город Ростов-на-Дону |
|
13 декабря 2019 г. |
дело N А32-22681/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
при участии:
от истца: Трусов О.А., по доверенности от 28.11.2019
от ответчика: Геворгизов С.А., по доверенности от 01.10.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ЛидерСтрой"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.09.2019 по делу N А32-22681/2019
по иску Администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района
к ООО "ЛидерСтрой" при участии третьего лица Муниципального бюджетного учреждения "Таманский культурно-социальный центр" Таманского сельского поселения Темрюкского района о признании дополнительного соглашения к муниципальному контракту ничтожным,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Краснодарского края было подано исковое заявление Администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района к ООО "ЛидерСтрой" признании дополнительного соглашения от 07.12.2007 N 2 к муниципальному контракту N 0318300245717000001-0062028-01 от 03.07.2017, заключенным между МБУ "Таманский культурно-социальный центр" и ООО "ЛидерСтрой", ничтожным.
Решением суда от 17.09.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, в иске отказать. Мотивы апелляционной жалобы приведены непосредственно в ней.
От Администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района в материалы дела ранее поступил отзыв на апелляционную жалобу.
От общества с ограниченной ответственностью "ЛидерСтрой" в материалы дела ранее поступило ходатайство о приобщении аудиозаписи разговора генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ЛидерСтрой" с главой станицы Тамани.
Суд апелляционной инстанции вынес протокольное определение об отказе в приобщении аудиозаписи, поскольку, во-первых, в компетенцию арбитражного суда не входит проведение оперативно-розыскных действий (откуда получена, кем осуществлена запись, т.п.), во-вторых, утверждение представителя ответчика о том, что на данной аудиозаписи зафиксированы выступления именно тех лиц, на которых указывает ответчик, в арбитражном процессе невозможно - и не отвечает задачам арбитражного судопроизводства, в-третьих, высказанное устно чье-то мнение по поводу исполнения гражданско-правовой сделки, действительность которой (муниципальный контракт) поставлена в зависимость от соблюдения формы сделки, правового значения для данного спора не имеет.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 29.11.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 06.12.2019 до 09 час. 00 мин., по окончании которого судебное заседание было продолжено.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между МБУ "Таманский культурно-социальный центр" Таманского сельского поселения Темрюкского района ( далее заказчик) и ООО "ЛидерСтрой" (далее подрядчик) по результатам аукциона в электронной форме на основании протокола N 1-2/0318300245717000001 от 19.06.2017 в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" был заключен муниципальный контракт N 0318300245717000001-0062028-01 от 03.07.2017.
Согласно условиям контракта подрядчик обязался выполнить работы по объекту Капитальный ремонт ДК "Юность", расположенного по адресу: Темрюкский район ст. Тамань, ул. К. Маркса, д. 165, в соответствии с техническим заданием и локальным сметным расчетом.
В соответствии с п. 5.2 контракта, начало работ- с момента заключения контракта, окончанием срока выполнения работ является 08 декабря 2017 года.
Согласно п.4.4. контракта работы считаются принятыми с момента подписания сторонами акта выполненных работ или акта устранения недостатков. В случае выполнения работ отдельными этапами, сдача -приемка выполненных работ осуществляется поэтапно.
Истец в 2019 году узнал, что дополнительным соглашением N 2 к контракту от 07.12.2017 стороны установили срок завершения работ - 28.12.2018, после того как в адрес директора МБУ " Таманский КС" поступило уведомление от ООО "ЛидерСтрой", которое было передано в Администрацию.
Администрация Таманского сельского поселения Темрюкского района, являясь учредителем МБУ "Таманский КСЦ", осуществляет функции учредителя и собственника имущества МБУ "Таманский КСЦ" (согласно п.1.2 Устава МБУ " Таманский КСЦ").
На основании п.1.3 Устава МБУ "Таманский КСЦ", учреждение как получатель бюджетных средств находится в подведомственном подчинении у главного распорядителя, которым является администрация Таманского сельского поселения Темрюкского района.
Согласно п. 2.7 контракта источник финансирования - средства бюджета Таманского сельского поселения Темрюкского района.
Администрация Таманского сельского поселения Темрюкского района обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением, считая, что соглашение от 07.12.2017 продлевающее срок выполнения работ по контракту, является ничтожной сделкой, поскольку посягает на публичные интересы, которые охраняются Федеральным законом от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со статьей 168 Кодекса сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 2 статьи 763 Кодекса по муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов работы производственного и непроизводственного характера и передать их муниципальному заказчику. Муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Условие о сроках выполнения работ является существенным условием договора подряда (муниципального контракта) (статья 432, пункт 1 статьи 766 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 767 Кодекса изменения условий муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 768 Кодекса к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Кодексом, применяется Федеральный закон N 44-ФЗ.
В части 1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии со статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных данной статьей.
В статье 6 Федерального закона N 44-ФЗ установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, к которым относятся принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Как отражено в пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор от 28.06.2017), стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.
Пунктом 5.2 контракта установлен срок выполнения работ - 08 декабря 2017 года.
30.11.2017 сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к муниципальному контракту на основании пп. Б) п. 1) ч.1 статьи 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Из текста данного соглашения следует, что стороны пришли к обоюдному согласию увеличить предусмотренный контрактом объем работы до 10% согласно локальному сметному расчету. Цена контракта изменяется пропорционально дополнительному объему работы.
Указанное дополнительное соглашение не было оспорено.
07.12.2017 сторонами заключено спорное дополнительное соглашение N 2.
Данным соглашением внесены изменения в локальный сметный расчет N 02-01-01 от 03.07.2017, а также в п.6 технического задания на выполнение работ по контракту в части срока завершения работ, он установлен сторонами 28.12.2018.
Согласно размещенной в общем доступе документацией о закупке на сайте http://zakupki.gov.ru/ предусмотрено изменение существенных условий контракта при его исполнении по соглашению сторон в случае такая возможность предусмотрена контрактом если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренный контрактом объем работ не более, чем на 10%.
Проект контракта, размещенный в общем доступе на сайте http://zakupki.gov.ru/, также содержат пункт 11.3, согласно которому изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Заключенный контракт также содержит указанный пункт 11.3.
Таким образом, как документация о закупке, так и сам контракт содержит условие о возможности изменить существенные условия договора.
Между тем, по смыслу статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации (в применимой редакции) изменение сроков может быть обусловлено только уменьшением соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ.
Перечень случаев, установленных ч. 1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ (в применимой редакции), является исчерпывающим и не предусматривает возможность изменения сроков исполнения контракта на основании соглашения сторон.
Так, согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта допускается только при одновременном соблюдении следующих условий:
1) такая возможность предусмотрена в документации о закупке и государственном (муниципальном) контракте,
2) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренное контрактом количество товара, объем работы или услуги с последующим пропорциональным увеличением цены, но не более чем на 10% от цены контракта.
Действительно, стороны в дополнительном соглашении N 1 пришли к соглашению увеличить предусмотренный контрактом объем работы до 10% согласно локальному сметному расчету.
Вместе с тем, первоначально срок контракта составлял 5 месяцев. За указанное время подрядчик обязан был выполнить весь объем работ, предусмотренный контрактом.
Увеличив объем работ на 10% дополнительным соглашением N 1, стороны увеличили при этом срок контракта более, чем на год, т.е. более, чем на 100%.
Иными словами, если бы прочие потенциальные участники таких торгов заведомо были осведомлены о возможности выполнения работ в столь привилегированных условиях, публичный интерес муниципального образования был бы в соблюден.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции склонен поддержать выводы суда первой инстанции об обоснованности исковых требований.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2019 по делу N А32-22681/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22681/2019
Истец: Администрация Таманского сельского поселения Темрюкского района
Ответчик: ООО "ЛидерСтрой"
Третье лицо: МБУ "Таманский культурно-социальный центр" Таманского сельского поселения Темрюкского района, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТАМАНСКИЙ КУЛЬТУРНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР" ТАМАНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕМРЮКСКОГО РАЙОНА