г. Санкт-Петербург |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А56-92319/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от заявителя: Перина А.С. по доверенности от 26.06.2019
от заинтересованного лица: Шишкалова И.В. по доверенности от 01.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31861/2019) ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2019 по делу N А56-92319/2019, принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному федеральному округу
к ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N 1"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 27.09.2019 заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.48 КоАП РФ и наложен административный штраф в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обжаловал его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Управления их отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления от 01.07.2018 N СЗФО/69-П-ВВ должностным лицом проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества, аккредитованного в качестве испытательной лаборатории, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц N RA.RU.515419, осуществляющего деятельность в области аккредитации по адресу: 185013, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Пограничная, д. 25.
Основанием для проведения внеплановой выездной проверки явилось поступление в адрес Управления отчета об устранении несоответствий критериям аккредитации, представленного письмом ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" от 27.05.2019 исх. N 576-03/51 (вх. N СЗФО/647 от 03.06.2019).
Внеплановая выездная проверка проводилась с целью проверки отчета об устранении несоответствий критериям аккредитации, представленного письмом ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" (филиал "Карельский") от 27.05.2019 исх. N 576-03/51 (вх. N СЗФО/647 от 03.06.2019), и установления факта устранения (не устранения) аккредитованным лицом несоответствий, указанных в перечне несоответствий критериям аккредитации, приложенном к уведомлению Управления Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному федеральному округу о направлении перечня несоответствий критериям аккредитации по результатам оказания государственной услуги по подтверждению компетентности от 17.04.2019 N СЗФО/551/АЗ.
По результатам рассмотрения материалов внеплановой выездной проверки в отношении Общества установлен факт нарушения аккредитованным лицом требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", в момент выдачи аккредитованным лицом протокола лабораторных испытаний от 01.08.2018 N 457.
По результатам рассмотрения материалов внеплановой выездной проверки установлено, что испытательной лабораторией Общества проведены исследования (испытания) и измерения в целях количественного химического анализа сточной воды в зоне КК-232, ул. Пограничная в соответствии ПНДФ 14.1:2:3:4.121-97, ПНДФ 14.1:2:4.254-2009, ПНДФ 14.1:2:4.114-97, ГОСТ 31954-2012, ПНДФ 14.1:2:3.100-97, ПНДФ 14.1:2:3:4.123-97, ПНДФ 14.1:2:4.128-98, ПНДФ 14.1:2:4.276-2013, ПНДФ 14.1:2:4.111-97, ПНД Ф14.1:2.159-2005, ПНДФ 14.1:2:4.112-97, ПНДФ 14.1:2:4.50-96, ПНДФ 14.1:2:4.48-96, ПНДФ 14.1:2.46-96, ПНДФ 14.1:2:4.60-96, ПНДФ 14.1:2:4.52-96, ПНДФ 14.1:2:4.61-96, ПНДФ 14.1:2:4.166-2000, ПНДФ 14.1:2.54-96 по результатам которых оформлен протокол лабораторных испытаний от 01.08.2018 N 457, со ссылкой на уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.515419.
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 01.08.2018 N 457, аккредитованным лицом проведены исследования (испытания), а именно количественный химический анализ сточной воды в зоне КК-232, ул. Пограничная в целях производственного контроля в соответствии с методиками испытаний.
Согласно сведениям, указанным в пункте 5 протокола лабораторных испытаний от 01.08.2018 N 457 дата отбора образца для испытаний 25.07.2018.
Согласно сведениям, указанным в пункте 13 протокола лабораторных испытаний от 01.08.2018 N 457 дата начала испытаний 25.07.2018, дата выдачи результата 01.08.2018.
В соответствии с разделом 6 ПНД Ф 14.1:2:3:4.121-97 "Количественный химический анализ вод. Методика выполнения измерений рН в водах потенциометрическим методом", на соответствие которым в том числе проводились испытания, установлено, что измерения проводятся в следующих условиях: температура окружающего воздуха (205) °С.
Аккредитованным лицом также представлен "Журнал контроля параметров микроклимата в помещении", начатый 09.01.2017, который имеет записи о результатах измерений температуры в период с 25 по 31 июля 2018 года выше 25°С.
Вместе с тем, при выполнении испытаний с отклонениями от требований методик работы по испытаниям не были приостановлены. Корректирующие мероприятия не осуществлялись. Сведения об извещении заказчика не представлены.
Протокол был оформлен.
В соответствии с пунктом 7.2.5. ПНД Ф 14.1:2:3:4.123-97 "Количественный химический анализ вод. Методика выполнения измерений биохимической потребности в кислороде после n-дней инкубации (БПКполн.) в поверхностных пресных, подземных (грунтовых), питьевых, сточных и очищенных сточных водах" при взятии проб измеряют температуру воды. Для этого используют термометр от 0 до 100 °С 2-го класса точности по ГОСТ 28498.
Согласно пункту 3.1 ПНД Ф 14.1:2:3:4.121-97 (издание 2018 года) "Количественный химический анализ вод методика измерений ph проб вод потенциометрическим методом" для проведения испытаний требуется средство измерения: Секундомер механический СОПпр-2а-3-000, СОПпр-2б-2-000 N по Госреестру 2231 -72 ил и 11519-11.
Вместе с тем на момент проведения испытаний (в период с 25.07.2018 по 01.08.2018) доказательств наличия требуемого термометра и секундомера у аккредитованного лица не представлены. Представлена форма 3 аккредитованного лица, в соответствии с которой установлено, что свидетельство о поверке N 121678 имеет дату 19.12.2018. Также представлены документы: паспорт на секундомер механический СОПпр-2а-3-000, СОПпр-2б-2-000 N по Госреестру 2231-72 или 11519-11 с отметкой января 2019 года и свидетельство N 123673 от 16.05.2019 о его поверке, выданного ФБУ "Карельский ЦСМ".
Кроме того, Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (филиал "Карельский") на момент выдачи протокола лабораторных испытаний от 01.08.2018 N 457 имело утвержденную область аккредитации, в которой отсутствовали такие определяемые компоненты, как кальций и магний. При этом протокол лабораторных испытаний от 01.08.2018 N 457 содержит указанные показатели, по которым также проведены исследования.
Аккредитованным лицом в ходе проведения проверочных мероприятий представлен "Журнал регистрации корректирующих мероприятий", начатый 29.05.2014, в соответствии с которым установлено, что корректирующие мероприятия в части отмены протокола, выданного с нарушением требований методик, отсутствуют.
При этом в процессе внеплановой выездной проверки (30.07.2019) аккредитованным лицом не было представлено и иных доказательств подтверждения проведения корректирующих мероприятий, отмене протокола лабораторных испытаний от 01.08.2018 N 457 и проведении испытаний в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Начальником химической лаборатории Общества должностному лицу Управления Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному федеральному округу были представлены письменные пояснения от 30.07.2019 относительно несоответствий, выявленных в указанном протоколе от 01.08.2018 N 457, из которых также следует, что протокол не был отменен, корректирующие мероприятия в отношении несоответствия не проведены и что персонал, выполняющий исследования и измерения не акцентировал внимание на условия микроклимата в соответствии с методикой.
Таким образом, в период с 25.07.2018 по 01.08.2018 отсутствует подтверждение у аккредитованного лица наличия необходимых средств измерений в соответствии с требованиям законодательства Российской Федерации на проведения исследования (испытания) сточных вод, результаты которых отражены в протоколе лабораторных испытаний от 01.08.2018 N 457.
Общество нарушило обязательство по проведению исследований в соответствии с требуемыми параметрами методики, испытательной химической лабораторией Общества проведены испытания сточных вод в зоне влияния промышленного предприятия в целях производственного контроля в соответствии с методиками испытаний ГОСТ 26483-85, ПНД Ф 16.1:2.2:2.3:3.62-09, ПНД Ф 16.1:2.2:3.17-98ТШД Ф 16.1:2:2.2.80-2013 в условиях отсутствия необходимого оборудования для проведения соответствующих исследований.
Кроме того, согласно сведениям протокола лабораторных испытаний от 01.08.2018 N 457 наименование показателей не соответствует, приведенным в области аккредитации аккредитованного лица ("кремнекислота" - в утвержденной OA, "Si" - в рабочем журнале, "кремнекислота в пересчете на кремний" - в методике испытаний), имеет место ошибка в нижнем колонтитуле в части номера протокола, а также форма протокола не соответствует п. 5.10.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17025 (отсутствуют сведения о наименовании заказчика, адрес заказчика).
По факту выявленных нарушений 07.08.2019 в отношении Общества составлен протокол N ЮЛ/08-19 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 14.48 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности по статье 14.48 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Статьей 14.48 КоАП РФ установлена административная ответственность за представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному федеральному округу, утвержденным приказом Федеральной службы по аккредитации от 06.07.2016 N 7197 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному федеральному округу" (далее - Положение), Управление является территориальным органом Федеральной службы по аккредитации, осуществляющим функции по обеспечению в пределах своих полномочий реализации Росаккредитацией государственной политики в сфере аккредитации и федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, осуществляющих деятельность в пределах Северо-Западного федерального округа.
В соответствии с пунктом 4.1 раздела II Положения об Управлении, пунктом 5.1.7 раздела II Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845, Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по аккредитации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 27.07.2015 N 499, Управление осуществляет федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц посредством организации и проведения внеплановых выездных и документарных проверок деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, аккредитованных в национальной системе аккредитации, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" внеплановые проверки при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц проводятся по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в том числе, на основании поступления от аккредитованного лица отчета об устранении несоответствий критериям аккредитации, выявленных в соответствии с пунктами 2 и 3 части 19 статьи 24 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) установлена обязанность юридических лиц осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Частью 3 статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ установлена ответственность лиц, осуществляющих производственный контроль, за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В силу требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно- эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно части 4 статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и эксперты, аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которые проводят санитарно- эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 30.3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что анализ проб сточных вод осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Общество аккредитовано в качестве испытательной лаборатории, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.515419.
Законодательство Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации состоит из Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" определено, что:
- аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;
- аккредитованное лицо - юридическое лицо независимо от организационно- правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом;
- аттестат аккредитации - документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации;
- критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации.
- область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.
Пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" установлено, что аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Факт представления испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции подтверждается материалами дела и правового значения, что испытания проводились для внутреннего контроля для целей квалификации по ст. 14.48 КоАП РФ, не имеет.
Также не нашел подтверждения довод о нарушении срока извещения о проведении внеплановой проверки 02.07.2019 в 17-36, поскольку по фату проверка проведена с 29.07.2019 по 30.07.2019, поэтому нарушения срока, установленного. 16 ст. 10 Закона N 294 в действиях управления не имеется.
Учитывая изложенное, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.48 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено.
Апелляционным судом проверена процедура привлечения предпринимателя к административной ответственности, существенных нарушений при вынесении протокола об административном правонарушении не установлено.
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
В рассматриваемом случае назначенное Обществу административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб. отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Обстоятельств, являющихся основанием для освобождения Общества от ответственности, в том числе по статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную и объективную оценку всем обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2019 по делу N А56-92319/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-92319/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АККРЕДИТАЦИИ ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ПАО "Территориальная генерирующая компания N " филиал Карельский, ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"