г. Саратов |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А12-20350/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" - Деревковой А.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2019, представителя комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Раковой А.В., действующей на основании доверенности от 26.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 сентября 2019 года по делу N А12-20350/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" (404105, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Оломоуцкая, д. 21, оф. 9, ОГРН 1153435000157, ИНН 3435116831)
к комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. 19 Партсъезда, д. 30, ОГРН 1043400050759, ИНН 3435110565),
заинтересованное лицо: Никулина Татьяна Васильевна (Волгоградская область, г. Волжский)
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" (далее - ООО "МПЖХ", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации г. Волжского, административный орган, комитет) от 25.03.2019 N 174-л/2018 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением суда первой инстанции от 27 сентября 2019 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал предписание комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации г. Волжского от 25.03.2019 N 175-л/2019 недействительным.
Кроме того, с комитета в пользу общества взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации г. Волжского не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
ООО "МПЖХ" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Никулина Татьяна Васильевна в судебное заседание не явилась, явку представителя не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом от 27.02.2019 N 174-л/2019 с целью рассмотрения обращения, содержащего доводы о нарушении порядка установления размера платы за содержание общего имущества многоквартирного жилого дома с февраля 2018 года, комитетом по обеспечению жизнедеятельности города администрации г. Волжского проведена внеплановая документарная проверка ООО "МПЖХ" по месту осуществления фактической деятельности, по результатам которой составлен акт 25.03.2019 N 174-л/2019.
В ходе проверки административным органом установлено нарушение обществом требований пункта 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившееся в применении с 01.02.2018 тарифа на содержание и ремонт жилья, установленного протоколом общего собрания от 30.01.2018.
25.03.2019 комитетом ООО "МПЖХ" выдано предписание N 174-л/2019, согласно которому обществу надлежит в срок до 21.05.2019 произвести перерасчет платы собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Волжский, ул. Дружбы, д. 25, из расчета 16,61 руб./кв.м за период с 01.02.2018 по 31.12.2018; с 01.01.2019 произвести перерасчёт платы за содержание и ремонт жилья с учетом коммунальной услуги по ТКО (14,20 руб./кв.м); в дальнейшем производить начисление платы за содержание и ремонт жилья из размера платы, установленного протоколом общего собрания с 21.03.2015, с учетом коммунальной услуги по ТКО, до утверждения нового тарифа собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании в соответствии с действующим законодательством РФ, а также с учетом сроков договора управления от 01.04.2015 N 30/2.
ООО "МПЖХ", полагая, что предписание от 25.03.2019 N 174-л/2019 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Волжский, ул. Дружбы, д. 25, принято решение о выборе способа управления - управление управляющей организацией, заключении договора управления с ООО "МПЖХ", осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 01.04.2015 N 034000348.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом по адресу: г. Волжский, ул. Дружбы, д. 25, от 01.04.2015 N 30/2 ООО "МПЖХ" выполняет работы и оказывает услуги по управлению многоквартирным домом; выполняет работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в пределах, поступивших от собственников и нанимателей денежных средств; выполняет иные обязанности в целях исполнения договора. Срок действия договора - один год.
Пунктом 9 договора от 01.04.2015 N 30/2 предусмотрено, что при отсутствии решения общего собрания собственников настоящий договор считается продленным на тех же условиях и на тот же срок, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его расторжении.
В соответствии с пунктом 4.1.1 договора от 01.04.2015 N 30/2 размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается сроком на один год, подлежит ежегодной актуализации (пересмотру) собственниками помещений в срок не позднее 01 июня года, следующего за отчетным и должен обеспечивать выполнение минимального перечня работ и услуг, установленного уполномоченным органом исполнительной власти РФ. В случае если собственниками помещений не принято на общем собрании решении об утверждении нового перечня работ и услуг и соответствующего ему размера платы, то управляющая организация продолжает оказывать услуги и выполнять работы в соответствии с ранее утвержденным перечнем работ и услуг, а размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с 01 июля года, следующего за отчетным, устанавливается путем индексации действовавшего ранее размера платы с применением индекса 1,1 на соответствующий год, но не ниже размера платы, установленного органом местного самоуправления для многоквартирных домов соответствующей степени благоустройства на соответствующий период регулирования.
30.01.2018 общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Волжский, ул. Дружбы, д. 25, принято решение, оформленное протоколом, пунктом 3 которого утвержден размер расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Собственниками помещений принято решение, что объем потребления ресурсов определяется по показаниям коллективного прибора учета, по установленным тарифам и распределяется пропорционально между собственниками.
Комитет в ходе проверки пришел к выводу, что в рассматриваемом случае протокол общего собрания собственников от 30.01.2018 принят с нарушениями действующего законодательства, соответственно решение об определении размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на содержание общего имущества, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного прибора учета, является неправомерным.
Суд первой инстанции обоснованно признал выводы административного органа ошибочными.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Пунктом 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, определено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу пункта 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе оплату, расходов на оплату электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета (совокупность средств измерения), за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, законодатель установил порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме при этом, предоставив право собственникам изменить его путем принятия решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Данное право реализовано собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Волжский, ул. Дружбы, д. 25, путем принятия общим собранием решения, оформленного протоколом от 30.01.2018, об утверждении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Из пояснений представителя заявителя, данных в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, следует, что в 2017 году решение об изменении платы собственниками не принималось, в 2019 года такое решение принято 05.03.2019.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что положения пункта 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в части годового периода установления платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме заявителем не нарушены.
Протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Волжский, ул. Дружбы, д. 25, от 30.01.2018 в установленном законом порядке никем не оспорен.
Органы муниципального жилищного контроля полномочиями по признанию протокола общего собрания недействительными не наделены.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание является незаконным, противоречащим положениям пункта 7, 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушает законные права собственников помещений в многоквартирном доме в части принятия решений по вопросам, отнесенных к их компетенции жилищным законодательством, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная коллегия считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы комитета не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 сентября 2019 года по делу N А12-20350/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-20350/2019
Истец: ООО "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА-ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Никулина Татьяна Васильевна