоединения, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Согласно пункту 6.1 Договора N 347/18-ВЭС от 02.04.2018 ОАО "ИЭСК" обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ОАО "ИЭСК" не исполнило принятые на себя обязательства согласно условиям договора и технических условий в срок.
Действия ОАО "ИЭСК", выразившиеся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя по Договору N 347/18-ВЭС от 02.04.2018 г., нарушают требования Правил технологического присоединения.
Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям установлена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
27.02.2017 Иркутским УФАС России вынесено Постановление N 109 о назначении административного наказания по делу N 32 об административном правонарушении в отношении ОАО "Иркутская электросетевая компания".
Данным постановлением ОАО "ИЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление N 109 вступило в законную силу.
Его законность и обоснованность подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 18.07.2017 по делу N А19-4282/2017 (Постановление Четвертого арбитражного Апелляционного суда от 28.09.2017, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.12.2017).
ОАО "ИЭСК" привлечено к административной ответственности 27.02.2017 по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях впервые.
Согласно части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что событие вмененного обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является установленным и подтвержденным материалами дела.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при подключении к инфраструктурным сетям (электрическим сетям).
Объективная сторона правонарушения выражается в повторном нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, а именно в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя по договору N 347/18-ВЭС от 02.04.2018.
Субъектом правонарушения является ОАО "ИЭСК".
Субъективную сторону деяния характеризует вина.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
ОАО "ИЭСК" имело возможность для соблюдения установленных норм действующего законодательства Российской Федерации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия объективных причин нарушения предельных сроков технологического присоединения Общество в суд не представило.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Обществом в материалы дела не представлено.
Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил технологического присоединения.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации Общество несет ответственность за результаты своей предпринимательской деятельности самостоятельно.
Кроме того, публичный статус ОАО "ИЭСК", как организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии, предопределяет повышенные требования законодательства к деятельности данного хозяйствующего субъекта, поскольку любые, не основанные на нормах права действия данной организации, нарушают права граждан, потребляющих электрическую энергию.
Следовательно, в действиях Общества имеется вина в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административном правонарушении" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Общество в силу своего правового статуса не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам дела у него имелась такая возможность.
Суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Оценив характер правонарушения, суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств совершения, позволяющих квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного.
Административное наказание (штраф) Управлением назначен обществу в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ снижению не подлежит.
На основании приведенных норм права и изложенных обстоятельств дела, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 октября 2019 года по делу N А19-8963/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8963/2019
Истец: ОАО "Иркутская электросетевая компания "ИЭСК" в лице филиала ОАО "ИЭСК" "Восточные электрические сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Лапшина Валентина Савельевна