12 декабря 2019 г. |
Дело N А65-6494/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сафаевой Н.Р.,
судей Балашевой В.Т., Морозова В.А.,
при ведении протокола помощником судьи Холмецкой Е.А.,
лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Татэнерго"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2019 по делу N А65-6494/2019 (судья Мубаракшина Э.Г.)
по иску акционерного общества "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" (ОГРН 1031619001325, ИНН 1651035245)
к акционерному обществу "Татэнерго" (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630)
о взыскании 13 893 914 рублей 81 копеек долга,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Акционерному обществу "Татэнерго" о взыскании 13 893 914 рублей 81 копейки, составляющих задолженность по договору об оказании услуг N Д370/327 от 24.01.2014.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о неверном установлении судом фактических обстоятельств дела и неправильном применении им норм права.
Заявитель жалобы указывает, что расчеты количества потребляемой абонентами тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения должны производиться аналогично правоотношениям с исполнителем коммунальных услуг, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды. Суды же необоснованно не применили к спорным правоотношениям нормы жилищного законодательства и указанных Правил и при определении объема услуг по передаче тепловой энергии приняли во внимание показания коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирных домах, что заявитель считает неправомерным.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 апелляционная жалоба была принята к рассмотрению под председательством судьи Бросовой Н.В. В связи с освобождением с 02.09.2019 судьи Бросовой Н.В. от должности судьи Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда произведена ее замена на судью Сафаеву Н.Р. в порядке статьи 18 АПК РФ, о чем 04.09.2019 вынесено соответствующее определение заместителем председателя суда Назыровой Н.Б.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019 производство по апелляционной жалобе АО "Татэнерго" было приостановлено до получения результатов рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационных жалоб АО "Татэнерго" по делам N А65-25346/2018 и N А65-32158/2018.
В связи с принятием и опубликованием определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.10.2019 N 306-ЭС19-17289 по делу N А65-25346/2018 и определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.10.2019 N 306-ЭС19-17294 по делу N А65-32158/2018 производство по апелляционной жалобе АО "Татэнерго" 06.11.2019 было возобновлено.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.llaas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке норм части 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор об оказании услуг N Д370/327 от 24.01.2014, согласно которому теплосетевая организация (ответчик) обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование в центральных тепловых пунктах принятых в точках поставки тепловой энергии и теплоносителя и передачу энергетических ресурсов до точек передачи, а теплоснабжающая организация (истец) обязуется оплачивать указанные услуги.
Теплоснабжающая организация обязуется передать в собственность теплосетевой организации энергетические ресурсы, необходимые для обеспечения передачи энергетических ресурсов до абонентов теплоснабжающей организации в объеме фактических потерь энергетических ресурсов, а теплосетевая организация обязуется принять и своевременно произвести их оплату на условиях Договора.
В рамках договора теплосетевая организация принимает на себя обязательство по безвозмездному исполнению заявок теплоснабжающей организации, направленных на ограничение, отключение и включение подачи энергетических ресурсов абонентам теплоснабжающей организации, в том числе нарушившим договорные обязательства перед теплоснабжающей организацией, по заявке (наряду) теплоснабжающей организации. Ограничение, отключение и включение подачи энергетических ресурсов абонентам теплоснабжающей организации производится арматурой, расположенной у точек передачи или при отсутствии технической возможности - в тепловом пункте абонента теплоснабжающей организации (Раздел 2 Договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора фактическое количество энергетических ресурсов отпущенных в сеть теплосетевой организации определяется по показаниям коммерческих приборов учета теплосетевой организации, установленных у точек поставки, допущенных в эксплуатацию теплоснабжающей организацией, с добавлением нормативных потерь тепловой энергии и теплоносителя на участках от точек поставки до мест установки приборов учета.
Согласно пункту 6.2 договора в редакции согласованного сторонами протокола разногласий к нему стоимость услуг теплосетевой организации по передаче энергетических ресурсов за расчетный период определяется как произведение величины полезно отпущенной тепловой энергии абонентам теплоснабжающей организации, имеющим подключение к сетям теплосетевой организации, на тариф, утвержденный органом исполнительный власти в области государственного регулирования.
Истцом во исполнение условий договора надлежащим образом и в полном объеме оказаны услуги ответчику по передаче энергоресурсов его контрагентам за период с августа 2018 года по декабрь 2018 года.
Акты оказанных услуг за спорный период подписаны ответчиком с разногласиями в части величины полезно отпущенной тепловой энергии.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком принятых на себя обязательств по оплате услуг за ответчиком в период с августа 2018 года по декабрь 2018 года образовалась задолженность в размере 13 893 914 рублей 81 копейка.
Истец направил в адрес ответчика претензии, которые оставлены ответчиком без удовлетворения, что и явилось основанием для обращения с иском в суд.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что между сторонами имеются разногласия относительно порядка определения объема полезно отпущенной тепловой энергии.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанций верно руководствовался статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 2, пунктом 5 статьи 13, пунктом 11 статьи 15, статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), Правилами N 354, пунктом 54 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, в их взаимосвязи, и установив, что ответчик, являясь теплосетевой организацией, в непосредственных правоотношениях с потребителями не состоит, исполнителем коммунальных услуг не является, следовательно, его деятельность Правилами N 354 не регулируется, признал верным расчет истца, определявшего объем оказанных им услуг теплоснабжающей организации в соответствии с условиями договора по прибору учета в точке поставки.
При этом суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 11 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 190-ФЗ количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Ответчиком расчеты количества потребляемой абонентами тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (ЦТП) производились в соответствии с Правилами N 354, а именно: с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, утвержденного приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ от 26.10.2017 N 189/о.
Организация подачи абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Статьей 2 Федерального закона N 190-ФЗ определено, что: потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии; точка учета тепловой энергии, теплоносителя - место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя для целей коммерческого учета.
В силу пункта 54 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 808) по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя для компенсации потерь единая теплоснабжающая организация (поставщик) определяет объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти.
Объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется единой теплоснабжающей организацией за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к ее тепловым сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии, или расчетным способом.
Объем услуг в отношениях между теплосетевой организацией и теплоснабжающей организацией определяется по прибору учета в точке поставки.
В соответствии с пунктом 8 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр), метод осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя фиксируется сторонами в соответствующем договоре теплоснабжения (поставки, оказания услуг по передаче тепловой энергии по тепловым сетям).
В рамках рассматриваемого договора стороны определили порядок учета энергоресурса с применением приборов учета.
Доводы ответчика о том, что к отношениям сторон подлежат применению Правила N 354, обоснованно отклонены судом.
Правоотношения по поставке тепловой энергии между истцом и его абонентами и правоотношения по транспортировке тепловой энергии на основании договора между истцом и ответчиком по своей правовой природе, предмету, субъектному составу, правовому регулированию различны.
Истец, будучи сетевой организацией, в непосредственных отношениях с потребителями не состоит, не является исполнителем коммунальных услуг, следовательно, Правила N 354 не регулируют деятельность сетевой организации.
Исходя из условий договора, воля сторон при заключении договора транспортировки энергетических ресурсов в части их учета была направлена на определение количества переданной истцом абонентам ответчика энергии по соответствующим приборам учета. Это вытекает из вышеуказанных пунктов договора, а также из содержания других пунктов договора 4.1.2, 4.1.12, 4.1.17., 4.1.19, 4.1.21, 4.1.22., 5.1.3 (в редакциях протокола разногласий).
Учитывая характер правоотношений сторон спора (оказание услуг по транспортировке), ответчиком фактически подменяется понятие "объем полезно доставленной тепловой энергии" на понятие "объем полезно отпущенной тепловой энергии", применимое исключительно в рамках правоотношений ответчика с конечными потребителями этой тепловой энергии (в целях осуществления расчета платы за полученную тепловую энергию).
Каких-либо правовых оснований для применения расчетного метода учета тепловой энергии в правоотношениях между истцом и ответчиком при наличии неоспоренных в установленном порядке показаний приборов узла учета тепловой энергии не имеется.
Доводы ответчика о неизбежности возложения в результате принятия оспариваемого решения на конечных потребителей оплаты услуг по передаче тепловой энергии, не реализованной ответчиком потребителям, подлежат отклонению, поскольку конечные потребители тепловой энергии опосредованно через взаимоотношения с АО "Татэнерго" по поставке тепловой энергии получают услугу по ее передаче и оплачивают ее в составе тарифа на тепловую энергию. В случае отнесения сверхнормативного потребления энергоресурса на истца, как транспортирующую организацию, вызванные этим выпадающие доходы истца будут учтены при установлении тарифа на транспортировку на новый расчетный период, что обусловит оплату ответчиком услуг истца по более высоким ценам. Соответственно, ответчик при установлении тарифа на реализацию населению принадлежащего ему ресурса также учтет возросшие расходы, что в конечном итоге вызовет более высокий рост тарифа для населения.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на письмо Минстроя России от 25.12.2017 N 58291-ОГ/04, которое, по мнению заявителя жалобы, содержит вывод о невозможности отнесения общедомового прибора учета к узлу учета тепловой энергии, являются несостоятельными.
Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции установлено, что доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации понесенные при предъявлении апелляционной жалобы за ее рассмотрение расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2019 по делу N А65-6494/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.Р. Сафаева |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6494/2019
Истец: АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство", г.Нижнекамск
Ответчик: АО "Татэнерго", г.Казань