г. Санкт-Петербург |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А56-85344/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Первушина Т.В. по доверенности от 29.12.2018
от заинтересованного лица: Зеленина В.В. по доверенности от 02.12.2019
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31696/2019) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Петроградского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2019 по делу N А56-85344/2019 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Петроградского района Санкт-Петербурга"
3-е лицо: Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области
об оспаривании отказа в предоставлении сведений
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании отказа Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Петроградского района Санкт-Петербурга" (далее - Учреждение) в предоставлении сведений от 07.06.2019 N 01-12-83/19-0-1.
Решением суда от 19.09.2019 заявленное требование удовлетворено. Суд признал незаконным оспариваемый отказ Учреждения и обязал его предоставить Обществу сведения о постоянно и (или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилом помещении, газоснабжение которого обеспечивается обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург", расположенных в Петроградском районе Санкт-Петербурга.
В апелляционной жалобе Учреждение просит отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. По мнению подателя жалобы, Управление правомерно отказало Обществу в предоставлении запрошенных сведений, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявления Общества.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных документов, приложенных Учреждением к апелляционной жалобе и не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" (правопреемник ЗАО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург") осуществляет поставку природного газа населению г. Санкт-Петербурга с 01.04.2004 на основании публичного договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, о чем последние своевременно уведомлены через средства массовой информации.
14.05.2019 Общество обратилось к Учреждению с заявлением о предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается заявителем, расположенных в Петроградском районе г. Санкт-Петербурга.
Письмом от 07.06.2019 N 01-12-83/19-0-1 Учреждение отказало Обществу в предоставлении запрашиваемых сведений.
Не согласившись с указанным отказом в предоставлении сведений, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, правомерно исходил из следующего.
В статье 3 Федерального закона 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) определено, что персональные данные - это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных допускается в том числе, если обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
При этом в части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ прямо предусмотрено, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
На основании части 3 статьи 6 Закона N 152-ФЗ оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 9 Закона N 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
В силу положений части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 152-ФЗ Общество включено в реестр операторов персональных данных (per. N 78-17-003448), является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, в жилое помещение которых поставляется газ, и являющихся стороной публичного договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в материалах дела имеются договоры поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, в соответствии с 10 разделом которых, абонент дает согласие на обработку его персональных данных в целях заключения и исполнения договора, в том числе при привлечении третьих лиц. В перечень персональных данных, на обработку которых абонентом дается согласие, являются: имя, фамилия, отчество дата и место рождения, адрес регистрации и места жительства, контактные телефоны, справки паспортного стола обслуживающих организаций о количестве и лицах, зарегистрированных по указанному месту жительства, характеристика жилых помещений, документы, подтверждающие право собственности или иное право пользования помещениями.
Абонент, в жилое помещение которого поставляется газ, является стороной и выгодоприобретателем по публичному договору поставки газа, а потому поставщик газа, выступающий в качестве кредитора в обязательствах по поставке газа, с целью надлежащего исполнения своих прав и обязанностей должен обладать сведениями о должниках - абонентах.
Таким образом, следует признать, что при заключении Обществом договора поставки газа с абонентом - физическим лицом, в соответствии с частью 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, как в письменной, так и в устной форме, путем фактического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети, абонент-субъект персональных данных, дает заявителю согласие на обработку его персональных данных в целях и в объеме, необходимом для исполнения условий договора поставки газа.
Является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Общество имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для осуществления своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора поставки газа, которые являются персональными данными абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором.
В соответствии с абзацами 1, 2, 6 пункта 4 Правил N 549 поставщик газа в целях получения информации, необходимой для проверки сведений, указанных заявителем в оферте-предложении о заключении договора, а также для осуществления проверки правильности определения объема потребленного газа, вправе запрашивать у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления сведения, в частности, о количестве лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в помещениях, газоснабжение которых обеспечивается Истцом, а также иные сведения, необходимые для правильного определения размера платы за потребленный газ.
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 149-ФЗ информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
На основании части 1 статьи 6 Закона N 149-ФЗ обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В соответствии с абзацем 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1) и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила N 713 Учреждение является организацией, ответственной за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации, поскольку ее должностные лица включены в Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Учреждение является подведомственным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга учреждением, участвующим в предоставлении государственной услуги по регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания.
В силу пункта 4 Правил N 549, поставщик газа вправе запрашивать сведения, необходимые для осуществления своей уставной деятельности, в частности, информацию, необходимую для проверки указанных заявителем в оферте-предложении о заключении договора сведений. Данное право не может быть ограничено по количеству лиц, обладающих необходимой информацией, так как на основании вышеуказанных положений действующего законодательства, данная информация может находиться в ведении подведомственных органам государственной власти и органам местного самоуправления организаций, учреждений, предприятий.
При буквальном толковании данной нормы права Общество было бы лишено права получать необходимую информацию у лиц, не относящихся к государственным органам и органам местного самоуправления, необходимую для соблюдения прав и законных интересов потребителей - физических лиц, что является недопустимым.
В соответствии с положениями Распоряжения N 34-рп от 29.04.2013 Учреждение является подведомственным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга учреждением, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг. Данным распоряжением утвержден Перечень документов (сведений), находящихся в распоряжении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга учреждений, согласно которому Учреждение является обладателем следующей информации (документов): 1. Договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга (ордер на жилое помещение, выданный до 01.03.2005); 2. Сведения из домовой книги; 3. Справка о регистрации по форме N 9; 4. Характеристика жилого помещения (справка по форме N 7).
Распоряжением N 192-п от 22.11.2004 утвержден Регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета (далее - ОВиРУ) жилищных организаций с подразделениями, осуществляющими начисление и взимание платы за жилье (техническое обслуживание) и коммунальные услуги.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Регламента, ОВиРУ с подразделениями, осуществляющими начисления оплаты жилья и коммунальных услуг (далее - Регламент) вводится в целях предоставления последним актуальных сведений о пользователях жилых помещений для осуществления начислений по оплате жилья и коммунальных услуг.
Регламент подлежит применению при взаимодействии ОВиРУ с организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления.
Согласно пункту 2.2.18 Регламента в перечень передаваемой информации входят сведения о жилых помещениях, гражданах, зарегистрированных в жилых помещениях, о зарегистрированных правах на жилые помещения.
Документом, подтверждающим регистрацию граждан по месту жительства и (или) месту пребывания в конкретном жилом помещении является справка о регистрации формы N 9, утвержденная Распоряжением N 192-п. Данный документ содержит необходимые для заявителя сведения о количестве лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в жилом помещении, газоснабжение которого обеспечивается, указывает на правообладателей помещения, его общую площадь, а также позволяет идентифицировать абонента - сторону публичного договора поставки газа.
При этом в соответствии с Регламентом документы, указанные в пунктах 2.2.1 - 2.2.18, при поступлении в жилищную организацию независимо от организационно-правовой формы, подлежат обязательной передаче в ОВиРУ для их учета в автоматизированной информационной системе "Население. Жилой фонд".
Информация о собственниках (нанимателях) жилого помещения, лицах, зарегистрированных в жилых помещениях по месту жительства и (или) месту пребывания, сведения о характеристиках жилого помещения, находятся в непосредственном ведении Учреждения, как жилищного органа, аккумулирующего данную информацию, являющегося администратором автоматизированной информационной системы "Население. Жилой фонд", что указывает о том, что Учреждение является надлежащим ответчиком по данному делу.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что руководствуясь Распоряжением N 192-п, только должностное лицо, ответственное за регистрацию граждан жилищного органа, правомочно подготовить документы, необходимые для регистрации, в том числе и оформить справку о регистрации установленной формы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 сентября 2019 года по делу N А56-85344/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Петроградского района Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-85344/2019
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНОЕ АГЕНТСТВО ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Третье лицо: ГУ Управление по вопросам миграции МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ООО "Газпром межригионгаз Санкт-Петербург"