г. Красноярск |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А33-23305/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Дамбарова С.Д., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от администрации Ачинского района Красноярского края- Ивановой Е.В., представителя по доверенности от 09.01.2019 N 08-0005,
от Прокуратуры Красноярского края- Даценко О.А., служебное удостоверение ТО N 263516 от 13.05.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ачинского района (ИНН 2402002403; ОГРН 1022401156447)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 10 октября 2019 года по делу N А33-23305/2019,
установил:
Прокуратура Красноярского края (далее - истец) обратилась в интересах муниципального образования Ачинский район в лице администрации Ачинского района Красноярского края в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ачинские районные тепловые сети" (ИНН 2443047481; ОГРН 1162468082149, далее- ООО "Ачинские РТС"), к администрации Ачинского района (ИНН 2402002403;
ОГРН 1022401156447); к муниципальному казенному учреждению "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства "Ачинского района (ИНН 2443030368, ОГРН 1072443000035) (далее - ответчики)
1.О признании недействительным в силу ничтожности договора аренды муниципальных объектов недвижимости коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих водоотведение на территории Горного сельсовета, от 14.12.2018 N 2-18, заключенный между администрацией Ачинского района, Муниципальным казенным учреждением "Управлением строительства и Жилищно-коммунального хозяйства" Ачинского района" и Обществом с ограниченной ответственностью "Ачинские районные тепловые сети".
О применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав общество с ограниченной ответственностью "Ачинские районные тепловые сети" возвратить Администрации Ачинского района следующие объекты:
-водопроводные сети протяженностью 10 148,7 м., расположенные по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Горный от скважины N 2 по ул. Северная, Зеленая, Садовая до потребителей, от скважины N 1 по ул. Центральная, Новая, Зеленая, Молодежная, Юбилейная до здания котельной, 1977 года постройки, кадастровый номер: 24:02:0000000:413;
-сооружение в составе нежилого здания насосной и артезианской скважины N 2 застроенной площадью 16 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Горный, ул. Северная, 14 "а", 1984 года постройки, кадастровый номер: 24:02:6901002:188;
- сооружение в составе нежилого здания насосной и артезианской скважины N 3 застроенной площадью 16 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Горный, ул. Северная, 14 "б", 1984 года постройки, кадастровый номер: 24:02:6901002:187;
-сооружение в составе нежилого здания насосной и артезианской скважины N 1, застроенной площадью 42 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Горный, ул. Молодежная, 20 "а", 1972 года постройки, кадастровый номер: 24:02:6901008:120;
-сооружение водонапорная башня, высотой 18 м., расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Горный, ул. Северная, 14 "б", 1984 года постройки, кадастровый номер: 24:02:6901002:186;
-сооружение водонапорная башня, высотой 24 м., расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Горный, ул. Молодежная, 20 "а", 1984 года постройки, кадастровый номер: 24:02:6901007:126.
2.О признании недействительным в силу ничтожности договора аренды муниципальных объектов недвижимости коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих водоотведение на территории Горного сельсовета, от 14.12.2018 N 3-18, заключенный между администрацией Ачинского района, Муниципальным казенным учреждением "Управлением строительства и Жилищно-коммунального хозяйства" Ачинского района" и Обществом с ограниченной ответственностью "Ачинские районные тепловые сети".
О применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав общество с ограниченной ответственностью "Ачинские районные тепловые сети" возвратить Администрации Ачинского района следующие объекты:
-сооружение в составе нежилого здания насосной и артезианской скважины застроенной площадью 9 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Орловка, ул. Дружбы, д. 16 "а", 1968 года постройки, кадастровый номер: 24:02:6903001:135;
-сооружение водонапорная башня, высотой 10 м., расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Орловка, ул. Дружбы, 16 "а", кадастровый номер: 24:02:6903001:134;
-сооружение водопроводные сети протяженностью 585 м., расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Орловка, 1984 года постройки, кадастровый номер: 24:02:6903001:142.
3.О признании недействительным в силу ничтожности договора аренды муниципальных объектов недвижимости коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих водоотведение на территории Причулымского сельсовета N 4-18 от 14.12.2018, заключенный между администрацией Ачинского района, Муниципальным казенным учреждением "Управлением строительства и Жилищно-коммунального хозяйства" Ачинского района" и Обществом с ограниченной ответственностью "Ачинские районные тепловые сети".
О применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав общество с ограниченной ответственностью "Ачинские районные тепловые сети" возвратить Администрации Ачинского района следующие объекты:
-сооружение водопроводная сеть протяженностью 2002,5 пм., расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, 1983 года постройки, кадастровый номер: 24:02:0000000:1937;
-сооружение водонапорная башня, высотой 22 м., расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, ул. Школьная, д. 16, 1978 года постройки, кадастровый номер: 24:02:0000000:2156;
-сооружение в составе двух нежилых зданий, артезианской скважины общей площадью 40,4 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, ул. Школьная, д. 16, 1978 года постройки, кадастровый номер: 24:02:6501002:126;
-сооружение скважина, глубиной 60 м., расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, ул. Просвещения, 22 "а", 1964 года постройки, кадастровый номер: 24:02:6501005:125;
-сооружение водонапорная башня, высотой 20 м., площадью 19,6 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, ул. Просвещения, 1976 года постройки, кадастровый номер: 24:02:6501005:184;
-сооружение водопроводная сеть протяженностью 2853,7 м., расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, от водонапорной башни по ул. Школьная, ул. Восточная, ул. Садовая, ул. Щетинкина, ул. Медицинская до потребителей, 2011 года постройки, кадастровый номер: 24:02:0000000:2771.
4.О признании недействительным в силу ничтожности договора аренды муниципальных объектов недвижимости коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих водоотведение на территории Горного сельсовета N 5-18 от 14.12.2018, заключенный между администрацией Ачинского района, Муниципальным казенным учреждением "Управлением строительства и Жилищно-коммунального хозяйства" Ачинского района" и Обществом с ограниченной ответственностью "Ачинские районные тепловые сети".
О применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав общество с ограниченной ответственностью "Ачинские районные тепловые сети" возвратить Администрации Ачинского района сооружение канализационные сети протяженностью 725 м., расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Горный, от КК1 до 2-го отстойника, кадастровый номер 24:00:0000000:412, 1984 года постройки.
5.О признании недействительным в силу ничтожности договор аренды муниципальных объектов недвижимости коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих водоотведение на территории Горного сельсовета N 6-18 от 14.12.2018, заключенный между администрацией Ачинского района, Муниципальным казенным учреждением "Управлением строительства и Жилищно-коммунального хозяйства" Ачинского района" и Обществом с ограниченной ответственностью "Ачинские районные тепловые сети".
О применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав общество с ограниченной ответственностью "Ачинские районные тепловые сети" возвратить Администрации Ачинского района следующие объекты:
-сооружение здание котельной и дымовой трубы общей площадью 240,9 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Горный, ул. Молодежная, 22 "в", кадастровый номер 24:02:6901008:95, 1975 года постройки;
-сооружение тепловые сети протяженностью 4 354 м., расположенные по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Горный, кадастровый номер 24:00:0000000:413, 1975 года постройки.
6.О признании недействительным в силу ничтожности договора аренды муниципальных объектов недвижимости коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих водоотведение на территории Причулымского сельсовета N 7-18 от 14.12.2018, заключенный между администрацией Ачинского района, Муниципальным казенным учреждением "Управлением строительства и Жилищно-коммунального хозяйства" Ачинского района" и Обществом с ограниченной ответственностью "Ачинские районные тепловые сети".
О применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав общество с ограниченной ответственностью "Ачинские районные тепловые сети" возвратить Администрации Ачинского района следующие объекты:
-сооружение в составе нежилого здания котельной и дымовой трубы застроенной площадью 474,5 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, ул. Школьная, 15, кадастровый номер 24:02:0000000:2155, 1978 года постройки;
-котельная на твердом топливе общей площадью 333,4 кв.м., расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п.Причулымский, ул. Просвещения, 19а, кадастровый номер 24:02:6501005:126, 1954 года постройки;
-сооружение тепловые сети протяженностью 3136,5 пм., расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Причулымский, кадастровый номер 24:02:0000000:2173, 1983 и 2007 года постройки.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 октября 2019 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- заключение договоров аренды было вынужденным,
-права жителей Горного и Причулымского сельсоветов, входящих в состав Ачинского района, права других лиц при таких обстоятельствах не нарушены.
-самостоятельно осуществлять бесперебойную подачу воды и тепла жителям Горного и Причулымского сельсоветов администрация Ачинского района не имеет возможности, в связи с отсутствием специалистов и учреждений, которые могли бы предоставить вышеуказанные услуги.
-непринятие мер по обеспечению жителей жизненно необходимыми ресурсами являлось бы незаконным бездействием органа местного самоуправления, на которого возложены полномочия по обеспечению тепло-, водоснабжением населения и водоотведение.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2019 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 10.12.2019.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей ООО "Ачинские районные тепловые сети", МКУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства "Ачинского района.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между администрацией Ачинского района (арендодатель), МКУ "Управлением строительства и Жилищно-коммунального хозяйства" Ачинского района" (балансодержатель) и ООО "Ачинские районные тепловые сети" (арендатор) заключены договоры аренды муниципальных объектов недвижимости коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих водоснабжение на территории Горного сельсовета от 14.12.2018 N 2-18, от 14.12.2018 N 3-18, N 4-18 от 14.12.2018, N 5-18 от 14.12.2018, N 6-18 от 14.12.2018, N 7-18 от 14.12.2018.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2. договоров балансодержатель передает за плату во временное владение и пользование объекты недвижимости коммунальной инфраструктуры, расположенные на территории Горного сельсовета Ачинского района, а арендатор принимает их и обязуется оплатить пользование и своевременно возвратить эти объекты в исправном состоянии с учетом нормального износа.
В соответствии с пунктами 1.2. договоров объектами аренды являются объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности.
Согласно пунктам 2.1 названных договоров срок аренды имущества установлен с 14.12.2018 по 31.10.2019 включительно или до момента заключения концессионного соглашения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Актами приема-передачи к приведенным договорам имущество передано Арендатору.
Ссылаясь на несоблюдение при заключении договоров аренды муниципальных объектов недвижимости коммунальной инфраструктуры от 14.12.2018 N 2-18, от 14.12.2018 N 3-18, N 4-18 от 14.12.2018, N 5-18 от 14.12.2018, N 6-18 от 14.12.2018, N 7-18 от 14.12.2018 администрацией Ачинского района, ООО "Ачинские районные тепловые сети" и МКУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства" Ачинского района норм действующего законодательства, нарушение публичных интересов, интересов третьих лиц, Прокурор Красноярского края полагает, что сделки по передаче в аренду муниципального имущества является недействительными в силу ничтожности, что послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Поскольку требование предъявлено в защиту имущественных интересов муниципального образования Ачинский район в лице администрации Ачинского района Красноярского края в целях обеспечения более эффективного использования муниципального имущества, то есть в защиту нарушенных публичных интересов, уд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у истца правомочий на обращение в суд с настоящим иском.
Согласно статьям 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пунктов 74 - 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Как указывалось выше, между Администрацией Ачинского района (арендодатель), ООО "Ачинские районные тепловые сети" (арендатор), МКУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства" Ачинского района (балансодержателем) подписаны договоры аренды муниципальных объектов недвижимости коммунальной инфраструктуры от 14.12.2018 N 2-18, от 14.12.2018 N 3-18, N 4-18 от 14.12.2018, N 5-18 от 14.12.2018, N 6-18 от 14.12.2018, N 7-18 от 14.12.2018, согласно пунктам 1.1. которого, балансодержатель передает за плату во временное владение и пользование объекты недвижимости коммунальной инфраструктуры, расположенные па территории Горного сельсовета Ачинского района Красноярского края, а арендатор принимает их и обязуется оплатить пользование и своевременно возвратить эти объекты (индивидуальные характеристики и наименования объектов приведены в п. 1.2 в исправном состоянии с учетом нормального износа.
Актами приема передачи от 14.12.2018 к договорам аренды от 14.12.2018 N 2-18, от 14.12.2018 N 3-18, N 4-18 от 14.12.2018, N 5-18 от 14.12.2018, N 6-18 от 14.12.2018, N 7-18 от 14.12.2018, арендодатель и балансодержатель передали, а арендатор принял спорное имущество.
Пунктами 2.1. договоров от 14.12.2018 N 2-18, от 14.12.2018 N 3-18, N 4-18 от 14.12.2018, N 5-18 от 14.12.2018, N 6-18 от 14.12.2018, N 7-18 от 14.12.2018, срок аренды устанавливается с 14.12.2018 по 31.10.2019.
Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Федерального закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.
Пунктом 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определено, что в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.
Вместе с тем, порядок заключения договоров, указанный в части 1 статьи 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется, в том числе, в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 2 статьи 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
В соответствии с частью 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно статье 4 Закона N 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляется обращение с отходами производства и потребления, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.
Концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования по общему назначению для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. В этом случае концессионным соглашением устанавливаются состав и описание такого имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, порядок возврата такого имущества концеденту при прекращении концессионного соглашения.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 37 Федерального закона N 115-ФЗ (ч. 1 ст. 13 ФЗ N 115-ФЗ).
В силу ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных данными Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В случае если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.
Исходя из приведенных требований закона, учитывая, что сроки введения в эксплуатацию переданных арендатору на основании оспариваемого контракта объектов (котельная, сети водоснабжения) превышают 5 лет, такое имущество могло быть отчуждено только на основании концессионных соглашений, заключенных в порядке, предусмотренном Законом N 115-ФЗ.
Таким образом, обоснован вывод арбитражного суда о том, что передача Арендатору органом местного самоуправления вышеуказанного имущества осуществлена в нарушение требований ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Кроме того, оспариваемые договоры заключены в обход конкурентных процедур, предусмотренных ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Доказательства соблюдения ответчиками процедуры, установленной для заключения концессионного соглашения, в материалы дела не представлены.
В апелляционной жалобе заявитель не опровергает, что спорные договоры аренды заключены с нарушением вышеуказанной процедуры, ссылаясь на то, что непринятие мер по обеспечению жителей жизненно необходимыми ресурсами являлось бы незаконным бездействием органа местного самоуправления, на которого возложены полномочия по обеспечению тепло-, водоснабжением населения и водоотведение и на необходимость исполнить возложенные на администрацию полномочия по теплоснабжению населения.
Однако, данные доводы не подтверждены документально. Заявителем не обоснованы срочность, чрезвычайность и необходимость заключения спорных договоров аренды в обход установленной процедуры.
Реализация исключительных полномочий по обеспечению подачи воды и тепла не означает возможность распоряжаться муниципальным имуществом в обход установленных законом процедур.
Доводы о том, что договоры были заключены с целью недопущения чрезвычайных происшествий, в защиту прав граждан, не принимаются, поскольку не обоснованы документально. Кроме того, заявителем жалобы не представлено доказательств принятия им своевременных мер, направленных на начало конкурсных процедур, подготовку конкурсной документации и проведение технического обследования объектов водоснабжения с целью исключения возможности возникновения угрозы жизни и здоровья граждан, проживающих на территории поселков Причулымского и Горного.
Ссылка на протокол рабочего совещания администрации Ачинского района подлежит отклонению. Как указывает в жалобе ответчик, комиссия состоялась 26.10.2018. Договоры аренды заключены 14.12.2018, то есть спустя полтора месяца после установления обстоятельств невозможности исполнения обязательств по прежним правоотношениям. С учетом изложенного не обоснована невозможности соблюдения требований действующего законодательства при передаче муниципального имущества в пользование хозяйствующих субъектов, а также длительность подготовки муниципального имущества к передаче (обследование, подготовка необходимой документации).
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании заявленных сделок ничтожными.
Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Поскольку иные способы восстановить права арендодателя - муниципального образования Ачинский район в лице администрации Ачинского района Красноярского края отсутствуют, суд, с учетом положений пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве применения последствий совершения недействительной сделки пришел к верному выводу о необходимости возвращения администрации Ачинского района имущества, поименованного в актах приема-передачи к договорам аренды муниципальных объектов недвижимости коммунальной инфраструктуры от 14.12.2018 N 2-18, от 14.12.2018 N 3-18, N 4-18 от 14.12.2018, N 5-18 от 14.12.2018, N 6-18 от 14.12.2018, N 7-18 от 14.12.2018.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация Ачинского района освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 октября 2019 года по делу N А33-23305/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-23305/2019
Истец: Прокуратура Красноярского края
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ АЧИНСКОГО РАЙОНА, МКУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства "Ачинского района, ООО "Ачинские районные тепловые сети"
Третье лицо: Уросреестра по Кк
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7792/19
13.12.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7786/19
10.10.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-23305/19
31.07.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-23305/19